Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
09:19, 08 ноября 2013

Образование — реформа продолжается

Уровень развития образования в любом государстве характеризуется наличием и состоянием дошкольных учреждений, средних школ и высших учебных заведений. Кроме того важнейшее значение имеет наличие чёткой государственной программы по поддержке и развитию науки и образования. Государственные гранты и стипендии, всесторонняя поддержка работников образовательной сферы и многое другое.

Особенно большое значение государственная политика в области образования имеет в молодых и развивающихся странах, к которым относится и Казахстан. Вклад в развитие образования - это вклад в будущее, в экономическую и социальную стабильность, в современное и эффективное развитие. В тоже время пристальное внимание государства к вопросам образования, порой порождает излишний реформаторский задор и желание как можно быстрее изменить сложившуюся систему. По моему не одна из сфер нашей жизни не подвергалась такому количеству разнообразных реформ как образование.

А ведь ещё древние китайцы говорили, что нет нечего страшнее чем жить в эпоху преобразований и перемен. Пора бы и нам уже точно понять каким мы хотим видеть наше казахстанское образование, какие требования к нему предъявляем и каких специалистов должны готовить наши ВУЗы. Довольно чётко векторы развития образования определены в Послании Главы нашего государства Нурсултана Назарбаева “Стратегия “Казахстан-2050”. Подчеркивая важность развития образования Президент говорит:”Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни”.

Далее в Послании подчеркивается необходимость развития дошкольного образования, создания системы инженерного образования и современных технических специальностей с присвоением сертификатов международного образца. Дается ориентир на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах. Подчеркивается важность развития научно-исследовательской деятельности внутри ВУЗов.

7 декабря 2010 года в Казахстане была утверждена Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы, в этой программе подробно проанализированы все проблемы стоящие перед современным казахстанским образованием, на основе данного анализа определены конкретные меры поддержки и реформирования. За период с 2011 по 2015 годы на цели предусмотренные программой выделяется более 461 миллиардов тенге из республиканского бюджета.

В результате реализации первого этапа программы уже к 2015 году должны быть обеспечены следующие социально-экономические эффекты: Разработка нового финансово-экономического механизма в деятельности субъектов образования, создание системы электронного обучения, начало перехода на 12-летнюю модель обучения, создание основ национальной квалификационной системы, интеграция программы школьного и вузовского образования, интеграция высшего образования, науки и производства.

Как видим цели поставлены довольно амбициозные, программа реализуется уже более двух лет, а результат должен быть получен через каких-нибудь два года. Насколько эффективно реализуется данная программа? Какие итоги можно подвести уже сегодня и не привела ли смена руководителя МОН к отказу от поставленных программой задач?

Blog post image

Обо всём этом можно было узнать, следя за очередным заседанием нашего Правительства, которое проходило 29 октября 2013 года в Астане под председательством Премьер-Министра РК Серика Ахметова.

Открыв заседание Серик Ахметов отметил важность обсуждаемой тематики в контексте задач приближения уровня образования и науки к мировым стандартам, определенных Главой государства в Стратегии «Казахстан - 2050».

Заседание продолжилось докладом министра образования и науки Аслана Саринжапова. Руководитель МОН отдельно остановился на системных задачах дошкольного и школьного обучения, технического и профессионального образования, а также проинформировал собравшихся о мерах по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса в целом. Говоря о развитии дошкольного образования министр отметил, что благодаря программе «Балапан» охват детей 3-6 лет дошкольным образованием увеличился вдвое с 36 до 71,5%. По данному критерию Казахстан вплотную приблизился к уровню развитых стран (в странах Восточной Европы 80%, Германии - 92%, Россия - 62%). - «Число дошкольных организаций по сравнению с 2010 годом увеличилось в 2 раза, и дошло до 8,7 тысяч, количество частных детсадов выросло в 1,7 раз, составив 25% от общего числа».

Останавливаясь на качестве дошкольного образования А. Саринжапов сказал:«В дошкольном образовании до 2016 года мы планируем обновить 30% программ, довести долю педагогов с высшим образованием в детских садах до 30%, создать ресурсный центр по подготовке кадров. Кроме того в 2014 году в системе дошкольного образования будет разработана концепция раннего развития детей. Внедрение концепции будет проходить в 2015-2016 годы».

За ближайших три года Минобразования планирует довести охват дошкольным образованием детей с 3 до 6 лет до 80%, тем самым достигнув уровня стран Восточной Европы. Стоит отметить, что ведомство ставит задачу обеспечить 80% охват детей раннего возраста соответствующим образованием и воспитанием. При этом подчеркивается, что очередность в детские сады будет снижена на 40%. Для этого планируется разработать четкие меры по стимулированию государственно-частного партнерства.

Далее в своем выступлении министр МОН коснулся темы развития образовательной инфраструктуры, в частности он отметил, что: «в 2014 году запланировано построить за счет республиканского бюджета 50 школ, за три года будет построено 146 школ. В результате чего к 2016 году доля аварийных школ уменьшится с 3% до 1,5%, трехсменных с 1,3% до 0,1% от общего числа». Одной из острых проблем нашего образования остается качество преподавания в сельских школах и отдаленных регионах Казахстана, причем дело порой не в низкой квалификации преподавателей, а в их нехватке, и отсутствии необходимой материальной базы способной обеспечить достойный уровень преподавания в сельских школах. Как подчеркнул министр МОН, сегодня наметился разрыв между городом и селом по качеству получаемого образования.

Почти все трехсменные аварийные школы, школы без спортзалов находятся в селе, доля учителей с высшей категорией в селе в 2 раза меньше, чем в городе. Проблемы сельской школы подтверждается тем, что результаты ЕНТ в селе ниже, чем в городе. Министерством образования уже разработан ряд мер направленных на решение этих проблем. Аслан Саринжипов отмечает: «Как решение мы предлагаем сконцентрироваться на ресурсных центрах и IT-технологиях. В 2015 году мы планируем создать 160 ресурсных центров, за которыми будут закреплены 640 малокомплектных школ, также мы обновляем концепцию e-learning, которая сократит цифровое неравенство между городом и селом».

В целом, по среднему образованию в ближайшие 3 года МОН планирует разработать новые учебные планы и учебники, обучить 100 тысяч учителей, охватить повышением квалификации 135 тысяч педагогов за счет краткосрочных курсов. До 2016 года в Казахстане будет увеличено число учебных заведений с обучением на государственном языке. «Мы будем уделять большое внимание казахскому языку, будет увеличиваться количество учебных заведений на государственном языке. В дошкольном образовании количество таких организаций будет доведено до 2 тысяч, в среднем образовании до 4 тысяч», - сообщает министр образования.

Отдельное внимание было уделено такой для многих насущной проблеме, как Единое национальное тестирование (ЕНТ), ни для кого не секрет, что к этому нововведению, до сих пор у многих весьма неоднозначное отношение. Причем систему критикуют не только ученики и родители, но и многие преподаватели школ и ВУЗов. По этой проблеме министр сообщил, что в ближайшее время в Единое национальное тестирование будут внесены изменения в части содержания вопросов и технологии проведения тестирования. - «Во-первых, будет пересмотрено содержание тестов.

Из базы тестов будут удалены вопросы, не отвечающие требованиям. Во-вторых, будет изменена технология тестирования. Внедрение компьютерного тестирования позволит снизить влияние субъективных факторов на результат», - сказал А.Саринжипов. Кроме того, министр подчеркнул, что сейчас идет проработка вопроса по внедрению возможности повторной пересдачи тестирования в течение одного года.

Глава МОНа отметил, что в рамках данных изменений планируется апробировать и внедрить, так называемые, тесты нового поколения, требующие развернутых ответов и решений. Таким образом, постепенно будет осуществлен переход национального тестирования от оценки знаний к оценке компетенций. Как сказал Аслан Саринжипов: “Применение тестирования будет не только инструментом оценки знаний выпускников и поступления в вузы, но и для определения траектории обучения школьников и перехода в профильную школу в 12-летке».

В техническом и профессиональном образовании особое внимание будет уделяться укреплению партнерства образования и бизнеса, подготовке кадров в увязке с приоритетами и требованиями развития экономики и производства. К 2016 году доля колледжей с дуальной системой обучения возрастет с 20 до 50%. В высшем образовании также ставятся цели по подготовке конкурентоспособных кадров, способных решать задачи инновационного развития.

Заседание продолжилось выступлениями других представителей сферы образования. Так по вопросам дальнейшей стратегии развития среднего образования выступили председатель правления «Назарбаев Интеллектуальные школы» К.Шамшидинова, глава правления холдинга «Кәсіпқор» Э. Садвакасова, вице-президент Назарбаев Университета К.Даирова.

Итог заседания подвел Премьер-Министр РК Серик Ахметов в частности он отметил особую важность вопросов совершенствования и повышения качества внедрения новаций в образовании. Премьер-Министр считает, что в этом вопросе необходимо «найти поддержку со стороны педагогов и общественности, взаимопонимание со стороны государственных и местных исполнительных органов. Без их особого внимания не будет модернизации образования». Он также подчеркнул, что «предлагаемые планы и идеи должны учитывать мнения профессионалов и населения в целом». «Государство уделяет большое внимание развитию педагогических ресурсов - повышению квалификации, совершенствованию системы подготовки педагогических кадров», - сказал С.Ахметов. По его мнению, «дисбаланс кадров – это возможно не просто наличие слабых педагогов в системе, а отток сильных, молодых талантливых педагогов из школ в другие «конкурирующие» сферы экономики, где создаются условия, есть конкурентная среда». «Без решения этого вопроса принимаемые государством меры могут быть малоэффективны, и сложно будет достигнуть поставленных целей», - сказал в этой связи глава Правительства.

В заключении С.Ахметов отметил необходимость решения проблемы малокомплектных школ, создания ресурных центров и дал поручение главе Минрегионразвития подключиться к этой работе в рамках разработки нового раздела Программы развития регионов по поддержке сельских территорий.

0
240
0