Yvision.kzYvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
2
14:07, 26 октября 2013

[В кино] The World's End / Край Света.

Внимание, возможны спойлеры!

Blog post image

«Край Света» стал третьим полнометражным фильмом выдающего неповторимую химию трио режиссера Эдгара Райта и актеров Саймона Пегга и Ника Фроста. Эти три имени существуют вне тандема с переменной успешностью, никоим образом не сравнимой с трилогией всей их жизни. Райт снимает пост-модернистский файтинг «Скотт Пилигрим», утаивая все британское где-то во внутреннем кармане пиджака, а Пегг с Фростом то срабатываются вместе у Грега Мотоллы («Пол»), контрастируя английским акцентом с говором жителей американских прерий, то пускаются в самоволку, где у Пегга удач чуть побольше, чем у партнера по дуэту.

До своего «конца света», талантливый коллектив успел пройтись «судными днями» и сокрушительной волной выдумки, изобретательного высмеивания всея узких жанров, и интеллигентной иронии, должным образом отступившей от возможного самоистязания, погрузив сначала Лондон в зомби-апокалипсис ("Шон живых мертвецов"), а затем и архетипный скудный британский городишко – Глостершир, превратив тот в собирательную сцену всех детективных боевиков, подсвеченную прожекторами добротного пародийного настроения ("Типа Крутые Легавые").

Blog post image

Оглядываясь назад, можно вполне основательно заявить, что если их полнометражный дебют после двухлетнего пребывания на телевидении (телесериал Spaced) это замечательнейшее продолжение завязавшейся творческой дружбы, где они нашли прекрасный фирменный рецепт, то второй фильм эту формулу довел практически до идеала. Благо, неискоренимое британское чувство меры и вкуса способствовало тому, что нас ожидала еще одна, последняя (а будь это где-нибудь в студиях голливудских холмов, рецептик отправили бы прямиком на фабричные замеры – два фильма в год и еще спин-офф!) глава их, так называемой трилогии «Трех вкусов Корнетто» - «Край Света» или «Конец света» - да называй как хочешь, но только не так, как его величают в СНГ на постерах. И спрашивается тогда – если «Легавые...» был чудеснейшим, то чего ждать от фильма, завершающего стилистическую и концептуальную сагу? Лейтмотив стал обозначен еще в тот момент, как руки Пегга и Фроста сцепились в рукопожатии, положившей начало бесконечной дружбе, и все три ленты, главным образом, именно об этом с небольшими отступлениями, вызванными и заслуженным желанием Райта быть автором, оратором, несущим посыл публике ну и просто банальной потребностью в мягком ехидстве островитян и мальчишеском дурачестве. А без последнего то никак.

Ведь именно эта ребяческая сторона их подхода позволила создать столь запоминающиеся кинокартины! Английский утонченный сарказм выводился на новый уровень благодаря сопровождавшему его пацанскому восторгу – и вместе эти два качества привносили в отличные истории что-то неподвластное и не нуждающееся в осознании, чему не смогли бы противиться самые закоренелые снобы.  Как раз таки здесь кроется самое главное отличие «Края Света» от его блистательных предшественников. Нет, мальчишеский свет в глазах не погас, точнее свет этот уже не там, в глазах, он спрятался в мозговой подкорке и теперь должным образом контролируется. Вместо этого, мы слышим, и вовсе не кажется, отчетливо, хоть и ликующее гикование авторов не улетучилось, размеренный голос повзрослевших, погрустневших и, избито прозвучит, ностальгирующих. Кто о чем: о потерянной молодости, о разрушенном идеале в лице лучшего друга, о школьной любви. В общем как обычно, но только в контексте фильма – остроумно и безумно смешно, так еще теперь и с инопланетянами, пришедшими на замену зомби и разъяренным провинциалам.

Blog post image

И упомянутая выше формула прекрасной смеси комедии, жанра и пародии на этот жанр совершенно не меняется . Происходят лишь подтасовки заменяемых слагаемых – рокировка образов Пегга и Фроста, отказ от чрезмерного заигрывания с выработанным Райтовским монтажом. Это было всегда круто, и если бы осталось прежним, никто бы не жаловался, однако трио теперь каждый свой отличительный мазок наносит, лишь тогда, когда это действительно нужно. И в финале кино никак не замутнено излишним фан-сервисом (а за два фильма могло и накопиться!). Зато, как говорилось, любование созданными отсылками на вне- и внутри- трилогии здесь существует не ради себя и не ради шутки, хотя в основном для этого, что по-прежнему главное и хорошо, а только как дополнение, искусный виртуозный жест, эдакий не поклон, но кивок жанру. Казалось бы, незначительный реверанс – но выдержанное ограничение юношеского задора даже в том, как и где шутить «в теме» делает из «Края Света» не просто лучший фильм трилогии, как самый осознанный и взрослый, но и еще выпячивает его как самый личный далеко вперед из ряда всех работ тандема – начиная их общим телевизионным детищем и заканчивая сторонними личными работами.

Blog post image

"Край Света" стоит еще и заслуженно похвалить за, пожалуй, лучшую актерскую работу Саймона Пегга, подкрепленную не менее классной и энергичной игрой Фроста а также уверенные выступления всех вторых ролей - Пэдди Консидайна, которому крайне необходимо больше экранного времени и Мартина Фримана вместе с Эдди Марсаном. О последних могу сказать, что отыграли неплохо. А вот чего точно нельзя было ожидать, так это драки, настолько хорошо и в полезной мере бредово поставленные. Герой Пегга, норовящий допить свою пинту пива в очередном пабе, при этом остервенело отдающий отпор валяющим со всех сторон врагам-иноземцам - данная сцена, возможно, встанет на одну ступень с классическим уже эпизодом из "Шона Живых Мертвецов", где весь актерский ансамбль бил дружно полного бармена-зомби бильярдными киями под такт песни Queen.

Касательно технической стороны и музыкального сопровождения нарекания не имеются, как и благодарственные замечания. Все на уровне - нотные ряды держатся ровно а картинка вместе со спецэффектами работает в полную меру. Впрочем инопланетяне получились весьма неординарные.

Blog post image

Все, кто смотрел предыдущие части трилогии, помнит, что каждый фильм имел в своей структуре два конца и этой традиции создатели остались верными, и в привычке придавать финалам двойственность тоже не изменили. В «Крае Света» второй финал куда грустнее и мрачнее, как и  неожиданнее. Ирреальность концовки прекрасно звучит в партитуре ироний и ностальгии фильма, но определенного единственного смысла в себе она не заключает, кроме разве что буквального отождествления героя Пегга с рыцарем печального образа. Поэтому трактовка неоднозначна. Хотя уверенно прослеживается тема возвращения – мужа к семье, школьных влюбленных друг к другу, общества в каменный век, пережившего самые грандиозные потрясения путника снова к приключениям. Райт, возможно, прикрываясь ширмой комедии, и комедии, безусловно изысканной, при этом простой и дико смешной, вполголоса заявляет (параллельно критикуя общество потребления, но выходит это нарочитым морализаторством, хотя здесь это даже уместно) – ностальгия ностальгией, а иногда возвращение это не путь назад, а единственная дорога вперед. От человека, которому под сорок, такое слышать неудивительно,  ведь переоценка ценностей – дело обычное. Ценно другое – заявлять об этом вот так, с хоть и вынужденно сдержанным бойким задором, стоит многого. Как минимум того, чтобы следовать его примеру – возвращаться в юность можно, но задерживаться там не стоит, потому все хорошее и плохое оттуда там и останется, а не предаваться грусти по ушедшим временам и жить значит возвращаться каждый день к настоящему, даже через вереницу баров и кабаков. А там будь готов, ведь может ждать что угодно – друг-зомби, полицейское государство или гротескное средневековье.

Итог: Прекрасное кино, не грустное, но грустящее и заполненное иронией и пародийным текстом кажется в той самой пресловутой мере под названием - "золотая середина". Лучший и самый личный фильм Эдгара Райта, как и британского трио. А чего стоит требующий чтобы его отметили диалог пьяных в стельку представителей человечества с внеземным разумом - одним словом, великолепно!

Оценкамятно-зеленый!

Аманжол Смагулов.

 
2
319
1