В один из стандартно-пасмурных зимних дней мы прилетели во Франкфурт, чтобы своими глазами увидеть, что делается для того, чтобы не только научить экипаж с улыбкой обслуживать пассажиров во время полета, но и, самое главное, обеспечить их безопасность в случае аварийной ситуации. Мы побывали на тренинге по безопасности полетов для будущих бортпроводников «Эйр Астаны».
Первое, что бросается в глаза, когда самолет еще даже не приземлился в аэропорту – огромное количество самолетов, летящих за вами, впереди вас, повсюду. Центральное табло в здании терминала это подтверждает: рейсы практически каждую минуту. Франкфурт – третий по величине аэропорт Европы, после Лондона и Парижа.
Рейс из Астаны прилетает во Франкфурт ежедневно. Сегодня значительная часть его пассажиров – будущие бортпроводники, которые вскоре еще не раз сюда прилетят, но уже в качестве членов экипажа.
© JK Photography | Airliners.net
Покидаем аэропорт и садимся на электричку в сторону города. Беглая прогулка по Франкфурту показала, что этот город, хоть и лишен исторического облика благодаря торчащим тут и там небоскребам, тем не менее, довольно уютен и летом сюда вполне можно вернуться на пару дней, чтобы осмотреться в спокойной обстановке.
Но сегодня долго гулять времени нет, приехали все же не для этого. Нас ждут в учебном центре Condor, принадлежащем крупнейшей в Германии одноименной чартерной авиакомпании.
В учебном центре установлены полноразмерные тренажеры самолетов Airbus 320, Boeing 757 и Boeing 767. Соответственно, на эти модели здесь и проводится обучение.
При слове «тренажер самолета» у вас, скорее всего, перед глазами возникнет образ пилотской кабины. Но нет, здесь тренажеры другого типа – предназначены они для обучения бортпроводников.
Никогда не задумывался, но салон самолета – вещь очень сложная, пусть и не настолько, как кабина, тем не менее, тонкостей здесь более чем достаточно.
Расположение аварийных выходов и процедуры при различных аварийных ситуациях можно выучить, но без многочисленных тренировок эти знания так и останутся теорией, которую невозможно применить на практике.
Все двери самолета оборудованы автоматическими надувными аварийными трапами. Перед взлетом, после закрытия двери, бортпроводник переводит дверь в автоматический режим. Если сейчас ее открыть – трап надуется. То есть в аварийной ситуации никаких дополнительных действий не требуется, достаточно просто повернуть ручку и открыть дверь. А при штатной посадке, по команде командира, автоматический режим отключается и, при открытии двери, трап уж не надуется. Чтобы исключить ошибочные срабатывания трапов в аэропортах, придумана процедура check your door – cross check opposite door. Такую команду вы, наверняка, не раз слышали, находясь в салоне самолета. Каждый бортпроводник отвечает за свою дверь и проверяет соседнюю. В результате такой перекрестной проверки, забыть отключить автоматический режим (и повеселить персонал аэропорта неожиданно выскочившим надувным трапом) невозможно.
При аварийной посадке, по команде командира, необходимо принять вот такую позу – наклониться вперед и защитить руками голову.
После того, как самолет произвел посадку, командир дает команду об эвакуации. После этого, необходимо через иллюминатор оценить ситуацию за бортом и, если там нет пожара или других препятствий, открыть дверь. Именно поэтому перед посадкой всегда требуется поднять шторки иллюминаторов – чтобы ничто не мешало обзору. Для этого же при посадке в ночное время выключается свет в салоне – чтобы глаза адаптировались к темноте и, при необходимости, могли видеть ситуацию снаружи.
Трап надуется автоматически, после чего необходимо как можно быстрее покинуть борт. Бортпроводники руководят процессом эвакуации и направляют пассажиров. Каждый отвечает за «свою» конкретную дверь.
В самолетах количество дверей и аварийных выходов рассчитано таким образом, чтобы все пассажиры могли покинуть самолет не более чем за пару минут.
На трап нужно прыгать быстро и не раздумывая. Каждая секунда промедления может стоить жизни.
На тот редкий случай, если аварийный самолет придется использовать как укрытие – предусмотрен канат, по которому можно залезть обратно. Хотя не думаю, что это хоть раз было использовано на практике.
На случай разгерметизации салона, самолеты оборудованы кислородными масками, расположенными над каждым креслом. В случае необходимости, маски выпадают автоматически. В этом случае, их нужно сразу же надеть. На одевание маски есть, в среднем, всего 18 секунд, после чего можно потерять сознание. Над каждым рядом есть дополнительная, четвертая маска, для маленьких детей, который путешествуют без собственного места. Поскольку дополнительная маска всего одна, то и ребенка на этот ряд можно посадить только одного. Второго – не разрешат. И это является поводом для недовольства людей, не понимающих причину запрета.
Занятия с будущими cabin crew проводят инструкторы «Эйр Астаны», которые начинали летать на заре возникновения авиакомпании и, благодаря этому, приобрели большой опыт.
Всю теоретическую подготовку ребята прошли в Алматы, теперь им предстоит своими глазами увидеть то, с чем они будут работать. И не только увидеть, но и продемонстрировать свои знания на практике.
Рассматриваем ситуацию аварийной посадки на воду.
И пробуем усадить на такой плот всю команду, после чего натянуть над ним тент.
После теоретической подготовки, идем в бассейн, в котором уже плавают наши спасательные плоты. Наверняка, у вас уже возник вопрос – а где в самолете хранятся эти плоты и как их надуть? Тут все просто. Спасательные плоты и трапы для аварийной эвакуации – одно и тоже. Они присутствуют внутри каждой двери каждого самолета, раскрываются и надуваются автоматически. После завершения эвакуации, член экипажа, покидающий самолет последним, отцепляет трап, после чего он превращается в плот.
Цель тренировки – оперативно эвакуировать всех «пассажиров» из воды. По команде инструктора все дружно ныряют в воду.
Необходимо подплыть к плоту и перевернуть его, после чего всем организованно на него забраться.
На практике это не так-то и просто. Особенно для девушек.
Вся команда в сборе.
Теперь нужно натянуть тент и ждать, пока к «месту бедствия» подойдут спасатели.
Кроме всего вышеперечисленного, на тренинге будущих бортпроводников учат и многим другим вещам, например, действиям при пожаре (для этого в тренинг-центре есть специальное помещение с открытым огнем, снимать в котором запрещено) и действиям при неожиданной потере сознания одним из пилотов.
Чтобы он не мог непроизвольно задеть штурвал или другие органы управления, его вытаскивают из кресла на пол, либо пристегивают определенным образом. После этого управление берет на себя второй пилот, который осуществляет экстренную посадку в ближайшем аэропорту. Выполнить все действия в нужном порядке и ничего не забыть пилоту теперь, вместо его коллеги, помогает одна из стюардесс, которая читает чек-лист (последовательность действий по подготовке самолета к посадке).
Практика подтверждает, что слаженные действия экипажа могут спасти множество жизней. 2 августа 2005 года Airbus A340 авиакомпании Air France производил посадку в аэропорту канадского города Торонто. Очень плохие погодные условия и ошибки экипажа привели к тому, что самолет перелетел половину взлетно-посадочной полосы, поэтому оставшейся части ему уже не хватило для того, чтобы остановиться. В итоге, самолет выкатился за пределы ВПП и упал в овраг. Все 309 человек, находившиеся на борту, были эвакуированы менее чем за две минуты. Сразу после того, как командир последним покинул борт, самолет был охвачен огнем и полностью сгорел. В итоге, все остались живы, и произошло это исключительно благодаря грамотным действиям бортпроводников в аварийной ситуации – они не допустили паники, мгновенно открыли аварийные выходы и помогли пассажирам организованно выбраться наружу.
Подробнее об этом случае можно прочитать в Википедии.
© Frank Robitaille | Airliners.net
Мне очень понравилось, с каким энтузиазмом эти молодые девушки подошли к процессу обучения и практики. Наверняка, за выверенными и отлаженными действиями на тренинге стояла не одна бессонная ночь изучения теории. Я убедился, что свой зачет они получили заслуженно и, в случае необходимости, смогут уверенно применить свои знания в реальной работе.
Примерно через месяц после окончания этого тренинга, ребята прошли полный курс обучения и совершили свой первый рейс в качестве стажеров. Я попросил одну из участниц тренинга, Наталью Шевелеву, рассказать, почему она выбрала такую сложную профессию, что ее в ней привлекло.
«Жажда новых впечатлений, любовь к жизни, желание дарить заботу и тепло людям, потребность в их энергии и внимании – ключевые факторы, устремляющие меня к мечте стать бортпроводником. Не говоря уже об одной из главных целей моей жизни: посетить как можно больше стран и ознакомиться с культурами со всех уголков света. Почему я решила стать именно бортпроводником? Мне приятно, когда окружающие отмечают мою воспитанность и доброту. Так почему же не подарить её людям, которые приходят на борт, ожидая комфортного полёта. Каждый раз - новая сотня глаз, что может больше вовлекать человека в работу и дарить ему энергию. Не смотря на то, что мы оставляем всю душу и силы на каждом рейсе, подарив частичку тепла каждому пассажиру, пассажиры дают нам больше. Она дают нам своё одобрение или ответную вежливость, делятся своими нуждами и переживаниями, доверяют нам свои жизни. Примеряя на себя образ бортпроводника, я чётко знала, что мне нужно будет следовать строгим правилам, отвечать за безопасность и комфорт, быть психологом, опорой и доверенным лицом для каждого пассажира.
Я люблю свою работу и с удовольствием и с добрым смехом рассказываю о ней своим близким. О людях, которых я встречаю, и которые дарят мне светлые воспоминания и бесконечное количество искренних улыбок. О том, как ведёт себя тот или иной самолёт в разное время года. И я очень надеюсь, что эта любовь окажется подлинной и останется искренней на протяжении не одного года, а возможно и десяти лет, став не просто необузданной юношеской жаждой впечатлений, но и верностью своему делу.»
***
В заключение, хочу напомнить, что бортпроводник – это не официант в летающем ресторане на высоте 10000 метров, это человек, от которого зависит наша безопасность во время полета и, в случае аварийной ситуации, наша жизнь.
Давайте будем относиться к ним с уважением, не забывать лишний раз улыбнуться и поблагодарить за хорошую работу – тем самым настроим и себя, и окружающих на положительные эмоции, полет при этом пройдет комфортно и оставит после себя исключительно хорошие впечатления!
UPDATE: Получил в ЖЖ вот такое уточнение, приведу его здесь: «число и размеры аварийных выходов рассчитываются так, чтобы все находящиеся на борту могли покинуть самолёт через половину имеющихся выходов за 90 секунд»
***
Рекомендую также прочитать мои посты для любителей путешествий по воздуху:
«Что нужно знать, чтобы получать удовольствие от полетов на самолете и при этом экономить деньги»