место в рейтинге
  • 246378
  • 630
  • 105
Нравится блог?
Подписывайтесь!

[В кино] The World's End / Край Света.

Внимание, возможны спойлеры!

«Край Света» стал третьим полнометражным фильмом выдающего неповторимую химию трио режиссера Эдгара Райта и актеров Саймона Пегга и Ника Фроста. Эти три имени существуют вне тандема с переменной успешностью, никоим образом не сравнимой с трилогией всей их жизни. Райт снимает пост-модернистский файтинг «Скотт Пилигрим», утаивая все британское где-то во внутреннем кармане пиджака, а Пегг с Фростом то срабатываются вместе у Грега Мотоллы («Пол»), контрастируя английским акцентом с говором жителей американских прерий, то пускаются в самоволку, где у Пегга удач чуть побольше, чем у партнера по дуэту.

До своего «конца света», талантливый коллектив успел пройтись «судными днями» и сокрушительной волной выдумки, изобретательного высмеивания всея узких жанров, и интеллигентной иронии, должным образом отступившей от возможного самоистязания, погрузив сначала Лондон в зомби-апокалипсис ("Шон живых мертвецов"), а затем и архетипный скудный британский городишко – Глостершир, превратив тот в собирательную сцену всех детективных боевиков, подсвеченную прожекторами добротного пародийного настроения ("Типа Крутые Легавые").

Оглядываясь назад, можно вполне основательно заявить, что если их полнометражный дебют после двухлетнего пребывания на телевидении (телесериал Spaced) это замечательнейшее продолжение завязавшейся творческой дружбы, где они нашли прекрасный фирменный рецепт, то второй фильм эту формулу довел практически до идеала. Благо, неискоренимое британское чувство меры и вкуса способствовало тому, что нас ожидала еще одна, последняя (а будь это где-нибудь в студиях голливудских холмов, рецептик отправили бы прямиком на фабричные замеры – два фильма в год и еще спин-офф!) глава их, так называемой трилогии «Трех вкусов Корнетто» - «Край Света» или «Конец света» - да называй как хочешь, но только не так, как его величают в СНГ на постерах. И спрашивается тогда – если «Легавые...» был чудеснейшим, то чего ждать от фильма, завершающего стилистическую и концептуальную сагу? Лейтмотив стал обозначен еще в тот момент, как руки Пегга и Фроста сцепились в рукопожатии, положившей начало бесконечной дружбе, и все три ленты, главным образом, именно об этом с небольшими отступлениями, вызванными и заслуженным желанием Райта быть автором, оратором, несущим посыл публике ну и просто банальной потребностью в мягком ехидстве островитян и мальчишеском дурачестве. А без последнего то никак.

Ведь именно эта ребяческая сторона их подхода позволила создать столь запоминающиеся кинокартины! Английский утонченный сарказм выводился на новый уровень благодаря сопровождавшему его пацанскому восторгу – и вместе эти два качества привносили в отличные истории что-то неподвластное и не нуждающееся в осознании, чему не смогли бы противиться самые закоренелые снобы.  Как раз таки здесь кроется самое главное отличие «Края Света» от его блистательных предшественников. Нет, мальчишеский свет в глазах не погас, точнее свет этот уже не там, в глазах, он спрятался в мозговой подкорке и теперь должным образом контролируется. Вместо этого, мы слышим, и вовсе не кажется, отчетливо, хоть и ликующее гикование авторов не улетучилось, размеренный голос повзрослевших, погрустневших и, избито прозвучит, ностальгирующих. Кто о чем: о потерянной молодости, о разрушенном идеале в лице лучшего друга, о школьной любви. В общем как обычно, но только в контексте фильма – остроумно и безумно смешно, так еще теперь и с инопланетянами, пришедшими на замену зомби и разъяренным провинциалам.

И упомянутая выше формула прекрасной смеси комедии, жанра и пародии на этот жанр совершенно не меняется . Происходят лишь подтасовки заменяемых слагаемых – рокировка образов Пегга и Фроста, отказ от чрезмерного заигрывания с выработанным Райтовским монтажом. Это было всегда круто, и если бы осталось прежним, никто бы не жаловался, однако трио теперь каждый свой отличительный мазок наносит, лишь тогда, когда это действительно нужно. И в финале кино никак не замутнено излишним фан-сервисом (а за два фильма могло и накопиться!). Зато, как говорилось, любование созданными отсылками на вне- и внутри- трилогии здесь существует не ради себя и не ради шутки, хотя в основном для этого, что по-прежнему главное и хорошо, а только как дополнение, искусный виртуозный жест, эдакий не поклон, но кивок жанру. Казалось бы, незначительный реверанс – но выдержанное ограничение юношеского задора даже в том, как и где шутить «в теме» делает из «Края Света» не просто лучший фильм трилогии, как самый осознанный и взрослый, но и еще выпячивает его как самый личный далеко вперед из ряда всех работ тандема – начиная их общим телевизионным детищем и заканчивая сторонними личными работами.

"Край Света" стоит еще и заслуженно похвалить за, пожалуй, лучшую актерскую работу Саймона Пегга, подкрепленную не менее классной и энергичной игрой Фроста а также уверенные выступления всех вторых ролей - Пэдди Консидайна, которому крайне необходимо больше экранного времени и Мартина Фримана вместе с Эдди Марсаном. О последних могу сказать, что отыграли неплохо. А вот чего точно нельзя было ожидать, так это драки, настолько хорошо и в полезной мере бредово поставленные. Герой Пегга, норовящий допить свою пинту пива в очередном пабе, при этом остервенело отдающий отпор валяющим со всех сторон врагам-иноземцам - данная сцена, возможно, встанет на одну ступень с классическим уже эпизодом из "Шона Живых Мертвецов", где весь актерский ансамбль бил дружно полного бармена-зомби бильярдными киями под такт песни Queen.

Касательно технической стороны и музыкального сопровождения нарекания не имеются, как и благодарственные замечания. Все на уровне - нотные ряды держатся ровно а картинка вместе со спецэффектами работает в полную меру. Впрочем инопланетяне получились весьма неординарные.

Все, кто смотрел предыдущие части трилогии, помнит, что каждый фильм имел в своей структуре два конца и этой традиции создатели остались верными, и в привычке придавать финалам двойственность тоже не изменили. В «Крае Света» второй финал куда грустнее и мрачнее, как и  неожиданнее. Ирреальность концовки прекрасно звучит в партитуре ироний и ностальгии фильма, но определенного единственного смысла в себе она не заключает, кроме разве что буквального отождествления героя Пегга с рыцарем печального образа. Поэтому трактовка неоднозначна. Хотя уверенно прослеживается тема возвращения – мужа к семье, школьных влюбленных друг к другу, общества в каменный век, пережившего самые грандиозные потрясения путника снова к приключениям. Райт, возможно, прикрываясь ширмой комедии, и комедии, безусловно изысканной, при этом простой и дико смешной, вполголоса заявляет (параллельно критикуя общество потребления, но выходит это нарочитым морализаторством, хотя здесь это даже уместно) – ностальгия ностальгией, а иногда возвращение это не путь назад, а единственная дорога вперед. От человека, которому под сорок, такое слышать неудивительно,  ведь переоценка ценностей – дело обычное. Ценно другое – заявлять об этом вот так, с хоть и вынужденно сдержанным бойким задором, стоит многого. Как минимум того, чтобы следовать его примеру – возвращаться в юность можно, но задерживаться там не стоит, потому все хорошее и плохое оттуда там и останется, а не предаваться грусти по ушедшим временам и жить значит возвращаться каждый день к настоящему, даже через вереницу баров и кабаков. А там будь готов, ведь может ждать что угодно – друг-зомби, полицейское государство или гротескное средневековье.

Итог: Прекрасное кино, не грустное, но грустящее и заполненное иронией и пародийным текстом кажется в той самой пресловутой мере под названием - "золотая середина". Лучший и самый личный фильм Эдгара Райта, как и британского трио. А чего стоит требующий чтобы его отметили диалог пьяных в стельку представителей человечества с внеземным разумом - одним словом, великолепно!

Оценкамятно-зеленый!

Аманжол Смагулов.

 
Аманжол Смагулов Smaggy
Пишу с двумя целями: 1) помогать людям развивать свой английский язык 2) делиться всем хорошим из мира кино и телевидения. Все пожелания и обращения можете писать в whatsapp: 8701-985-29-67 или на facebook страничку: https://www.facebook.com/znauschool
27 октября 2013, 2:07
1448

Loading...
Loading...

Комментарии

Замечательная рецензия, кроме слова "Иногда" в одной из последних строчек - оно чуточку испортило общее настроение.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

7 актёров, получивших «Оскар» не за те роли

7 актёров, получивших «Оскар» не за те роли

Довольно часто происходят и такие случаи, когда "Оскар" вручают актёру, который несомненно заслуживает его... за другой фильм. О таких примерах сегодня и пойдёт речь.
Seattle
24 февр. 2017 / 12:21
  • 2244
  • 13
8 случаев, когда на «Оскаре» отметили действительно крутые фильмы

8 случаев, когда на «Оскаре» отметили действительно крутые фильмы

Премия "Оскар" с каждым годом всё больше превращается в фарс и исключительно политическое мероприятие, но были времена, когда там отмечали тех, кто этого действительно заслужил.
Seattle
31 янв. 2017 / 11:53
  • 2107
  • 1
Новый сезон «Викингов». Кто из сыновей Рагнара станет самым великим?

Новый сезон «Викингов». Кто из сыновей Рагнара станет самым великим?

Первое промо 5-ого сезона. Новые земли и новые герои. Чего добьется «Великая армия язычников» в Англии? И кто будет ключевым персонажем сериала?
on_looker
3 февр. 2017 / 16:35
  • 2209
  • 4
Толерантность, политика и немного о кино. Почему «Оскар» пора закрывать

Толерантность, политика и немного о кино. Почему «Оскар» пора закрывать

Вот и состоялась очередная премия "Оскар", где поклонники кино узнали своих триумфаторов за прошедший год. Как это водится в последние годы, церемония почти целиком и полностью пропиталась политикой и социальщиной.
Seattle
вчера / 11:38
  • 2133
  • 42
5 фильмов, помешавших появиться на свет другим картинам

5 фильмов, помешавших появиться на свет другим картинам

Бывают такие случаи, когда даже не связанные между собой фильмы могут влиять на судьбу другого проекта. Вспомним ряд фильмов, из-за которых зрители не досчитались некоторых потенциально занятных...
Seattle
16 февр. 2017 / 11:52
  • 2030
  • 4
Триумфальное воссоединение «Братства кольца» для битвы с троллем

Триумфальное воссоединение «Братства кольца» для битвы с троллем

Прошло уже более 15 лет со дня премьеры саги "Властелин колец", но мы по-прежнему помним и любим дорогих сердцу героев экранизации Дж.Р.Р. Толкина от Питера Джексона и его команды.
Seattle
1 февр. 2017 / 11:19
  • 1835
  • 7
5 актёров, которые могли бы заменить Бена Аффлека в роли Бэтмена

5 актёров, которые могли бы заменить Бена Аффлека в роли Бэтмена

После того, как стало известно, что Бен Аффлек покинул пост режиссёра нового сольного фильма про Бэтмена, поползли слухи о том, что он может уйти и с поста непосредственно Тёмного рыцаря Готэма.
Seattle
10 февр. 2017 / 10:32
  • 1639
  • 32
5 известных актёров без единой хорошей роли

5 известных актёров без единой хорошей роли

Иногда для того, чтобы быть известным и востребованным лицедеем необязательно быть хорошим, собственно говоря, актёром. История знает много подобных примеров и вот лишь некоторые из них.
Seattle
30 янв. 2017 / 20:58
  • 1617
  • 8
Cамый романтичный актёр всех времён и народов

Cамый романтичный актёр всех времён и народов

Всё же у зрителей Хью Грант всегда будет ассоциироваться с романтическим образом как на экране, так и в реальной жизни. Пожалуй, единственный кого он не играл - мистера Дарси в “Гордости и...
kueke
14 февр. 2017 / 11:04
  • 1687
  • 7