Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
23:27, 29 октября 2013

Истории проводников – обратная сторона работы.

Дальняя дорога располагает к беседам, откровениям. Мы привыкли больше к тому, что ведем долгие беседы с попутчиками и почти никогда с проводниками. Кому-то это покажется странным - говорить по душам с проводником. Зачастую бортпроводники пассажирского воздушного судна и проводники пассажирского поезда воспринимаются как официанты, обслуга. Мало кто задумывается о том, что помимо обеспечения комфортного путешествия эти люди отвечают за безопасность пассажиров!

По дороге к удивительной земле Мангистау нам удалось узнать и собрать наиболее распространенные проблемные моменты, возникающие из-за проявления человеческого фактора с обеих сторон - как проводников, так и пассажиров.

Blog post image

За фото Мангистауской вершины вы найдете

Прежде, чем рассказать о проводниках, начну с самого главного человека – начальника поезда. Исмагулов Куатжан Нагашыбаевич (36 лет) родом из Кызылординской области, работает на железной дороге 10 лет, из них на Мангышлакском участке - 7 лет. Сначала 4 года отработал проводником на этом же поезде «Мангышлак-Астана». Считает это направление одним из самых интересных, потому что большой поток пассажиров по данному направлению и большая протяженность пути.

За время нашей поездки не было ни одного происшествия в пути, все вовремя и без технических неисправностей – в этом есть заслуга и начальника поезда. За свой коллектив Куатжан готов заступиться в любую минуту. Так как я была стажером - это распространялось и на меня. Уверенный, спокойный, грамотный, приветливый – это если коротко о Куатжане. Честно сказать, нам было позволено заглянуть везде, задавать любые вопросы, общаться со всеми проводниками на проблемные темы. Мы доверяли ему, а он нам.

Blog post image

Наш первый собеседник - проводник Ахметов Абдулла Жарасович как-то по-отечески относился к нам. Первое образование Абдуллы Жарасовича – педагог, преподаватель физической культуры. Решил сменить госслужбу и кабинет в районном акимате на «живую» работу проводника  6 лет назад. Нужно было поднимать детей. Устроила предложенная заработная плата. Окончив 3-х месячные курсы проводников в Алматы, вышел в рейс.

Blog post image

(Абдулла Жарасович (справа) с напарником Кенжебаем Абжиловым).

Обучая молодых проводников, в первую очередь объясняет им, что важно понимать - ты работаешь с людьми, оказываешь услуги населению, ты – лицо своей компании, филиала, участка.

Дети Абдуллы Жарасовича продолжили его дело - сын работает проводником на поезде «Актобе- Астана», дочь в билетной кассе на вокзале г. Актобе. Говорит, что решение о будущей профессии принимали самостоятельно. «Легких работ не бывает. Выбрали ремесло сами, отвечать за свои поступки и самостоятельно принимать решения учу их с самого детства» - говорит Абдулла Жарасович.

Также, чтобы стать хорошим проводником, необходимо знать техническую сторону профессии, что невозможно без соответствующей подготовки и практики.

А.Ахметов отмечает:«В дороге может произойти что угодно! Она не терпит халатности и гордыни. В дороге мы все одинаковые». Работай так, чтобы пассажиры не жаловались, а благодарили тебя при выходе из вагона. «Қызым, халықтан қарғыс алма - алғыс ал!» («Дочка, не собирай от людей проклятия – сделай так, чтобы они благодарили тебя!»)- наставлял меня во время поездки Абдулла Жарасович. Кто-то едет отдыхать, кто-то едет по печальному поводу, третьи едут в командировку – создай правильный настрой, обеспечь чистоту и порядок, соблюдай правила безопасности и тогда, любая дорога пройдет легко и без происшествий. Тем не менее, узнав немного о работе проводника, становишься более вежливым. Просто представьте, как непросто работать с таким количеством людей.

Путешественникам на заметку: будьте внимательны перед поездкой - проверяйте наличие документов, билетов, чеков и квитанций. Не забывайте, что перегруз багажа запрещен.

Мой куратор Тажибекова Эльмира поначалу встретила меня холодно, но дорога раскрывает людей и в пути Эльмира все терпеливо объясняла и показывала, что входит в обязанности проводника, как производится посадка и высадка пассажиров, каковы действия проводника в чрезвычайных ситуациях. Также наставник отлично разбирается в устройстве вагонов. В пути к ней приходили молодые проводники и уточняли какие-то моменты, можно сказать, что перенимали знания у нее.

Blog post image

Эльмира работает проводником 12 лет, окончила Казахстанский университет путей сообщения в Алматы. Каждые 3 года проводники проходят обучение, повышают свою квалификацию. Мама моей наставницы тоже работала проводником, Эльмира пошла по ее стопам, сестренка Гульмира, кстати, тоже. Иногда выпадает так, что Эльмира и Гульмира работают в одном вагоне напарницами.

Тажибекову Эльмиру отмечают как очень грамотного специалиста. Несколько лет назад она отучилась на начальника поезда и после нашей поездки из Астаны до Мангышлака Эльмира уехала на следующий день в рейс «Мангышлак - Актобе» в качестве бригадира.

Наш проводник воспитывает двух дочерей. Пойти по стопам бабушки и мамы она им не разрешила бы. Старшая дочь обучается по технической специальности, младшая тяготеет к иностранным языкам. «Честно говоря, это не женское дело. Хотелось бы, чтобы дочкам не приходилось выполнять сложную физическую работу, а еще хочется, чтобы посмотрели мир».

Путешественникам на заметку: чаще всего Эльмира сталкивается с тем, когда несовершеннолетних детей пытаются отправить в путешествие с родственниками: детский билет есть, а доверенности нет. Перевозить ребенка имеют право только родители – проводники сверяют удостоверение личности и свидетельство о рождении. Если с малышом едут бабушка, сестра, тетя - не важно, все равно должен быть оригинал доверенности, нотариально заверенный. Проводники не допускают посадку без соответствующих документов, так как не могут знать, действительно ли родители дали согласие на перевозку ребенка.

Есть среди проводников и люди «кому за», но при этом они дадут фору любому стажеру по скорости реакции и умению решать конфликтные ситуации.

Куанбаева Гульшара -  работает на железной дороге с 1994 года. Гульшаре апай исполнилось 60 лет, но она не только работает наравне со всеми, но и является образцом для молодых проводников, обучает молодежь на правах наставника.

Blog post image

Каких-либо послаблений в части возраста, по достижении которого проводники выходят на пенсию, нет. Наравне с мужчинами, без праздников и выходных, женщины всегда на службе.

До того как прийти на железную дорогу, она работала швеей-закройщицей в доме быта в Актау. В 40 лет пришлось сменить профессию – в период безденежья и кризиса мало кто заказывал платья или костюмы. Если и шили что-то, то дома, сами по выкройкам из старых журналов.  В период дефицита чаще перешивали старую одежду, в том числе и верхнюю.

Обучившись 3 месяца в Актау на начальника поезда, Гульшара Куанбаева уехала в первый рейс в качестве проводника. Дочке тогда было 16 лет и за ней остался присматривать папа Гульшары. С 1998 по 2000 гг. Г. Куанбаева была начальником поезда «Мангышлак - Актобе».

Как вспоминает Г. Куанбаева, во время обучения пришлось полностью «перезагрузиться» и впитать теорию, чтобы потом все правильно и согласно инструкциям делать на практике. Обучали и тому, как оказывать первую помощь, принимать роды.  В 2006 году эти знания пригодились Гульшаре-апай. Они ехали в канун Наурыза на прицепном вагоне из Астаны в Актобе, из соседнего вагона прибежали взволнованные коллеги – пассажирка на большом сроке беременности «вздумала» рожать на участке между Макатом и Кульсары. Гульшара-апай сообщила об этом начальнику поезда, вызвали скорую на ближайшую станцию и пришла помогать девушке. Вместе с пассажиркой, которая также не являлась медицинским работником, они продезинфицировали ножницы, взяли чистые простыни и приняли роды. На свет появилась девочка, которую Гульшара-апай никогда не забудет! Ведь такое в ее практике было впервые!

На станции Кульсары маму с ребенком передала медикам, всю дорогу тетя Гульшара звонила в больницу и узнавала о состоянии младенца и роженицы, потому что переживала и верила, что с ними все будет в порядке.

«Сколько бы вам не показывали на курсах как оказывать первую помощь, принимать роды, все равно вы поймете, что нужно делать только на практике!» - смеется наша героиня.

К слову, в сентябре похожий случай произошел в поезде «Тулпар –Тальго» сообщением «Астана-Алматы-2» - у пассажирки начались роды. Начальник поезда приняла экстренные и вместе с врачом, которая оказалась среди других пассажиров, помогли малышу появиться на свет.

Помимо случаев со счастливым исходом, поговорили мы и о проблемах. Как рассказала тетя Гульшара бывает, что вахтовики, возвращаясь домой, принимают лишнее «на грудь», выясняют отношения, шумят в вагоне, иногда дерутся. Конечно, в пути следования состав сопровождают сотрудники правоохранительных органов, все, как положено, оформляют, дебоширов могут и снять с поезда и сдать в линейный отдел полиции на ближайшей станции, но все равно, неприятно.

Еще одна особенность: бывает так, что кто-то из пассажиров шумит, мешает окружающим, попутчики «буяна» бегут к проводнику: «Примите меры, успокойте его, он нам мешает». Сперва проводник пытается уговорить «гиперактивного» пассажира, часто, уважая возраст Гульшары апы, выпивоха может успокоиться и лечь спать. Но если беседа не действует - вызывают полицию. И вот тут начинается самое интересное! Те, кто просил разобраться с нарушителем тишины и порядка, вдруг куда-то «рассасываются»: попить, покурить, ложатся спать. То есть, когда дело доходит до составления акта, подписи каких-либо документов – никто не хочет, чтобы его данные оставались где-то, боятся, что потом будут «таскать», что дебошир потом будут мстить. Получается, сами за себя постоять за себя не можем, а позвав на помощь отказываемся от своих слов. Такая вот Санта-Барбара.

Путешественникам на заметку: распивать спиртные напитки в поезде нельзя, только в вагоне-ресторане, если таковой имеется в составе поезда. Кстати, сотрудники вагона-ресторана могут приструнить тех, кто превысил «меру» и отправить его на его место по билету. Определенной нормы спиртного на одного пассажира, как в самолете, тут нет, но и упиться вам не дадут. По крайней мере, на Мангышлакском направлении.

Жармагамбетова Гулжахан – проводник люксового вагона, в них 2-х местные купе, билет стоит около 20 тыс.тенге.

Гулжахан рассказала, что в начале карьеры сталкивалась с пассажирами, которые пытались «пальцевать» и требовали к себе повышенного внимания. Но с годами начинаешь ставить отношения «проводник-пассажир» так, что недоразумений не возникает. В самом деле, например, авиапассажиры ведь не кичатся тем, что летают в бизнес-классе, так почему в поезде должны быть какие-то различия между пассажирами?

Blog post image

История Гулжахан необычна тем, что со своим мужем она познакомилась благодаря коллегам и друзьям – он тоже работал проводником. Главное, о чем договорились Гулжахан и ее супруг – это доверие. Без доверия невозможно строить отношения и работать.

Проводник Ермагамбетова Нурбала уверена, что казахстанские женщины могут все – нет такой работы, которую бы не осилили наши женщины. Нурбала работает проводником 15 лет, а до этого она работала путейцем. У меня нет слов, вы ведь помните тех, кто обслуживает и ремонтирует железнодорожные пути? Мама нашей собеседницы также работала на железной дороге.

Blog post image

Основная проблема региона в том, что, по сути, работать можно либо в нефтегазовой сфере, либо на железной дороге - выбор не так уж велик. На вопрос хотела ли когда-нибудь сменить работу Нурбала отвечает:«Переучиваться в нашем возрасте нереально. Мы начали работать на «железке» в 92-94 гг., сейчас освоить другую профессию сложно, да и незачем».

«Дорога стала частью моей жизни. В дни отдыха хочешь поскорее в рейс. С годами привыкаешь и не представляешь свою жизнь другой. Бывали и экстренные случаи, когда у пассажиров случался сердечный приступ, обострялась сильная аллергия – всем помогаем, это наш долг».

Механик поезда – Таиров Саламат сперва отучился в Мангистауском энергетическом колледже на электрика, затем обучался в колледже КазАТК. После окончания учебы ездил в составе бригады «Мангышлак-Актобе», теперь на этом направлении. Несмотря на то, что он один, Саламат успевает следить за всей электроникой состава. Говорит, что за годы работы нештатных ситуаций не было, главное условие для спокойной работы – делать все, для того, чтобы ничего не угрожало жизни пассажиров, а исправность техники – это одно из условий комфортной и безопасной перевозки, ну, а если поломки происходят – нужно вовремя замечать их и немедленно исправлять.

Blog post image

Обход вагонов и осмотр оборудования производятся каждые 3 часа. – надо проверять показания генераторов, показания на щите управления. Саламат объяснил мне, как управлять автоматической системой поддержания климат-контроля, за какими показаниями приборов следить.

Также Саламат рассказал о том, что как только поезд набирает скорость свыше 5 км/час двери автоматически блокируются.

Проводник пассажирского Бекенова Гулай работает уже 13 лет на «железке». Вагон, ввереный Гулай, германского производства и он был построен в 1985 году. Но благодаря ремонту, хорошему содержанию вагона, он еще послужит нашим детям! Буквально  месяц назад эти вагоны-«ветераны» вышли с капитального ремонта на Алматинском вагоностроительном заводе  и перевезут не одну тысячу пассажиров.

Blog post image

Сложности работы: в первую очередь сложно в психологическом плане, невозможно подстроиться под настроение каждого пассажира. А ведь с ними ехать почти 2 суток! Необходимо создать здоровую атмосферу, замечать, кто с каким настроением едет. Хочется, чтобы и проводники и пассажиры понимали, что на станции наши пути разойдутся, но во время поездки важно источать позитив, а не изливать вокруг себя «желчь». Бывают откровенно агрессивные люди, с которыми надо быть особенно внимательными, но где-то вежливостью удается утихомирить,  а где-то и властными нотками в голосе.

Пообщавшись со «старожилами», мы направились к нашим ровесникам.

В объективы нашей фотокамеры попали Исмурзин Турлан (23 года) и Киданова Айсулу (30 лет). Турлан работает проводником 3,5 года - в основном ездит в Астану, но иногда ставят на маршрут «Мангышлак - Алматы». с Айсулу они работают напарниками несколько лет. Турлан говорит, что выбор напарника - залог того, что в дороге все будет нормально, без проблем. «Своего напарника еще найти надо» - смеется собеседник. Основным преимуществом работы Турлан считает то, что необходимо много общаться с людьми: «Если бы работал в офисе с 9 до 18 часов, то столько бы не увидел и не узнал, но каждый выбирает то, что ему по душе».

Blog post image

«Успевают ли проводники отдыхать между рейсами и тусуются ли с друзьями – конечно! У нас ведь есть выходные. Когда ты молод, то понимаешь, как важно поддерживать общение с теми, кто дорог для тебя». Также Турлан отметил. что за время работы в Мангышлакском резерве ни разу не почувствовал «дедовщину» - все равны, главное - работать на совесть.

Напарница Турлана Айсулу начинала работать «бельевиком» - это те, кто выдают чистое и принимают использованное белье, по сути это работа в прачечной. Айсулу считает, что имидж проводника должен быть на более высоком уровне, да и вообще, кто сказал, что есть престижные и непрестижные виды работы? «Постановка вопроса неправильная - стыдно не то, когда ты работаешь в прачечной, а стыдно не работать вообще и «сидеть на шее у родных, «прожигать жизнь» и не знать цену заработанным деньгам. «За границей никто не скажет «смотрите, он работает тем-то, это же не престижно!». Если человек трудится, выполняет добросовестно работу, платит налоги – чего он должен стыдиться?».

Две сестры Айсулу также работают проводниками, а братишка в ДЕПО и по началу они не верили, что она тоже сможет работать на железке. А работа не для ленивых: топишь печь в зимнее время - днем 3 раза, а ночью чаще, еще 2 раза в сутки делаешь влажную уборку в вагоне, санузел моешь 4 раза и более. Также проверяешь на станциях, не обледенело ли вагонное оборудование, если нужно, то ломом сбиваешь лед, образовавшийся от водяного конденсата.

Доказать родным и самой себе, что любые трудности по плечу, Айсулу помогли спортивная закалка  - она в прошлом дзюдоистка – и сильный характер. Конечно, это уже мои выводы, сама о себе Айсулу рассказывает мало.

Айсулу расположила к себе с первого взгляда, мы много говорили с ней не только о работе, но и о жизни. Как и любую девушку меня волновал вопрос, а бывает ли так, что пассажиры неправильно истолковывают вежливое отношение и позволяют себе сказать что-то лишнее? Моя новая коллега подтвердила мои опасения, но уверила, что все зависит от самой девушки: главное не давать повода, вести себя вежливо, но сдержанно, уметь культурно и лишь словом усмирить хама. «В дороге, как и в жизни, разные люди встречаются – будь готова постоять на себя и учись ставить на место одним взглядом!»- делилась со мной Айсулу.

Цели Турлана и Айсулу в карьерном плане - наработать стаж, обучиться и стать начальниками поезда, либо инструкторами и ревизорами – это очень ответственная работа.

Особенности работы: работа проводника требует ответственного отношения к обязанностям. Наше ремесло не терпит халатности.

Преимущества работы проводником поезда.

Говорят, что критиковать легче, чем находить положительные стороны. В ходе поездки я поняла для себя, что помимо сложностей есть, конечно, и некоторые преимущества:

  1. В два года 1 раз выдается путевка в один из казахстанских санаториев, проводник оплачивает только 10 % от стоимости – остальное берет на себя профсоюз, проезд до места санаторно-курортного лечения и обратно в период отпуска – бесплатно.
  2. Есть вероятность получить жилье. Например, в этом году ко дню железнодорожника в столице более 500 семей железнодорожников получили ключи от новых квартир
  3. Видишь другие города, много ездишь (но на 385 раз уже не  интересно).
  4. Развивается зрительная память, наблюдательность.
  5. Знакомишься с разными людьми, получаешь бесценный опыт общения. А еще проводники – хорошие психологи. С первого взгляда определяют, кто из пассажиров беспокойный, любит возмущаться и, наоборот, спокойный и культурный.
  6. После нескольких лет работы проводником уже понимаешь специфику и работать становится легче.
  7. С обновлением парка пассажирских вагонов становится легче работать в физическом смысле.

Мы постарались показать вам работу проводника пассажирского поезда с толикой юмора и оптимизма, потому что в этой работе без таких качеств невозможно! Но я пока не знаю, как можно к этому привыкнуть? Работа с разными людьми, длительное отсутствие дома, жизнь без праздников, монотонная дорога, отсутствие личной жизни...

Так что общий вывод все же таков - работа у проводника не сахар и не мед! Теперь я буду вежливее и еще внимательнее к ним относиться.

Если кто-то из ваших знакомых или родных захочет стать проводником, то условия для получения образования, карьерного роста, интересной работы в нашей стране есть.

Главный урок, который я получила, будучи проводником: работать нужно на совесть, к пассажирам надо относиться так, чтобы выходя из вагона, они тебя благодарили, а не ругали на чем свет стоит. Впрочем, это правило работает везде, согласны?

0
4959
0