Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
8
01:05, 06 октября 2013

TEDxAlmaty 2013. Что это такое и как это было

15 сентября 2013 года я была на конференции TEDxAlmaty, впечатлениями о которой я хочу с вами поделиться.

Blog post imageДля тех, кто не знает, что такое TED, могу вкратце сказать, что для себя и своих друзей я называю его "Ютюб для умных". Там такое же огромное количество видео, как на Ютюбе (относительно, конечно), но на важные темы. Главная концепция TED'a - "Ideas worth sharing" или "Идеи достойные распространения". Все видео TED'a - это запись выступлений различных спикеров на очень важные темы. Все выступающие говорят не более 18 минут, максимум полчаса, за которые они должны рассказать о своей главной идее - той, которой, по их мнению, очень важно поделиться со всем миром. На сцене выступают только значимые люди, которые совершили достойный вклад в общечеловеческое развитие (наука, культура, бизнес, политика), либо те, чья идея удивительно ценна, что по сути также подпадает под первый критерий.

Blog post imageВообще TED расшифровывается как Technology, Engineering, Design и был изначально задуман как ежегодная конференция, где лучшие умы из мира технологий, инжиниринга и дизайна будут делиться друг с другом самыми важными и полезными идеями. Постепенно темы расширились до всех общечеловеческих ценностях, а к самому формату единственной крупной конференции добавилась затея проводить аналогичные мероприятия в любом городе мира аналогично главному мероприятию TED'a. Такие дополнительные мини-TED'ы стали проходить под названием "TEDx", где "x" значит "независимое организованное мероприятие в формате TED", а после "х" обычно шло название города-организатора. Постепенно такие TEDx - ивенты стали столь широко распространены и популярны, что сам веб-сайт и его стуктура были переделаны с тем, чтобы основное внимание и акцент уделялись именно видео, заснятым на таких международных ивентах. Так и появился "Ютюб для умных", или TED.com ) Этот сайт ценен прежде всего тем, что там сконцентрировано большое количество действительно важных знаний, которые излагаются очень кратко. Эти идеи собраны со всего мира, а спектр применения не менее чем общечеловеческий, что делает все видео на ТЕДа очень практичными и полезными.

Blog post imageВ Алматы также с 2010 года проводятся TEDx мероприятия. Я имела честь присутствовать на 1-м ивенте в сентябре 2010 года, а также посетила TEDxAlmaty в этом году.

Формат мероприятия (в Алматы) таков, что день разбит на несколько блоков, в каждом из которых выступают живые спикеры, а также демонстрируется 1-2 выступлений в записи с ted.com.

Blog post imageМне особенно запомнилось выступление Майры Сулеевой, говорившей о своей системе воспитания детей с интеграцией детей-инвалидов. Что это значит? Это значит, что дети с синдромом Дауна, аутизмом и другими серьезными болезнями легко могут стать нормальными членами общества с раннего детства и во многом излечиться от симптомов своей болезни. А для общества это значит получить шанс стать человечнее и добрее, потому что дети приучаются с детского сада видеть рядом тех, кто слабее, кому труднее и естественно стремятся к справедливости и заботе о таких людях. Выходит, что сделать мир лучше очень просто - нужно всего лишь не бояться общаться с такими детьми (и людьми). Как видно из истории Майры на TEDxAlmaty 2013, для это нужно не так много. Лишь вначале с пониманием отнестись к их сложностям, а затем со временем и мы становимся добрее, и такие дети лучше вписываются в общество здоровых. А разве не к этому мы все стремимся? Получать максимум пользы от каждого члена общества, здорового и больного, наиболее полно реализовывать возможности каждого человека и всем развиваться с ориентацией на более высшие человеческие ценности.

Blog post imageВо второй части выступления очень понравился talk Ерлана Сагадиева, который говорил об объеме существующих в мире знаний и информации на разных язык. 
Особенно впечатлила классическая для TEDa схема, где показан объем эволюции информации, которым должен обладать человек, чтобы считаться образованным. Если в 18 веке для казаха это были только знания о Казахстане, казахская культура, история и литература, то есть 100% информации доступной на казахском, то в 19 с присоединением Казахстана к России добавляется очень большой пласт информации на русском языке, и человеку теперь нужно также знать много информации и на этом языке, что оставляет для знаний на казахском процентов 30-40. В 21 же веке с экспоненциальным ростом информации доступной онлайн и повсеместной экспансией английского языка доля знаний на казахском и относящаяся к Казахстану составляет в лучшем случае процентов 5. Никаких умозаключений, только факты.

Далее, если мы посмотрим на развитие мировой науки и информационного поля, то нужно отметить, что английский язык является лидером среди носителей новой информации. Простые цифры: в 2012 году было издано 478 00 новых книг на английском языке (каждая книга - это новая информация!), на русском 117 000, а на казахском всего 1300*. Боль, печаль. А значит, на английском буквально в сотни раз больше полезной доступной важной информации для людей.

Blog post imageСуществует такое понятие, как понятийный аппарат, то есть сфера слов на каком-то языке достаточном для свободного анализа определенной сферы. К примеру, в английском языке очень развит словарь юридической сферы. Я до сих пор с легким ужасом вспоминаю все эти felony, offence, crime, judgement, pleading, tort, assaults и прочие точные словеса для описания преступлений различной степени тяжести и особенностей. Для набора полноценного понятийного аппарата необходимо 10 000 слов. Создание понятийного аппарата требует продолжительного периода времени в несколько лет (а то и десятки) и солидный штат ученых, переводчиков, специалистов области и лингвистов.

Для Казахстана перевод всей важной полезной литературы, увы, недоступен, так как с нашим населением в 16 миллионов количественная база людей, которым нужна любая специализированная информация настолько мала, что экономически нецелесообразно создавать такие понятийные аппараты для какой-либо из сфер.

Ввиду специфики нахождения нашей страны, а также почти векового совместного прошлого с русскоговорящим пространством (царская Россия, СССР, СНГ), казахстанцам проще всего пользоваться такими адаптированными переведенными знаниями на русском, особенно учитывая, что с соседями мы чаще всего на русском и общаемся.

Blog post imageПоэтому если Казахстан хочет быть конкурентоспособным на мировой арене, если мы хотим быть столь же развитыми, способными и эрудированными, как мировое сообщество, казахстанцам нужно знать английский язык на уровне достаточном для того, чтобы иметь возможность читать новые и все издающиеся книги богатые новой ценной информацией на языке оригинала, а также получать другие знания на английском.

Таким образом, Ерлан Сагадиев в своем очень логичном, рациональном и вместе с тем важном и интересном выступлении подводит слушателей к мысли о том, что Казахстану для эффективного развития необходимо вводить трехъязычие в образование: казахский для сохранения национальных культурных и языковых ценностей, включая историю, литературу и искусство, русский для изучения истории и литературы стран СНГ, а также английский для всех специализированных сфер обучения, где необозримое количество информации существует как раз на английском.

Здесь я вспоминала о том, как в КИМЭПе все специализированные предметы велись на английском, история Казахстана - на русском, а казахский, конечно же, был в обязательной программе. И это действительно было очень ценно и полезно. Уже маленький шажок на пути к верной стратегии развитии сферы образования.

В общем и целом Ерлан Сагадиев говорил о том, как много эмоций в рассуждениях о казахском языке и как мало приводится фактов. (Абсолютно с ним согласна.) Опираясь на факты, Ерлан приходит к очень важному выводу о том, что для развития Казахстана образование должно быть трехъязычным. И это действительно идея достойная распространения.

Blog post imageСледующее отличное выступление было от  Марата Жыланбаева. Этот супермарафонец с 8 мировыми рекордами, пробежал все пустыни мира. На выступлении он рассказывал о своей истории к таким результатам. Примечательно то, что все переломные моменты в его карьере бегуна сопровождались фразой: «Меня, конечно, это задело, и …» . Сначала тренер по бегу сказал Марату, что тот слабак и уйдет из секции по бегу. Его, конечно, это задело, и Марат остался. Готовясь к марафону, он бегал каждый день, пробегая весь маршрут за день. Так он разработал свою методику тренировки.

Затем покоряя Эльбрус, он и другие участники услышали от потенциального победителя: «Так только черепахи бегают». Его это задело, и он пришел на финиш первым.

Далее Марат решил тестировать свои возможности как бегуна и участвовал во всех видах марафонов с тем, чтобы посмотреть, получится ли у него на этот раз. Бег по пустыне считается самым сложным, поэтому Марат пробежал все мировые пустыни. А в беге через Долину Смерти в Калифорнии, которая является самой опасной дистанцией, он попал еще и в самый жаркий год. По дороге он получил 2 тепловых удара, но тем не менее добежал до финиша вторым, превозмогая постоянные судороги от потери воды.

В этом человеке больше всего восхищает его спокойная вера в себя и свои возможности. Он никогда не слушал, когда ему говорили, что у него не выйдет. Он шел дальше того лимита, который считался нормальным. Он мыслил ненормально, его называли ненормальным, но для него путь исследования себя и своего потенциала был важнее. И поэтому на TEDxAlmaty 2013 мы слушали выступления от ненормального, ставшего мировым чемпионом и многократным рекордсменом Книги Рекордов Гиннеса. Какую идею он провозглашал? «Верьте в свои силы, даже если вам говорят обратное. Ваши возможности гораздо больше, чем вы думаете». Аналогичной идеей живет Филипп Богачев в своей книге «Успех». Учитывая результаты этих людей, можно с более чем полной уверенностью сказать, что это та стратегия жизни, которой стоит следовать. Делай больше, не слушай других, и воздастся тебе.

Blog post imageВ записи Сугата Митры, победителя премии TED 2013, рассказ шел о том, каково будущее образования. После краткой истории о том, почему современный формат школ уже устарел, Сугата рассказал о своем успешном эксперименте, когда дети осваивают компьютер при минимальном обучении со стороны. Проект «дыра в стене» и его поразительные результаты, конечно, не могут не поражать и не вдохновлять. Оставленные наедине с компьютером даже в дремучих джунглях дети способны научиться пользоваться им и даже изучать столь серьезные темы, как нейробиология. Стоит только дать им доступ к этой информации.

Сугата многое рассказывает о том, что это значит для будущего образования. Значит, теперь, чтобы научить ребенка геометрии, скажем, тому, что такое тангенс, достаточно спросить его: «Как ты думаешь, если к Земле будет лететь гигантский метеорит, он сможет разрушить Землю?» Стоит лишь упомянуть, что ему нужно будет понятие «тангенса» и предоставить ему компьютер … И он найдет ответ на любой вопрос.

Это значит, что в будущем любой ребенок может стать образованным. Для этого не нужны школы и университеты. Обучать индийских детей английскому взялись просто английские бабушки – по скайпу. Также можно обучать их чему угодно. И в этом огромном потенциале для развития образования нужно просто помнить о ключевых факторах: назовите ребенку, ЧТО ему нужно знать. Предоставьте ему доступ к информации через компьютер (с Интернетом). И дайте ему время. Результаты вас поразят.

Для меня это также значит, что любой человек может получить любую информацию, когда он захочет. И чем раньше он узнает то, что ему нужно, тем больше пользы это принесет ему, так как с более ранним получением этих знаний он сможет (успеет) сделать больше или получать новые знания на их основе. Я вспоминаю, как гордилась тем, что училась в КИМЭПе. Как многое мне дал этот универ и как его возможности и потенциал в разы превосходили другие Казахстанские ВУЗы. Затем я поехала учиться в Америку. За полгода, проведенных там, я увидела, сколь многих вещей у нас еще нет. Мне было очень жаль, что я там всего на один семестр и многими возможностями я не успела и не успею воспользоваться. Примерно то же чувство, только еще сильнее, появилось у меня в магистратуре в Англии. Когда я в течение года видела тонну увлекательнейших объявлений о том, что могут делать студенты, пока учатся, я жалела о том, что не оказалась здесь раньше. Многие предложения подходили бакалаврам. какие-то вещи требовали продолжительного участия. Что-то мне бы обязательно было интересно. Практики от крупнейших компаний, участие в разнообразнейших клубах и кружках, социальные проекты, волонтерство, инициативы самих студентов, творческие мероприятия и научные конференции, гигантская библиотека с прекрасным архивом любой нужной тебе информации… Действительно, окажись я там раньше, как много больше я смогла бы получить! Как много больше я смогла бы принести в мир, будь у меня шанс получить все эти знания!

Поэтому я до сих пор хожу под впечатлением от истории Сугата Митры о будущем образования и о том, какую революцию это создаст в развитии детей. Если мне, постсоветскому ребенку в 3-м классе рассказали о том, что мое увлечение словами и их составляющими – это лингвистика, что существуют конкурсы для молодых писателей в подростковом возрасте, а на первом курсе рассказали о самых популярных мировых стипендиях и программах обмена для студентов, моя жизнь была бы еще ярче, нацеленнее и осмысленнее. Именно поэтому тему Сугата Митры, его другие выступления на TEDе и его проект – это то, что я собираюсь изучать более детально.

И мне стало интересно. Если я знаю, что мне нужна определенная информация, как я могу знать, к кому обращаться за дальнейшим развитием? Скажем, я обнаружила, что у меня есть сильный интерес к психологии личностного развития. Где я могу получить максимум информации о том, где это лучше всего изучать? Кто тот человек, с кем стоит посоветоваться в такой ситуации? Есть ли в нашем мире институт развития талантов человека с тем, чтобы при проявлении его интереса была возможность указать ему нужное направление развития? Если кто-то может что-то посоветовать, буду очень благодарна.

http://www.ted.com/talks/sugata_mitra_build_a_school_in_the_cloud.html

Слепой массажист Ербол Сейткулов? Об этом выступлении рассказывать невозможно. Это нужно просто слушать и смотреть. Когда на сцену выводят слепого человека, который под запись своей истории делает массаж в изначально темном зале, где постепенно включается свет, это затрагивает до глубины души, до дрожи, то тихого ужаса сочувствия и восхищения решимостью и верой в себя. Ербол в своей истории рассказывает о том, как воспринимает свою слепоту не больше как очередной недостаток очередного человека. «Кто-то вспыльчив, кто-то ленив, а я слепой», - слышен голос рассказчика, пока он разминает лежащего на массажном столе ассистента TEDx. Blog post imageЕрбол пытался поступить учиться, но его не принимали – нет возможностей у казахстанских ВУЗов обучать слепых. История о том, как слепой человек продолжал стучаться в разные двери и пытаться пробиться к своей цели, ставит под вопрос наши личные оправдания о том, что что-то невозможно. Как мы, люди с гораздо большими преимуществами, можем говорить о том, что не можем чего-то сделать? С каким лицом можно дальше смотреть в лицо своей жизни, избегая идти по дороге своего наибольшего развития? Ведь и перед Ерболом наконец открылась нужная дверь, и ректор колледжа, просмотрев документы Сейткулова, сразу принял решение о его принятии.

В деле самореализации и развития своего таланта гораздо большее значение имеет именно настойчивость и работа. Из избитой фразы о гении как 1% вдохновении люди склонны забывать о 99% работы. Именно неустанная вера в себя, в то, что твое дело правое, что все получится, если продолжать делать, отличила в свое время Ербола от других людей с физическими недостатками. И если уж говорить об инвалидности, то сложно в таком случае назвать им Ербола, человека с железной волей, настойчивостью и терпением. Спасибо ему за его искреннюю и пронзающую историю. Я снова задумалась о том, тех ли мы людей называем инвалидами…

Вскоре на сцену вышел Евгений Жовтис. Бывший юрист пожертвовал своей спокойной и успешной карьерой во имя большей ценности, во имя гласа о свободе. Евгений говорил о свободе как о том, что отличает человека мыслящего от раба. Blog post imageНужно думать о том, что важно для людей развивающихся, осознанных в отличии от сытых рабов. На западе больше склонны размышлять об общечеловеческих высших ценностях. Видимо, там и базовые потребности лучше удовлетворены, и люди больше думают в глобальном масштабе. Евгений пришел на выступление, опираясь на палку и слегка хромая. Сидя на стуле на ярко освещенной сцене, с жесткой спиной и прямой осанкой, Евгений, казалось, даже физически воплощал тот основополагающий стержень, который должен быть у каждого человека. Помимо мечтаний о материальном комфорте, не стоит забывать также об этом гордом звании Человека с большой буквы. Мы все должны стремиться быть именно такими людьми, для которых честь, свобода, достоинство – не просто слова, а естество, основа жизни, на которую, как бусинки, насаживается каждый день. И почему-то вспомнился здесь Маяковский «Гвозди бы делать из этих людей, не было б крепче в мире гвоздей».

В общем и целом хочу сказать, что мероприятие прошло уже три недели назад, а я все еще думаю и размышляю о тех идеях, которые благодаря TEDxAlmaty появились в моем сознании. Идеи о сопереживании, разносторонности образования, возможностях будущего человечества, вере в себя и настойчивости, высших ценностях – это то, о чем нужно помнить всегда. И именно поэтому я регулярно просматриваю видео TED'a, чтобы в свою очередь говорить об идеях, достойных распространения.

Blog post image

цифры являются приблизительными, точные записать не успела. Ждем видео на http://tedxalmaty.com/, чтобы услышать точные данные.

8
1122
4