Мне посчастливилось жить в эпоху перемен. Быть свидетелем крушения моральных ценностей, рождения новых идеалов и созерцателем низменных человеческих инстинктов.
Я поступил в обычную советскую школу в 1986 году, в 7 лет я не знал, что такое Перестройка, как не знают этого слова многие сегодняшние молодые люди. Я успел стать октябренком и был пионером. Нас выгоняли с уроков за помятый галстук, но через год-другой можно было безнаказанно пририсовать очки на портрете Ленина, и увидеть, как пожилая учительница истории сдерживая слезы говорила о том, что не знает как жить дальше.
Моя школа находилась в обыкновенном микрорайоне, обычного областного центра. С одной особенностью, в нашем районе была улица - невидимая стена разделявшая детей на два социальных класса. По одну сторону улицы располагались три средние школы, в которые принимали по участковому принципу, как в поликлинике, с учетом прописки. По другую сторону улицы тоже были три школы: одна - средняя, вторая - школа - интернат для глухих детей и третья - для детей с задержкой умственного развития.
Естественно, нашей школой пугали тех, кто учился по ту сторону улицы ))). В самой школе тоже были невидимые барьеры, ставшие основой социальной стратификации... 6 классов - а, б, в, г, д, е. По какому принципу распределяли учеников по классам? Я не знаю. Но знаю одно, в моем классе учились самые слабые ученики в школе, второгодники и третьегодники были только в моем классе, естественно это был класс под буквой "е". Не удивительно, что мы всегда занимались во вторую смену ))).
Находясь в такой своеобразной детской среде, во время смерти большой страны и рождения новой, когда исчезали школьные кружки и спортивные секции, и появлялись жвачки Turbo за 3 рубля, мое детское сознание посещали различные авантюрные мысли. Уже не помню причин, которые подтолкнули меня к этому, но было весело, хотя и опасно.
1992 год
Афера №1. Лотерея
Я и мой друг - одноклассник решили, запустить в классе лотерею. Моментальную. Почти Выигрышную. Сформировали призовой фонд - сломанные цветные карандаши, ластики, обгрызанные линейки, согнутые транспортиры и всякая школьно-канцелярская хрень. Хрень брали естественно дома.Уже не помню, было ли тогда "Поле чудес", но у нас был суперприз - офицерская линейка из Военторга.
Нарезали пару тетрадок, внутрь бумажек написали просто "выигрыш" или "без выигрыша". Бумажки заклеили. Теорию вероятностей, как и теорию игр в 6 классе не изучают, поэтому количество выигрышных и без выигрышных лотерей было на глаз, по принципу на одну кучку пол-кучки.
Пришли в школу, вторая смена, 6 уроков до 7 или 7-30 вечера. В первую же перемену началась торговля, со словами "Почтеннейшая публика" или что-то в этом роде. Призы выдавали наугад из мешочка... Только офицерскую линейку припасли отдельно... Цена за 1 лотерейку была символическая, сколько-то рублей. Советских. Это было до введения тенге.
Торговля пошла хорошо, советский человек, тем более советский ребенок, как и любой другой ребенок всегда желает чуда. Сразу. Много. Бесплатно. Больше, чем у соседа.
К третьей перемене лотереи кончились, призы кончились еще раньше. Класс начало будоражить. Что мы сделали? Во время урока мы опять нарезали бумажек, только на этот раз не ножницами, а линейкой, бумажки даже не заклеили. Без выигрышных билетов было гораздо больше.
В качестве приза положили в мешочек собственные канцелярские принадлежности, а также всякие булочки-конфеты-печенья. Некоторая часть призов была денежной, из тех денег, с первой перемены.
Торговля продолжилась. К 6 уроку все были охвачены золотой лихорадкой, даже второгодники... За офицерскую линейку началась драка.
Возвращались домой веселые. Без фингалов. Без денег.
Деньги мы потратили. Купили жвачки Turbo, по 3 рубля за штуку. С машинками.
Продолжение завтра. Иду спать.