Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
1
23:09, 25 октября 2013

«Строители» Адильхана Ержанова

В воскресенье, 27 октября в 22.00. по телеканалу «Хабар» в программе «Посмотрим, обсудим» состоится показ фильма молодого талантливого режиссера Адильхана Ержанова «Строители». Он относится к так называемому поколению «Дети независимости». Когда мы-киноведы придумывали это название, то думали о том, что они – практически ровесники нашей независимости, они не помнят советского прошлого. Сегодня это обретает новый смысл: «Дети независимости», потому что они ничего не боятся. Так и должно быть, потому что они родились в свободной стране. Таковы «Уроки гармонии», таковы «Строители». Потому что каждое поколение творцов ответственно за то, чтобы отобразить свое время и те проблемы, которые нас окружают.

Предлагаю вашему вниманию статью о режиссере фильма Адильхане Ержанове, опубликованную в журнале «Номад» №2, 2013.

Посадить дерево, построить дом

Blog post image

Кто Я?

Адильхану Ержанову 30 лет, но он является автором уже 7 фильмов, из которых 2 полнометражных и 5 короткометражек. Хотя к короткометражному кино мы относимся не вполне серьезно, именно в нем видно будущего художника. Одна из первых, еще студенческая работа Адильхана Ержанова так и называлась "Автопортрет". Он учился в Академии искусств им. Жургенова и снял курсовую работу, которая была интересна, прежде всего, поиском своего киноязыка. Международная общественность заметила Адильхана на кинофестивале "Евразия" в том же 2007 году, когда его фильму "Бахытжамал" был вручен приз "За лучшую режиссуру". Это тоже была курсовая работа.  Бахытжамал – имя девушки, в которую влюблен главный герой, и каждый год в один и тот же день он приходит на место назначенного свидания, которому не суждено состояться, потому что она уехала на ПМЖ в Америку. Этот короткометражный фильм был показан не только на кинофестивалях в Астане и Алматы (также Гран-при на "Звездах Шакена"), но и в Москве, Санкт-Петербурге, Баку, Дубаи, прежде всего, потому, что у него была интересная форма – снятый, как говорит сам режиссер в жанре "трэш", он поднимал вполне серьезные проблемы. Дипломная картина Адильхана "Каратас" (2009) была немного сюрреалистична и поднимала вопросы существования "Я" в обществе. Она была сделана в жанре триллера – молодого человека в городе преследует некое "зло" – человек с забинтованным лицом. Картина была признана лучшей студенческой работой на фестивале "Дидар" (плюс "Лучшая режиссуру", "Лучшая мужская роль") и режиссер получил право на полнометражный дебют на киностудии "Казахфильм".

Blog post image

Где моя Родина?

Этим полнометражным фильмом стала картина "Риэлтор" (2011), которая, опять-таки, была замечена на международных кинофестивалях, но ее пока не увидел наш казахстанский зритель. Хотя снимался он именно для казахстанцев, поскольку поднимает актуальную проблему распродажи наших природных ресурсов и земель. Для того, чтобы поднять эти серьезные проблемы Адильхан избирает жанр трагикомедии с элементами фэнтази. Главный герой – худший из худших, раздолбай и прожигатель жизни, который, как говорится, ради сиюминутного удовольствия готов "мать родную продать". Наступает такой момент, когда за долги его могут убить, и вдруг, как спасение, он видит на обрывке газеты объявление о том, что есть покупатель на землю – откуда он родом, в степи, далеко от города, где стоит дом его родителей. И он отправляется туда с покупателями и со своим "палачом". Сделка почти осуществлена, но покупателей-китайцев смущает то, что на территории расположен древний бал-бал – каменное изваяние, а значит это захоронение и потомки могут высказать свой протест. Тогда наш "герой" поднимается на холм, чтобы убрать помешавший сделке бал-бал. И тут происходит что-то странное и он попадает в другое время – эпоху завоеваний Чингис-хана.  Нет смысла пересказывать весь фильм. Много смешного и драматичного происходит с героем в  том времени. Но одно он выносит из этого "путешествия" во времени – не просто досталась нам наша земля, кровью и потом не одного поколения наших предков была полита она. Поэтому вернувшись назад, в настоящее, герой отказывается от сделки, даже если это решение будет стоить ему жизни.

"Риэлтор" получил призы на кинофестивалях в Анапе, Сеуле, Санкт-Петребурге, Барнауле. Был удостоен национальной премии "Кулагер" за "Лучший дебют" в Казахстане, но при этом не вышел в казахстанский прокат. Не потому ли, что за формой комедии и фэнтези встает серьезная социальная проблема? Нельзя бездумно распродавать нашу землю и наши природные богатства. То, что по территории Казахстан занимает девятое место в мире – заслуга не нас, а наших предков. И даже "худший из худших" понимает это. Следующая картина режиссера стала еще более серьезным вызовом нашей действительности.

Где мой Дом?

Фильм "Строители" (2013) режиссер Адильхан Ержан и его друг, сокурсник, в данной картине продюсер Серик Абишев сняли за микро-бюджет – 10 тысяч долларов – грант, который они выиграли в конкурсе, объвленном Фондом Сорос-Казахстан на производство социальной короткометражки. Сняли они полнометражный фильм и такого уровня, что картина участвовала уже в пяти международных кинофестивалях - в Висбадене, Эдинбурге, Алматы, Бусане, Риме, приглашена в Индию, Бангдадеш.

Два брата - старшему двадцать, младшему – шестнадцать и сестренка, которой лет семь, остаются без матери, отец умер давно. Все, что у них есть – это участок земли в дачном районе, но и его они могут лишиться через месяц, потому вышел закон, согласно которому бесхозные земли, где нет домов, будут изыматься в пользу государства. Братья не хотят, чтобы их младшую сестру забрали в приют, и не хотят становиться бомжами. Потому им необходимо за это время построить дом. Проблема в том, что нет никакой помощи – ни друзей, ни родственников, и нет денег на стройматериалы. Но они сумели его построить – маленький, неказистый, но свой домик.

Blog post image

Если бы авторы уходили в бытовые детали: что ели, как ночевали и т.д., фильм, наверное, превратился бы в «чернуху». Картина же снята очень сдержанно, эстетски, в черно-белом изображении и передает эмоцию страха (перед охраной, милицией, другими строителями), потому что по ночам герои фильма воруют стройматериалы, и желание выжить, состояться, а в их ситуации это значит - построить дом. Старший брать понимает, что все это не останется безнаказанным, и он готов нести ответственность – его избивают охранники, его же, в конце концов, забирает милиция, но он говорит младшему – «Дострой дом, пропишись, а когда снесут, вам с сестренкой дадут квартиру». Конечно, зрителю понятно, как утопична их затея, но сколько в их поведении силы духа, внутренней силы и мужества противостоять системе, обстоятельствам.

Blog post image

Роль старшего брата потрясающе сыграл Рауя Хабибуллин. Это наш Гарри Олдман. С одной стороны – отрицательное обаяние, с другой стороны – необыкновенная сила духа! Младший брат – мягкий, слабохарактерный. Он обижен на мир и верит, что кто-то об их семье позаботится. Сестренка – обычная девочка, боящаяся темноты, ей не хватает сил и здоровья, чтобы вынести такие удары судьбы. Но у нее есть братья, поэтому она не пропадет!

Blog post image

Когда я смотрела этот фильм, то думала не о строительстве дома, а о нашем отношении к жизни. Кто- то полагается на помощь извне и плывет по течению, кто-то строит свой дом и свою жизнь даже в безвыходных обстоятельствах. Фильм «Строители» несет мощный энергетический, созидательный посыл.

Адильхан Ержанов движется по жизни и в искусстве вполне осознанно. В короткометражках он задал главный вопрос для любого художника – о своем предназначении в мире. В полнометражных фильмах рассуждает о вопросах нашего с вами бытия, о том, что надо посадить дерево, построить дом… Видимо, теперь предстоит снять фильм о том, как вырастить сына.

 

1
1045
2