Недавно состоялось официальное открытие японского сада, который находится в главном ботаническом саду страны, в Алматы. Посетить это красивое место и приобщиться к «дзенской» культуре сможет любой желающий.
Японскую асимметричную архитектуру сложно спутать с какой-либо другой (разве только с более древней китайской, из которой и взяты основы японской архитектуры), и только завидев характерную резную деревянную арку на входе, гости, впервые пришедшие в японский сад, уже точно знали, что идти нужно именно туда.
Войдя в японский сад, с трудом вериться, что он создан совсем недавно. Не многие знают, что такой эффект создан нарочно, дабы следовать исконным традициям японского ландшафтного дизайна. В Японии верят, что именно время выявляет на «видимую» поверхность все «дзенские» качества сада, а западная концепция мгновенного сада, возникающего на пустом месте, в Японии не находит понимания. Тамошние жители верят, что красота не может быть мгновенной - она должна зреть. Именно поэтому при строительстве алматинского японского сада важную роль играл эффект «Фука». Это слово можно перевести как «побитость» стихиями – ветрами, дождями и снегами. Это касается деревянных построек и изделий в саду, а так же камней и металла. Причем в последнем случае ржавчина является не изъяном, а достоинством. Ни что из рукотворных изделий, ни в коем случае не должно быть новым. Идеально, если они посерели от времени. Новые же поверхности, не дожидаясь природной эрозии, часто старят намеренно. В нашем случае, сад был реализован с учётом этой технологии, что не может не радовать утончённых ценителей архитектуры.
Главной задачей дизайнера при создании сада являлось обеспечение максимальной естественности создаваемой композиции. Примерно 30% сада, площадь которого, кстати, составляет 1,2 гектара, заполнено различными посадками, а остальное пространство оставлено для открытых лужаек и газонов. Деревья и растения рассредоточены не прямой линией, как это принято у нас, а небольшими, живописными группами, как это и заведено в природе. Совокупность всех этих качеств и создаёт эффект «первозданности». Японский сад очень органичен для нашего климата и пейзажа, но что касается менталитета, то тут мы отличаемся от японцев. Если японский сад – это сдержанность и аскетизм, то у нас больше любят напыщенность, а порой даже «кичёвость». Именно поэтому, глядя на японский сад в Алматы, даже непосвящённый казахстанец ясно понимает, что видит пред собой произведение искусства другого народа.
Заведующий лабораторией дендрологии Института ботаники и фитоинтродукции Комитета науки и МОН РК Сергей ЧЕКАЛИН, посвятивший 36 лет главному ботаническому саду Казахстана, рассказал s7aRTeR'у о том, как обстоят дела в японском саду.
— Японский сад построен совместными усилиями японских, американских и казахстанских архитекторов. Проектирование и строительство продолжалось на протяжении четырёх лет. Здесь представлено более 70 видов растений, причем 30 из них были впервые посажены в ботаническом саду. Плакучие ивы и березы вносят в композицию теплоту, умиротворенность и являются символом чистоты, смирения и женственности. Клён, особо почитаемый в Японии – символ вечности, величия, жизненной мудрости, тактичности. У нас представлено несколько видов этого растения. Конечно, особый колорит саду придают цветы.
Учитывая тот факт, что с водой в ботаническом саду, мягко говоря, проблема, очень кстати пришлись идея сухого ручья. Гравий и камни укладываются особым образом, чтобы создать иллюзию текущей воды. По «берегам» сухого ручья сделали посадки цветов и хвойных: хризантемы и альпийские астры, туи и можжевельник, карликовые ели и горные сосны. Неподалеку растут бонсаи, которые являются символом вечности и мудрости, они олицетворяют гармонию человека и природы, воплощают принцип “в малом увидеть большое”. Есть в саду и беседка – прекрасное место для раздумий, а в дальнейшем её обещают переоборудовать для полноценных чайных церемоний.
Борис КАЛАЧЁВ,
Алматы