Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
-2
18:10, 17 ноября 2013

Интуитивное обучение с технологией опознавания казахской речи — «Til Ozat» -

Главной целью данной методики реализованной на авторской технологи «Til Ozat» является обучение языку на уровне CERF A2 (пред пороговый уровень). Это как Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка (Common European Framework of Reference, CEFR), так оценка системы КАЗТЕСТ применяемой в Казахстане.

Априори каждый из нас, умеющий "говорить", овладел языком в детском возрасте. Подробное описание процессов происходящих при овладении языком в детском возрасте можно легко найти в интернете, поэтому я перейду сразу к главной конструкции овладения языка.

Вначале ребенок овладевает  понятием "объект", а затем "свойствами объекта",  и "действиями над объектами". Объект - свойства - действие.  Позже эта конструкция усложняется в вид: Существительное - глагол - прилагательное. Но это искусственная пристройка, не заложенная в нас природой.

1. Объекты. Первое слово, которое мы осмысленно произносим - это "мама" и "папа". Интересно, что эти объекты для многих из нас сугубо субъективны. При слове "мама" мы автоматический представляем только свою маму, а вот при слове "брат", "дядя" и "родственник" область представления для нас расширяется. Расширение представления и обобщение - эта особенность современных языков, хотя ранее в примитивных языках расширенное обозначение "объекта" почти отсутствовало. Причем природный механизм понимания "объекта" настолько в нас превалирует, что до сих пор в мире есть народы, обходящиеся в большинстве словами "объектами", заменяя ими свойства и действия. Например: Тасманцы не имеют слов для обозначения таких качеств, как сладкий, горячий, твердый, холодный, длинный, короткий, круглый. Вместо «твердый» они говорят: как камень, «круглый» - как шар, как луна и еще прибавляют жест, который это поясняет. Также на архипелаге Бисмарка отсутствуют всякие обозначения для цветов. Цвета обозначаются точно таким же образом, путем названия предмета, с которым они имеют сходство.

2. Свойства и действия. Далее конструкция усложняется пониманием свойств и возможных действий над объектами. Пример: "дай", "хочу", "вава (больно)" и далее усложняется в виде: "мама красивая", "мама пришла", "мама, дай сок". Это, по сути, искусственная модель, навязываемая современным языком.

В каждом из нас природой заложен мощный механизм освоения языка и правила работы этого механизма для всех одинаковы. С возрастом данный механизм атрофируется, переходя в новое качество, а именно, у нас успешно продолжатся искусственное развитие родного языка, имеющего непоколебимую терминологическую основу. Условно возраст, в котором происходит данный переход - это примерно в 12 лет. В дальнейшем попытка замены нашей терминологической основы другими "звуками" вызывает мощное психологическое сопротивление, что и является современной проблемой в обучении другому языку взрослого человека. Наш мозг считает освоение терминологической основы пройденным этапом и упорно не хочет возвращается в "детство".

Вот почему дети, попадая в другую языковую среду, легко и быстро к ней приспосабливаются и осваивают чужой язык. Личный пример - я вырос и закончил 1 класс в поселке Обаган, Костанайской области. Особенностью данного поселка было то, там говорили только на казахском языке. Переехав в город, я пошел в русскую школу снова в первый класс и уже через месяц свободно говорил на русском языке, хотя меня никто ему специально не обучал.

Методику, которую я в дальнейшем опишу, нельзя по праву назвать "авторской", потому как автором ее является природа человека и ее механизм заложен в каждом из нас. Я лишь попытался в своей работе максимально разделить природный механизм освоения языка, являющийся для нашего мозга "родным" и "заложенным в мозг", с искусственной составляющей современного языка. Использовать при обучении в основном "заложенный" в каждом из нас природный механизм освоения языка, тем самым максимально снизить психологическое сопротивление нашего мозга.

Первая задача, которая была поставлена - это "убрать костыль" при изучении слов "объектов". Под "костылем" я имею в виду "перевод слов". Например, если указывая на объект "слон" мы учим, что это на казахском "пiл", а на русском "слон" мы создаем этот "костыль". Как я писал выше, это вызывает неосознанное психологическое сопротивление. Но продуктивность обучения резко возрастает, если Вы видите объект и Вы сразу слышите и произносите его обозначение "пiл". В этом и заложена суть интуитивного обучения языку. Мы догадываемся о соответствии видимого "объекта" со словом "пiл", а разгадав это мы в разы эффективнее запоминаем это слово.

Второй задачей, но не менее важной является использование органов чувств, как главных инструментов природного механизма освоения языка. Возьмем выше приведенный пример.  Насколько эффективнее Вы запомните перевод слова "слон", если Вы увидите ("слон переводится как " пiл") и рисунок слона и надпись на нем "пiл"?! А если Вы сядете на слона Вам произнесут его обозначение "пiл". Эффективность последних примеров неоспорима. Активируются заложенные природой в нас механизмы освоения языка.

Третьей задачей, но самой сложной и незаменимой явилось для нас создание технологии обратного голосового контакта. Без него процесс освоения языка не очень эффективен. Вспомните, как ребенка обучают первому слову "мама". Ребенок, пытаясь произнести это слово, смотрит на маму и корректирует свое произношение до одобрения и уверенности в правильном произношении. И так происходит во всем цикле освоения языка. Над этой задачей я с группой программистов работали более 6 месяцев, хотя не были уверены в успехе. В процессе мы открыли для себя множество удивительных вещей. Оказывается, наш мозг имеет уникальную систему подавления шумов, благодаря которому мы четко слышим человеческую речь, на 90% подавляя посторонние шумы (ветер, шум машин, техники, музыку и т.д.). Для программного создания подобного механизма, мы использовали измеримые свойства звуков - тембр, высота, громкость, длительность. Дикторы с четким произношением произносили нужные слова, а мы на базе тембра, высоты и длительности строили в автоматическом режиме математический "образ" каждого слова. Это позволило при программном распознавании слов, находить и вычленять из общего шумового потока звуки, соответствующие созданным ранее математическим "образам". Данные математические "образы" слов имеют сложную структуру и допустимые математические погрешности, связанные с тем, что одно и то же слово имеет отличие по тембру и высоте при произношении их разными людьми. Например: девочка, мальчик, парень, девушка, бабушка, дедушка произносят одно и то же слово с отличием в тембре и высоте, а зачастую с шумовой примесью в виде хрипа, картавости, шепелявости и так далее. Смею предположить, что именно по такой технологии работает и наш мозг. Если Вы впервые посетите детский сад и попробуете понять "о чем говорят дети", то обнаружите, что, несмотря на знание языка, вы с трудом понимаете их речь. А вот работники детских садов, легко понимают их речь именно за счет того, что модели этих слов опознаны и закреплены в мозгу. Особенно яркий пример связан с английским языком, столь популярным в мире. Люди из разных стран с трудом понимают друг друга, хотя и говорят на одном языке. Но стоит провести в общении определенное время, как в мозгу формируются соответствующие "звуковые образы" и мы все лучше понимаем собеседника. Для реализации технологии самообучения программы, мы использовали экспертную систему, как еще ее называют - "искусственный интеллект". Это позволяет нашей программе постоянно совершенствовать языковую базу и с каждым разом точнее "понимать" человеческую речь.

Четвертая задача, это вызвать у обучаемого стабильный и высокий интерес процесса обучения. Ни для кого не секрет, что один и тот же материал, поданный в интересном и захватывающем виде, в отличие от скучной подачи будет усвоен в разы лучше и вообще доведен до конца. Доказано, что высокая концентрация внимания обучаемого изучаемым материалом, гарантирует быстрое и углубленное освоение материала. Интересные примеры этого мы можем иногда обнаружить рядом, в компьютерах клубах. Взрослые люди в азарте, играя с детьми в сетевые игры, сами не замечают, как на лету запоминают огромное количество незнакомых слов. Если им незаметно "подсунуть" вместо этих слов "нужные", то эффект был бы впечатляющим. Именно поэтому в области военных технологий обучения, в том числе и языку в развитых странах начали создавать игровые симуляторы, имитирующие реальный мир. Обучаемые солдаты, управляя "виртуальным героем" в игровом режиме обучаются нужным навыкам и нужному языку.

Пятая задача, сугубо научная и отвечает на вопрос, в какой последовательности обучаемый должен овладевать языком. В этой задаче строится "дерево" слов, где каждое новое слово распознается обучаемым как за счет ее привязки к уже распознанным словам, так и за счет визуализации и соответствующих им звуков. В последующем применяется их активная комбинация. Например: обучаемому демонстрируется фото с детьми мужского пола и произносится слово "ұл", а на фото с детьми женского пола "қыз". С помощью постоянного теста обучаемый "догадывается" и закрепляет в уме, что это мальчик и девочка. Далее показывается действие, где мальчик есть, а девочка пьет и это озвучивается. Задается неявный вопрос - где на нижних фото "мальчик пьет"?. Связующим новым словом становится слово "пьет", с помощью которого обучаемый "догадывается" на каком фото "мальчик пьет"

Blog post image

Затем обучаемому предлагается произнести эти новые слова и электронный репетитор проверяет правильность произношения и доводит произношение обучаемого до допустимого эталона.

Очень похоже на математическую формулу с одним неизвестным. Такие задачи мы легко научились решать в школе. Например: Х + 5 = 7. Ответ Х =2. Именно таким образом, ставя в авангарде 1 неизвестное слово, связанное по смыслу с изученными ранее словами, выстраивается поэтапно дерево обучаемых слов.

Согласитесь, что данная искусственная языковая среда значительно лучше на начальном этапе обучения, нежели естественная языковая среда, где собеседники не заботятся о том, какие слова Вы уже знаете, а какие нет. Тем более не пытаются придерживаться их логической связи и визуализировать их.

Резюмируя данную статью, я хочу представить нашу Вашему вниманию краткое описание моей авторской программы (рабочего прототипа) - «Til Ozat» -, которая построена на выше описанной методике и технологиях.

«Til Ozat»— это компьютерная программа для изучения казахского языка в комфортных для понимания условиях. Методология обучения программы позволяет учить так, как вы в детстве начинали учить свой родной язык - без правил, путем погружения в языковую среду, многократного повторения и формирования ассоциативного ряда в различных областях жизни, выработка шаблонов и автоматизмов по принципу от простого к сложному, от практического восприятия к написанию и правилам. Методика программы обучает полуавтоматически воссоздавать и понимать бытовую разговорную речь, говорить на казахском языке, что в высшей степени важно в пользу активации  разговорной речи.

Технология распознавания казахского языка позволяет осуществлять репетиторский контроль правильности произношения, а в последующем создать искусственную языковую среду,  где обучаемый имитирует голосовое общение с виртуальными собеседниками.

Благодаря разработанной методике, программа научит не думать, подбирая нужные слова, а автоматически воспринимать и воспроизводить наиболее распространенные разговорные грамматические конструкции, что крайне необходимо для активации Вашей разговорной речи и начала общения.

«Til Ozat» учит казахскому языку через последовательность тщательно структурированных уроков. Новые слова становятся связанными со знакомыми объектами, действиями, и мыслями. Слова образуют фразы и предложения в систематической прогрессии.

Исследования показывают, что обучение исключительно на том языке, который желает освоить обучающийся, является крайне необходимым для достижения этой цели. Изучение одной только грамматики и механическое запоминание не позволят говорить на казахском языке. «Динамическое Погружение» помогает думать на новом языке, быстро развивает языковые навыки и конструкции, с помощью которых все привыкли общаться.

Параллельно с данной программой необходим запуск телевизионного художественного сериала, где главный герой, обучаясь по данной методике на базе программы «Til Ozat», применяет ее в фильме имеющим юмористический жанр. Для данного сериала уже готов синопсис, где подробно описана структура и содержание художественного сериала.

 

Как Вы уже поняли, платформой данной методики является программная  технология «Til Ozat», которая на данный момент успешно реализована.  Однако не хватает богатого контета в виде лицензионных фотографий и видео с актерами, а так же аудио материала для экспертной системы опознавания казахской речи с профессиональными дикторами. Вся дальнейшая работа должна вестись с ученными в области педагогики, лингвистики и так далее. Необходимы аппаратные мощности в виде серверов. Подобные финансовые расходы не по плечу одному частному лицу или группе ученных. Для дальнейшего развития и совершенствования проекта необходима серьезная финансовая поддержка в лице государства или частных инвесторов. В Казахстане утверждена "Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы", где ясно показаны целевые индикаторы освоения казахского языка не только государственными служащими, но и всем населением. Для реализации столь масштабной задачи, необходимы новые инновационные подходы, позволяющие обучать миллионы граждан Казахстана. Никакие курсы по обучению не способны справится с таким количеством людей в указанные в государственной программе сроки. На исходе первый этап исполнения этой программы. Уже в 2014 году правительству Казахстана необходимо достичь первых целевых индикаторов.

Учитывая важность этой задачи, поставленной главой государства Н.А. Назарбаевым, языком обучения для технологии «Til Ozat», был выбран "казахский язык". Демонстрация ее в Министерстве культуры и Министерстве образования Республики Казахстан позволило получить положительную оценку и рекомендации для ее применения государственными органами.

-2
833
5