Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
07:07, 19 ноября 2013

«Социальная работа» и танцы 24 часа в сутки.

Знакомтесь, это Арман и Наталья - основатели танцевального объединения "Территория Танца", талантливые тренеры и просто удивительные люди.

Blog post image

Как вы пришли в танцы? И что для вас танец?

Танцы для меня - это естественное состояние. Человеку свойственно танцевать, будь то сольный танец или парный танец. Танцы - неотъемлемая часть человека: как любить, пить, есть, дышать, - рассказывает Арман. - А танцы преподавать – это, наверное, вдвойне удовольствие.

Мы с Натальей пришли в танцы, как все говорят "в достаточно зрелом возрасте", уже даже не школьники: мне было 24 года, Наталье - 22. В 24 года я, наконец, решился, и, скажем так, столкнулся с определенными трудностями. Куда ты можешь пойти, когда тебе 24?

Мы понимали, что чемпионов из нас уже не сделают - не в том возрасте.

Blog post image

В определенный момент решили создать школу танцев. Именно школу танцев для взрослых, куда будут приходить не только те, кто занимается еще с детского сада, а, к примеру, наши ровесники.

Изначально вообще не было такой цели - создать школу танцев для взрослых, - поправляет Наталья. - Не было цели вообще создавать какую-то школу. Просто Арман раньше всерьез увлекался ролевыми играми, а в ролевой тусовке есть такая вещь как конвенты. Они проводятся в разных городах, причем достаточно  масштабные. Как например, тот, что каждый год проходит в Казани.

На одном из таких конвентов как-то вечером проходил бал. Арман оттуда приехал, и, конечно, рассказал все своим друзьям, тоже ролевикам. Еще через полгода они решили, что в Павлодаре тоже нужно провести что-то подобное. Собрались, начали репетировать. Вот на одну из таких  репетиций я и пришла.

Blog post image

Это было интересно.  Исторические танцы - вообще вещь необыкновенная. То, что изучается у нас на кафедрах хореографии в институтах культуры обычно называется таким гадким словом как "историко-бытовой танец", но я лично с этим категорически не согласна.

Бальными я их назвать не могу - это просто танцы своего времени: есть танцы салонные, есть народные, но ни в коем случае не бытовые.Что вообще значит бытовой танец? Думаю, это название возникло в период становления Советского союза, когда все прошлое отметалось, дворянство отвергалось, а крестьяне уверенно лидировали в управлении государством. Думаю, такое название было создано именно в угоду времени. Мы же называем их старинными или историческими танцами.

Знаешь, это совершенно необыкновенный мир, - замечает Наталья. - Когда ты начинаешь заниматься историческими танцами, ты занимаешься ВСЕМ. Ты волей не волей начинаешь изучать костюмы того времени, прически, манеры, быт. Без всего этого невозможно создать хороший аутентичный бал.

Blog post image

На нашу первую репетицию пришло восемь человек, на вторую - 16, на третью – 32, а на самом балу было сто человек!  И там уже было совершено неважно кто в каких костюмах пришел: оделись кто во что горазд, но атмосфера была невероятная!

— А когда все-таки пришла идея профессионально учить людей танцевать, создать школу?

Когда мы готовились к балу и отзанимались только два месяца, ребята стали спрашивать: "Сейчас бал пройдет и все что ли? На этом все закончится?"

Спрашивали, спрашивали, и вот бал прошел. Еще через неделю мы с Арманом встретились, и я ему сказала, что народ не хочет расходиться, а он ответил, что не потянет,  что нет опыта преподавания. К тому времени я уже довольно долго работала хореографом и предложила помочь.

А изначально и не думали создавать школу - просто танцевали, потому что нравилось.

— Вы преподаете социальные танцы. В чем их смысл? И как бы вы объяснили само понятие социальных танцев?

— Самое главное, что хочется донести, что если ты  научился танцевать, то  это с тобой на всю жизнь. Приезжаешь  в любой город и спокойно танцуешь то, что ты умеешь: сальсу, танго, бачату.

— Старинные танцы, - добавляет Арман. - Старинные танцы ведь тоже были социальными танцами своего времени: человек даже приехав в другую страну, мог танцевать.  Для людей тех веков это было свойственно.

Крестьяне, люди, работавшие на земле, тоже имели свои танцы. Вот едет он в соседний хутор,  через речку - приходит и танцует. Там его заново этому не учат. Если взять знать - такая же история: приезжая в другую страну, они приходили на балы и танцевали. Потом наш XX век, так сказать, перенаправил вектор – танцы ушли в более профессиональную сферу.

Получается, что сегодня танцы стали неким достоянием именно танцевальных коллективов, в основном - детских. А затем эти дети вырастают в профессиональные коллективы, и выступают уже на большой сцене. Но спросите свою бабушку или прабабушку умели ли они танцевать вальс?

Я не задумываясь, подхожу к женщине в возрасте моей бабушки, приглашаю на танец, даже не спрашивая, вальсирует ли она. Я знаю, что это так. До войны и еще какое то время после,может, лет 15-20, люди умели танцевать. Тот же вальс. Сейчас все по-другому.

— Вот Маркос (прим. - кубинец, профессиональный хореограф, преподаватель и музыкант. Проводил мастер-классы в Павлодаре.) очень  хорошо сказал: "Я преподаю социальные танцы, а значит - оказываю людям социальную помощь," - вспоминает Наталья. - Мы оказываем людям социальную  помощь.

Люди сейчас не общаются: сидят интернете, в своих сотовых телефонах. И как следствие, у нас сейчас такое поколение - поколение людей, не умеющих выражать свои чувства, мысли, вообще не умеющих общаться.  Они не умеют налаживать социальные связи - мужчина с женщиной,  женщина с женщиной,  мужчина с мужчиной. Никак.

А все почему? Проще переписываться с кем-то в интернете, чем общаться вживую. Если человек от тебя за тысячу или за сотни тысяч километров, то у тебя нет перед ним никаких обязательств: не нужно терпеть его плохое настроение, незакрытый тюбик зубной пасты, разбросанные носки...

Поэтому, когда люди только приходят к нам в школу, поначалу они все страшно "закрытые": не разговаривают, приходят на вечеринки и сидят в углу. Страшно хотят танцевать и умеют танцевать, но сидят в углу! Потом проходит месяц, два, полгода и все кардинально меняется.

Blog post image

В школе и в институте нас постоянно учат математике, химии, русскому, литературе. Но нас нигде не учат быть женщинами, не учат быть мужчинами, учат быть мамами и папами.  Нам говорят  только о наших правах. И вот человек приходит :“ У МЕНЯ ЕСТЬ ПРАВО!”.  Он не думает о том, что у каждого  человека есть еще и обязанности -  обязанности именно как у мужчины и как женщины. И  чаще всего люди вырастают, не ассоциируя себя со своим полом. Вот идет мальчик с девочкой, иной раз  со спины  не видно, кто из них мальчик, кто девочка: оба в брюках, волосы короткие, оба худенькие. Бывает такое. Мода.

Социальное - это у нас только соцобеспечение,  пенсия.  Т.е. мы как-то однобоко это слово воспринимаем - социальный работник ,  пенсия, пособие… А это слово гораздо шире по своему пониманию.

— Ты сейчас немного в сторону ушла.

— Нет, я очень даже про танцы!  Танец очень хорошо дает почувствовать и примерить на себя нормальную социальную роль - роль женщины или роль мужчины. Потому что в танце, в социальных танцах, всегда мужчина ведет,  а женщина всегда следует. Но она следует не как безвольный робот: у нее тоже есть, скажем так, право и возможность для самовыражения, что в сальсе, что в танго. Она активный участник. Она не пассивна. Мужчина предлагает ей, но она может принять предложение,  а может сделать по-своему и сделать это так, чтобы не поломать  его танец.  И это самое главное, чему мы хотим научить: как это прекрасно быть мужчиной и быть женщиной! И в танце тоже.
Blog post image

— У нас очень немногие люди понимают, что такое социальные танцы. Как вы думаете, почему так происходит?

— В нашей стране история бально-спортивного танца гораздо длиннее истории латиноамериканских танцев: сальсы, бачаты, аргентинского танго…. Если взять 50-летнюю историю бально-спортивного танца России или СНГ  и взять десятилетнюю историю социального танца в Казахстане: конечно, у людей в голове еще не возникло разделение понятий. Наверное, поэтому начинают путать. А человек, который интересуется… Он посмотрит видео - при желании видно, что это другое.

У нас все это медленнее идет. Мне кажется, это менталитет наш провинциальный: "О, я лучше на диване посижу" или  "Вечер уже, поздно". Хотя, например, в Алматы есть группы, где занятия начинаются в девять вечера. И это нормально. В Павлодаре такое вообще нереально: нужно учитывать специфику. Но ничего, я думаю, постепенно это и к нам придет.

— Танец будет развиваться, - уверен Арман. - Те же бально-спортивные танцы, там  своих вечеринок не проводят. У них соревнования, и этого хватает. Это спорт, здесь важен первый результат.

— Мне еще кажется, что есть такая вещь: родитель вырос, и он свои мечты какие-то хочет осуществить в ребенке, а мы хотим дать людям понять, что вы можете сами осуществить свою мечту, и не надо осуществлять ее в детях.  У ребенка свои мечты, пусть он сам выберет. Дайте ему время и возможность с ними разобраться. Свои мечты каждый может воплотить сам: научиться танцевать, играть на фортепьяно, рисовать -  сейчас открывается очень много возможностей для взрослых. Раньше это было даже неприлично, сейчас, Бога ради, -  есть уроки рисования, уроки вокала, музыки, танцев именно для взрослых. И мы хотим дать взрослым эту возможность.

Blog post image

— Очень многие боятся идти на танцы. Самый частый ответ, который я слышу, когда зову кого-нибудь попробовать или сходить на вечеринку – “Я бревно!”. И когда я сама пришла сюда на первое открытое занятие, у меня была точно такая же мысль. Откуда это? Почему так происходит?

— Боятся не танцевать, боятся быть смешными.

— Что что-то не получится, и сейчас все будут смеяться, - добавляет Арман. - Нужно пробовать и знать, что сюда пришли все такие же "бревна". Ты не один: все, кто стоят - все такие пришли и все, кто звонят, все до единого, у всех в голосе слышен этот страх: "А вдруг у меня не получится?" Или:  "А вы можете гарантировать, что я смогу танцевать?". Кстати,  это тоже из-за страха какого-то. Я могу гарантировать, если будете ходить. "А вы можете сказать, за какое время я научусь танцевать?".  И это по телефону, не видя человека.

— Звонят, говорим: ну, абонемент на восемь занятий стоит столько-то. "А я за 8 занятий уже научусь?!"  - "Нет, за 8 не научитесь".
А вообще, нужно просто пробовать -  других вариантов нет. Это как маленький ребенок: вначале ползает, потом начинает ходить, поднимается  на ноги и падает, поднимается и падает, но он же все - равно пойдет. Так рано или поздно все затанцуют, кто пришел. Если будут ходить, то все будут танцевать, абсолютно все. Что самое интересное, человек с маленькими способностями при регулярных занятиях, если он ходит на вечеринки, опен-эйры, то он через  год  будет танцевать лучше, чем человек, у которого хорошие способности, но он ленится.  У того, кто работает, кто пробует, у того всегда получится лучше. Рано или поздно, но он перетанцует способного. У нас куча таких примеров в школе, просто куча.

Blog post imageBlog post image

— Наталья, а какие направления Вам ближе всего?

— Все, которые я веду: танго, сальса, ирландия, старинка, свободная хореография, - отвечает Наталья. -  Все близки, но, так скажем, по-разному. Просто, если это тебе не близко, то ты этим заниматься не будешь. Да и зачем?
Или когда мы бачату начали: вот, есть какой-то проект, и ты его открываешь, потому что люди хотят.  Я бы хотела, я сейчас за себя говорю, чтобы ее преподавал кто-то другой. Я с удовольствием потанцую бачату с хорошим партнером, но я не горю на ней, не раскрываюсь.

— Когда люди впервые слышат о бачате, о сальсе или о хастле, они начинают искать видео в интернете. А там не всегда показано то, что именно представляет из себя танец.

— Ммм.… Ну, есть такое. Но, во-первых, все понимают, что такое интернет: можно бриллиант найти, а можно огрызок какой-нибудь.

— Поэтому, когда люди приходят, мы им всегда объясняем, что то, что вы нашли - это было из категории шоу, постановочного танца. То есть люди тренировали каждый акцент по минутам, по секундам, - объясняет Арман. - Здесь это тоже можно сделать, но тогда вы не научитесь социальному танцу с разными партнерами, партнершами.  Например, то же аргентинское танго. Танго – это в представлении большинства что? Каблук, красное платье, роза в зубах…. А приходят "Розы нету, нога пока за ухо не забрасывается… А вот мы по телевизору видели…". Говорят: " Вот, мы к вам ходим, занимаемся, а когда мы так же начнем?". Это, наверное, самый яркий пример.

 

Blog post image

—Ну а в сальсе, помнишь?

—"Вот это сальса?! Точно?… А я что-то другое смотрела." Или по музыке: в интернете написано, что это сальса, а ты слушаешь, а это бачата звучит, например. Или просто хорошая популярная музыка, но не бачата, не сальса.  А люди говорят: "Ну вот же написано, в интернете же есть…".

—Знаешь, Наташ (прим. обращение к автору поста), это как с преподавателями - нужно выборочно относиться к тому, какую информацию ты хочешь взять.  Хочешь ты действительно научиться танцевать парный танец, уметь танцевать и получать удовольствие внутри пары, или ты хочешь красоваться перед другими людьми, хочешь делать какие-то показательные номера? Потому что, если показательные номера, то это совсем другой подход -  ты с одним партнером или группой людей тренируешь под конкретную музыку конкретные движения; все это будет только так и никак по другому. Это уже не импровизация. И бачата, она же тоже разная: урбана, доминиканская, много чего есть - кому что нравится. И это во всех танцах. Все имеет место быть. Просто нужно понять к чему твоя душа стремится и идти именно туда.

— Не мучить преподавателя и самому не мучиться, - добавляет Арман.

Blog post image

— На ирландии у вас еще и маленькие детки занимаются. А как они это понимают?

— Они это никак не понимают, - смеется Наталья.  Самый первый набор был для детей  трех - пяти лет, и привели одних трехлеток. А что они, трехлетние карапузы, кто-то еще даже в садик не ходит, понимают?

Из тех двадцати двух детей на сегодняшний день у нас осталось трое: где-то через год их осталось шестеро, через два – четверо, сейчас осталось трое. Это те дети, которые ездили на соревнования. Сейчас они уже абсолютно осознанно все делают,  уже понимают, что от них хотят, принимают, когда им делаешь замечания, уже сами стремятся делать лучше.
В прошлом году пришли дети постарше (где-то пятилетние), и с ними было чуть полегче.  Но они всё равно ничего не понимали. А тем, которые в этом году пришли, практически всем шесть. С ними совсем легко: они, как взрослые, все понимают. А с трехлетками очень весело: вот их толпа забегает, двадцать человек, и мы их вдвоем отлавливаем. И, вот, они стоят, разминку делают, и у них столько энергии, что к концу этого часа хочется просто лечь и не двигаться.

— Самое важное, что это не центр развития: мы не делаем с ними какую-то общую хореографию -  там пяточка, носочек.…У нас нет цели вести с ними ритмику - мы сразу родителям объясняем, что это ирландский танец, и наша цель это соревнование. Вот, как на художественной гимнастике: вы ребенка привели, все - через полгода покупаем обувь, через год едем соревноваться.

— Главное, чтобы родители не "сдулись". От ребенка здесь ничего не зависит: ему три года или пять лет он не может сам ездить на занятия. Будут родители водить - будет ребенок ходить, не будут родители водить - ребенок не будет ходить. А танцевать можно научить любого ребенка и любого взрослого. Любого! Если они хотят.
На соревнованиях порой бывают просто удивительные вещи. У нас девочка занимается, первый год это был просто неуправляемый ребенок: гиперактивная, все делала как попало. И вот, поехали на соревнование, так там она идеально все сделала - ребенок приехал с золотой медалью. И тут уже начались осознанные тренировки.

Blog post image

— В этом возрасте заниматься их приводят родители. Как Вы считаете, это правильно или лучше, чтобы они приходили сами – в более осознанном возрасте?

— Это знаешь, у кого какая судьба, кого привели в таком возрасте родители и продолжают водить, а кого не привели: меня вот, не привели. Если у тебя судьба быть в танцах, ты в них будешь - не важно, в 3 года или в 60 лет, ты все - равно туда придешь и останешься. Если не судьба, тебя хоть каждый год води.. Здесь другое важно - важно найти свой танец. Во-первых, не всем нравится сальса, не всем нравится танго, не всем - старинные танцы… Главное - найти свое. Может, в нескольких танцах у тебя душа будет раскрываться, а может, ты просто будешь уметь танцевать  потому, что это такая приятная разгрузка для тела.
Blog post image

—  Очень многие сейчас выбирают будущую профессию по принципу: “там мне дадут грант”, “а мне мама сказала”. Но ведь у каждого человека, наверное, есть какое-то призвание. А стоит ли его выбирать?

— Видишь, я не могу сказать за всех, моя история такова, что я в свое время, проучившись один курс педагогического института, благополучно его бросила и никогда туда не вернулась, и никогда не пожалела об этом, - говорит Наталья. - Тем не менее, я педагог. У меня нет педагогического образования, но я квалифицированный и очень хороший педагог. Я занимаюсь тем делом, которое действительно люблю, люблю больше всего на свете. Из всех профессий это то, чем я могу заниматься бесконечно - 24 часа в сутки. И я считаю, это хорошо, потому что я не думаю, что диплом дал бы мне больше,  чем я сейчас имею; не думаю, что диплом сделал бы меня  более счастливой. я знаю многих людей с хореографическим образованием, которые не умеют десятой части того, что умею я.  Т.е. я не могу назвать профессионалом человека только потому что у него есть диплом.  Это не профессионал.  Профессионал - это тот, кто прошел весь путь: ученик, танцор, преподаватель.

— Ты можешь быть хорошим танцором, но быть плохим преподавателем; ты можешь быть не очень хорошим танцором, но хорошим преподавателем.

 

Blog post image

— Это знаете, инструктору вождения один мужчина говорит: “Вы так классно обучаете, а можете, как Шумахер?” - “Нет, как Шумахер, не могу. А могу десять Шумахеров выучить.” Т.е. человек понимает свое призвание: я не Шумахер, но я могу сделать десять Шумахеров.

Когда я заканчивал школу, у меня было 3 пути: юрист, врач или быть спортивным тренером. И я так подумал, и родители так тоже посоветовали, знакомые, что юристом быть лучше всего…  Я 15 лет отработал юристом. Несколько лет совмещал преподавание танцев с работой юриста.

— Можно не иметь призвания и быть хорошим специалистом. Арман - хороший юрист, но каждое утро вставать и думать: “Блин, опять на работу…”

— Сейчас я не занимаюсь юридической практикой. Сейчас вот танцевальная школа, - смеется Арман. - Было трудно, особенно в начальный период, период становления школы, но я ни разу не пожалел. И это уже не один час пришел и отвел, а полностью занят – это с тобой 24 часа: и ремонт, и освещение, и просто преподавание… Многие знания, которые я приобрел в других областях, конечно, помогают: покупка стройматериалов, привоз тех же иностранных преподавателей.

— А может у человека призвание быть мамой, быть женой? Это же тоже призвание.
А вот, пошел ты на грант, но ты не любишь эту специальность, ты сразу знаешь, что ты не будешь работать по этой специальности, потому что ты ее терпеть не можешь – получается, что ты занимаешь место человека, который может быть талантлив в этой области, но не добрал он какого-то балла, не смог. И все. Фактически 5 лет ты сидишь и занимаешь чье-то место. А зачем? Зачем мучить себя и других? Просто для халявы? Это только так говорят: "Вот ты сейчас получишь высшее образование и делай, что хочешь!" И это такой самообман… А 5 лет жизни? Дело в том, что никто из нас не знает, когда его жизнь закончится. Что будет через 5 минут? И это бездарное растрачивание своей жизни на всякую ерунду, которая тебе неинтересна и не нужна… Мне не понятно, зачем работать там, где тебе не нравится. А смысл? Правда, я никогда этого не понимала, даже в 18 лет. А если человек счастлив, если он делает, что хочет, деньги сами к нему придут. Если ты делаешь то, что ты делаешь от души, все само приходит.

Blog post image

Что хочется сказать в завершение. На что я рассчитывала, отправляясь на это интервью? И что получила? Я думала, что мы просто погорим о танцах, об истории создания школы, интересных случаях из повседневной жизни клуба, и так оно и было, но... все-таки не совсем так. Набирая этот пост, я раз за разом прокручивала в голове слова Натальи и Армана и все больше убеждалась в том, насколько простые и правильные слова они подобрали, объясняя не всегда простые вещи. 
Герои мои сегодняшнего поста - удивительные люди: их бешеная энергетика и позитивный настрой просто не могут оставить никого равнодушным.
И мой вам совет, не бойтесь танцевать, не бойтесь пробовать что-то новое - все мы "бревна", когда пробуем что-то впервые!

P.S. Арману и Наталье большое спасибо за чай и интересное живое общение.)

 

Часть фотографий взята из личного архива героев.

1
988
0