Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
3
00:39, 01 октября 2013

Сравнительный анализ глобальных рынков экотуризма и горнолыжного туризма

pdf-версия отчета

Резюме

Проведенное исследование показало, что:
  1. международный туризм растет по 4% в год, обеспечивая более 230 млн. рабочих мест; больше всего поездок совершается по Европе, однако, наибольший рост туристов происходит в азиатском и тихоокеанском регионе (в первую очередь Китай);
  2. Казахстан занимает позицию регионального лидера Центральной Азии, хотя ощущает растущую конкуренцию со стороны Киргизии, количество прибытий в которой с 2000 по 2011 гг. выросло в 53 раза, в то время как в Казахстане – только в 3 раза;
  3. 3. более 80% иностранных туристов приезжают в Казахстан из трех стран: Узбекистан (37%), Кыргызстан (24%) и Россия (22%), растущий Китай составляет только 2%, и его доля имеет тенденцию к снижению;
  4. 4. туризм в качестве цели въезда в Казахстан указывают лишь 1,5%, что на порядок ниже даже транзита через нашу страну (18,2%), основная же масса (75%) посетителей указывает целью частную поездку; фактически это гастарбайтеры - строители или «челноки», - при этом доля таких гостей в общем объеме растет высокими темпами;
  5. 5. доход туристических агентств формирует выездной и внутренний туризм, которые в общем объеме стоимости проданных путевок составляют совокупную долю 99%;
  6. 6. по данным ВТО в 2011г. из 182 стран 114 получили доходов от иностранных туристов больше, чем сами потратили за рубежом, Казахстан же входит в список стран-доноров, чей баланс трат международных туристов отрицательный, т.е. казахстанские туристы потратили за рубежом больше, чем получили от иностранцев в Казахстане;
  7. объемы рынков горнолыжного туризма и экотуризма оцениваются как равные, на уровне 10%-20% от общего рынка международного туризма, который на 2012 год составил $ 1 300 млрд.;
  8. международный туризм имеет ярко выраженную сезонность с максимумом поездок летом (июль-август) и минимумом в зимние месяцы (январь-февраль);
  9. на протяжении последних 10 лет количество прибытий на горнолыжные курорты в мире остается на уровне 300-350 млн. посещений, и имеет тенденцию к снижению с 2009г., тогда как экотуризм растет с начала 2000-х годов по 12% ежегодно, втрое опережая рост индустрии туризма в целом;
  10. 10. средний возраст посетителей горнолыжных курортов в развитых странах растет: в США в 1997 г. этот показатель составлял 33 года, а в 2007 – 36 лет, старение населения также является значимым фактором снижения количества лыжников в Швейцарии, Канаде, Франции и др.;
  11. на фоне падения количества лыжников в Европе и Японии отмечается высокий рост посещаемости горнолыжных курортов Китая (по 50% ежегодно в 2000-х годах) и Южной Кореи, что связывают с двумя факторами: (а) неразвитость рынков (доля лыжников среди населения в Китае составляет 0,4%), и (б) смена концепции горнолыжного отдыха, который теперь позиционируется как одна из услуг единого развлекательного комплекса, действующего круглогодично, и включающего в себя гольф, бассейн, торговые центры, боулинг, караоке и т.д. и т.п., при этом основная прибыль таких развлекательных комплексов формируется в летний период;
  12. Китай занимает четвертое место в мире по количеству горнолыжных курортов (350), однако их посещаемость остается низкой (5 054 169 лыжников делают 5 640 000 посещений в год, т.е. каждый лыжник делает в среднем 1,1 посещение в год), как и уровень профессионализма лыжников (большинство склонов в Китае предназначены для новичков);
  13. рынок экотуризма является молодым и динамично растущим: впервые термин был публично использован в 80-х годах, а в 2012 годовой доход США от посещения природных территорий, составил $ 14 млрд. в год, Австралии – $ 3 млрд., Кении –$ 0,5 млрд., России – 0,1 млрд.;
  14. спрос на экотуризм сформировался и продолжает развиваться, что фиксируют различные исследования: так, согласно данных Программы ООН по окружающей среде (UNEP) и Международного общества сохранения природы, основное развитие туризма в 2000-х происходит в местах с нетронутой природой и вокруг них; Ecotrans сообщает, что 70% американских, британских и австралийских туристов готовы доплачивать $ 150 за двухнедельное пребывание в отеле, демонстрирующем ответственное отношение к экологии; в 2001 году Всемирная туристская организация (ВТО) определила «познавательный» туризм (experiential tourism), который включает в себя экотуризм, природный, исторический, культурный, приключенческий, сельский и социальный виды туризма, как сектор, который будет расти наиболее быстро в течение ближайших двух десятилетий;
  15. если темпы роста экотуризма сохранятся, то в 2020г. он составит более $ 400 млрд. и будет вдвое превышать стареющий рынок горнолыжного туризма.
Таким образом,

В настоящее время и в дальней перспективе экотуризм выглядит более привлекательным с экономической точки зрения международным рынком, чем горнолыжный туризм. Развитие потенциально более выгодного экотуризма требует значительно меньших вложений денег и времени и дает возможность задействовать в первую очередь малый и средний бизнес, а не крупный, как в случае с горнолыжным курортом.

С другой стороны, развитие экотуризма имеет свои сложности. В частности, привлечение населения к туристскому бизнесу может встретить непонимание среди жителей области. Кроме того, для того, чтобы быть эффективным, экотуризм не должен ограничиваться рамками одного горного плато. Он должен включать в себя весь комплекс возможностей национального парка и области в целом, при этом методология реализации таких проектов в Казахстане не отработана.

В любом случае, с учетом сложившейся ситуации вокруг проекта при принятии решения не следует ограничиваться рассмотрением горнолыжного курорта как безальтернативного проекта развития туризма в Алматы и области.

Введение.

8-9 октября в Алматы пройдет Первая Евразийская конференция по горнолыжным курортам: “Развитие новых туристских направлений зимнего туризма”. Цель мероприятия очевидна – оказать информационную поддержку горнолыжному курорту «Кок-Жайляу», который планируют начать строить в следующем году. Мероприятие ожидает быть массовым и широко освещаемым в СМИ. Очевидно, будет представлено много интересного материала по отрасли, и сделаны выводы о «стратегической важности лыжных курортов для национальной экономики».

Вместе с тем, вопрос о судьбе Кок-Жайляу требует, на наш взгляд несколько иного подхода к рассмотрению выгод от предполагаемого горнолыжного курорта. Существует практика оценки проекта с учетом т.н. альтернативных издержек, когда оценивается не только доход от планируемого предприятия, но и эффективность этого предприятия в целом по сравнению с другими возможными в данных условиях и при тех же ресурсах проектами. Такая оценка позволяет видеть не только то, что инвестор проекта выиграет при реализации проекта, но и то, что он мог бы получить, используя свой капитал иначе.

Речь идет не об экономической оценке природных ресурсов (хотя, и такую оценку сделать бы тоже не помешало), а о сравнении планируемого горнолыжного курорта с альтернативным бизнес-проектом в той же самой туристской отрасли. Альтернатива эта была впервые публично озвучена на недавно прошедших гражданских слушаниях «Проект «Кок-Жайляу»: Заблуждение или афера?», организованных неформальным общественным движением «Защитим Кок-Жайляу» совместно с партий ОСДП «Азат» и экологическим союзом «Табигат». В одном из выступлений прозвучало предложение вместо Горнолыжного курорта «Кок-Жайляу» построить Эко-парк «Кок-Жайляу».

Разумеется, противники горнолыжного курорта, делая это предложение, ставили целью защитить плато от нежелательной застройки, однако, и с точки зрения экономической выгоды такое предложение не лишено смысла.

Часть 1. Казахстан на глобальном рынке туризма.
Динамика показателей международного туризма, ВТО

Предложение туристической отрасли в качестве своеобразной замены нефтяной имеет под собой почву, и дело даже не в том, что нефть в Казахстане заканчивается. Глобальный рынок услуг значительно шире производства: мировой ВВП сегодня на 71% представлен услугами и только на 26% - производством.

Динамика показателей международного туризма, ВТО

Blog post image

Безусловно, производство нефти приносит больший доход, однако, его объем, - около $ 2 382 млрд. (BP Statistical Review of World Energy 2011), - сопоставим с объемом туризма ($ 1 300 млрд. на 2012г.), при этом туризм создает более 230 млн. рабочих мест, а в добыче сырой нефти и газа и переработке нефти задействовано, по оценке Международной организации труда, только около 5,5 млн. наемных рабочих (International Labour Office, Working conditions of contract workers in the oil and gas industries, 2010).

В отличие от «элитарного» рынка энергоресурсов, порог входа на рынок туризма значительно ниже, что делает его более «демократичным» и позволяет вовлечь широкие слои населения: в одном только Алматы сегодня действует свыше 1400 туристических компаний.

Количество международных туристов также прогрессирует с 2009г., причем как в развитых, так и в развивающихся странах. Если в 2005 году в зарубежные поездки отправлялись 800 млн. человек, то в 2012г. - уже более 1 млрд., а к 2020 Всемирная туристская организация (ВТО) ожидает 1,56 миллиардов таких поездок.

Однако, туризм как глобальный рынок состоит из региональных и рынков, отличающихся в том числе и динамикой развития. Например, сегодня больше всего поездок совершается по Европе, однако, по прогнозам ВТО, в перспективе 2030 г., наибольший рост туристов будет происходить в азиатском и тихоокеанском регионе.

И, не смотря на то, что Казахстан в отчетах ВТО включен в европейский кластер, как один из ближайших соседей Китая, который сегодня является одним из самых сильных и перспективных «новых рынков» туризма, наша страна скорее выиграет, чем проиграет, однако, этого не произойдет без приложения определенных усилий со стороны государства.

Динамика структуры рынка международного туризма, %, ВТО, 2011г.

Blog post image

Международный рынок туризма можно рассматривать со стороны спроса и предложения. Под спросом в этом случае следует понимать объем выездного туризма, т.е. количество международных поездок из стран мира. Выбор той или иной страны в качестве цели путешествия определяется конкурентными преимуществами этих стран. Судить о том, предложение какой страны с точки зрения туризма лучше, можно по количеству международных прибытий.

Ниже представлены данные для топ-30 стран мира по количеству выезжающих туристов (спрос), и по количеству въезжающих туристов (предложение).

Количество международных поездок из стран мира,
World Development Indicators (World Bank)

Blog post image

Blog post image
Количество международных прибытий в страны мира,
World Bank

Blog post image

Blog post image

Фактически, первая десятка стран рейтингов формирует около половины всех международных прибытий и выездов, что позволяет выделить три ключевых туристических кластера: (1) США, (2) Страны Европы, (3) Страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Казахстан ни в один из кластеров не попадает, его показатели как спроса, так и предложения остаются сравнительно низкими. Между тем, две страны, граничащие с Казахстаном, - Китай и Россия, - входят в первую десятку стран и по спросу и по предложению туристических услуг за рубежом и составляют весомую долю в общем потоке международных туристов.

Страны, формирующие половину спроса и предложения
на туристические услуги за рубежом, %, World Bank

Blog post image

Учитывая такое положение, логично рассматривать именно эти страны в качестве ключевых рынков спроса на казахстанский международный туризм. Конечно, они, в некотором смысле, также являются и конкурентами, однако, их превосходство в количестве прибытий настолько велико, что серьезно говорить о борьбе с ними за международного туриста можно лишь в дальней перспективе и при безусловном приоритете туристической отрасли в государственной экономической политике.

Количество прибытий в Казахстан и соседние страны, World Bank

Blog post image

Если же рассматривать только среднеазиатский регион, то Казахстан явно занимает позицию регионального лидера, хотя следует отметить растущую конкуренцию со стороны Киргизии, количество прибытий в которой с 2000 по 2011 гг. выросло в 53 раза, в то время как в Казахстане – только в 3 раза.

Количество прибытий в страны Средней Азии, World Bank

Blog post image

На 90% въездной туризм Казахстана представлен гостями из стран СНГ. Они же формируют рост прибытий, доля туристов дальнего зарубежья имеет тенденцию к уменьшению.

Прибытия в Казахстан, АСРК

Blog post image

Более 80% иностранных туристов приезжают из трех стран: Узбекистан, Кыргызстан и Россия. Растущий Китай только 2%, и его доля также имеет тенденцию к снижению.

Структура въездного туризма РК, 2012г., АСРК

Blog post image

Такая ситуация складывается в силу не столько экономических причин, сколько политических и культурных предпочтений Казахстана. Если Европа, США и Канада рассматривают китайского туриста как лакомый кусочек (в 2012 году Китай вышел в мировые лидеры по тратам на международные поездки), то страны Центральной Азии, по причине близкого соседства с Поднебесной чаще видят в нем угрозу экономической экспансии. Так, Киргизия в 2012 г. ввела безвизовый режим с 44 странами мира, однако, Китая среди них не было. Пилотный проект МИД РК, который пока так и не был воплощен в жизнь, подразумевал введение безвизового режима для 34 стран, среди которых так же Китай отсутствует. Также и недавнее предложение Китая на саммите ШОС в Бишкеке ввести безвизовый режим для стран ШОС также не получило поддержки со стороны стран-участниц, в т.ч. и Казахстана.

Есть своя ирония, в том, что находясь рядом с крупнейшим рынком туризма, Казахстан старается не делать на этом акцент, в то время как в далекой Канаде Комиссия по туризму (Canadian Tourism Commission) дает рекомендации отелям предлагать китайские меню и устанавливать указатели на китайском языке. Однако, в этом есть и свой смысл, поскольку развивающийся Китай действительно представляет угрозу экономически менее развитым регионам Средней Азии.

Как результат, количество китайских туристов в Казахстане за последние 4 года не изменилась, а их доля в общем объеме прибытий плавно снижается. Доля России так же падает, хотя в абсолютных цифрах отмечается рост в 1,4 раза за тот же период.

Динамика структуры въездного туризма Казахстана,
% от общего количества иностранных туристов, АСРК

Blog post image

Наибольшую же долю составляют туристы из Узбекистана, при этом их количество растет наибольшими темпами, что, скорее всего, объясняется плохой экономикой страны. Туризм в качестве цели въезда в Казахстан указывают лишь 1,5%, что на порядок ниже даже транзита через нашу страну, основная масса (75%) посетителей указывает целью частную поездку. Фактически это гастарбайтеры строители или «челноки», привозящие товары из Китая (через Кыргызстан), России и Узбекистана. При этом доля таких гостей в общем объеме растет хорошими темпами. Таким образом, можно говорить о миграции рабочей силы, а не о туризме. В том смысле, в каком его определяет Закон «О туристской деятельности в РК» от 13 июня 2001 года (путешествие физических лиц продолжительностью от двадцати четырех часов до одного года либо меньше двадцати четырех часов, но с ночевкой в целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания) к туризму в Казахстане со стороны зарубежных туристов интереса практически нет.

Динамика структуры въездного туризма Казахстана по целям поездки, % от общего количества иностранных туристов, АСРК

Blog post image

Доход же туристических агентств фактически формирует выездной туризм, который в общем объеме стоимости проданных путевок составляет 94%. Если добавить еще 5% внутреннего туризма, то становится очевидным, что именно отечественный турист кормит туристический рынок Казахстана, формируя 99% их дохода.

Структура доходов от проданных путевок в РК, 2012г, АСРК

Blog post image

Однако, если стратегическая цель развития туризма в Казахстане – замена им нефтедобывающей сферы, то необходимо говорить о развитии именно международного туризма, который бы увеличивал ВВП за счет трат въезжающих туристов. Существующая структура доходов отечественного рынка возможна только при наличии других развитых и стабильно растущих секторов экономики. В настоящее время – это нефть и горнодобывающий сектор, однако, эти ресурсы ограничены. Если предполагается, что туризм заменит нефть, то туризм должен стать в первую очередь экспортным продуктом.

По данным ВТО в 2011г. из 182 стран 114 получили доходов от иностранных туристов больше, чем сами потратили за рубежом. В списке есть как развитые страны, - США, Франция, Италия, - так и страны бывшего СССР, - Эстония, Грузия, Украина, Беларусь. Присутствуют там и две страны из Центральной Азии: Киргизия и Таджикистан, развивающие экотуризм, а также Кения, которая используется в качестве положительного примера развития туризма в «Программе по развитию перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы», разработанной Министерством туризма и спорта РК.

Разница между тратами иностранных туристов, въезжающих в страну
и тратами выезжающих туристов за рубежом,
2011г, usd, расчеты на основе данных ВТО

Blog post image

Казахстан же входит в меньший список (64 страны) стран-доноров, чей баланс трат международных туристов отрицательный, т.е. казахстанские туристы потратили за рубежом больше, чем получили от иностранцев в Казахстане. В этом же списке страны с развитой производственной базой, такие как Германия, Канада, Япония, Китай, Бразилия, и нефтедобывающие страны: Венесуэла, Саудовская Аравия, Иран, ОАЭ, Норвегия, Россия и т.д., т.е. страны, которым есть что предложить миру, помимо туризма, их ВВП пополняет экспорт готовых товаров или энергоресурсов. Впрочем, есть и страны индустриально неразвитые и при этом с хорошим потенциалом развития экотуризма, например, Монголия.

Разница между тратами иностранных туристов, въезжающих в страну
и тратами выезжающих туристов за рубежом,
2011г, usd, расчеты на основе данных ВТО

Blog post image

Как бы то ни было, факт, что для замены туризмом нефтяного рынка, необходимо в качестве ключевой стратегической цели ставить построение туристской инфраструктуры, способной приносить устойчивый положительный баланс трат международных туристов. Другими словами, нужны проекты, которые (1) переориентируют интерес казахстанцев с зарубежного туризма на внутренний и (2) привлекут внимание международного туриста, - в первую очередь российского и среднеазиатского, а затем и европейского, - к Казахстану.

Часть 2. Сравнение динамики и долгосрочных перспектив экотуризма и горнолыжного туризма.

Резюмировать вышесказанное можно следующим: Казахстан на рынке международного туризма – это Tabula Rasa. С одной стороны это недостаток, поскольку туристы к нам просто не заезжают, с другой преимущество, поскольку написать на этой доске сегодня можно все, что нам самим нравится. Главная задача лишь в том, чтобы определить, что же нам все таки нравится?

Горнолыжный курорт «Кок-Жайлау» – это не рядовой объект, по крайней мере, не выглядит таковым в планах. Это серьезный международный центр, который призван привлекать до 10 000 лыжников ежедневно, такие потоки Казахстану пока свойственны не были, проект должен стать прорывным. Однако, если посмотреть на годовую динамику международного туризма, то видно что зимние месяцы формируют минимум прибытий, даже не смотря на развивающийся рынок Юго-Восточной Азии, где туристский сезон как раз приходится на зимние месяцы. Пик туристических поездок приходится на летние месяцы – июль-август.

Международный туризм, количество прибытий, млн., Всемирная туристская организация (ВТО)

Blog post image

И если с горнолыжным туризмом сезонность индустрии в целом не совпадает, то в случае с экотуризмом, все иначе: экотуризм, за исключением крайне экстремальных видов, это летний вид отдыха. То есть, обеспечить поток туристов проще, играя на рынке экотуризма, нежели чем на рынке туризма горнолыжного.
Если говорить об объеме этих двух рынков, то они, согласно разным оценкам, сегодня примерно равны, составляя $190- $200 млрд. в год, однако, динамика их сильно разнится. Экотуризм растет темпами, превышающими динамику индустрии, а горнолыжный туризм не растет вообще. Так, согласно отчета Международного общества экотуризма (The International Ecotourism Society, IES), в 90-е годы экотуризм рос по 20%-30% в год (при 3%-4% по индустрии), снизившись в 2000-х до 10%-12% (что по-прежнему в 3 раза выше, чем по индустрии в целом), а глобальный рынок горнолыжного туризма согласно отчета «International Report on Snow & Mountain Tourism 2013» (IRSMT), не растет на протяжении вот уже десяти лет, оставаясь на уровне 300-350 млн. посещений в год, а с 2009 года имеет тенденцию к снижению.
Таким образом, стартовые показатели говорят скорее в пользу экотуризма, чем в пользу горнолыжного курорта.

Динамика посещений горнолыжных курортов в мире, млн., IRSMT

Blog post image

Безусловно, региональная динамика горнолыжного туризма различается. Например, в соседнем Китае прирост лыжников идет небывалыми для отрасли темпами (по 50% ежегодно в 2000-х годах), однако, развитие это происходит за счет крайне не развитого, но очень динамичного внутреннего рынка: доля лыжников среди населения там составляет меньше полпроцента (0,4%), при этом только 0,5% из всех лыжников, катавшихся на курортах Китая приехали из других стран. Для сравнения, в Казахстане лыжники составляют 1,5% от всего населения, что втрое превосходит показатель Китая, а доля иностранных лыжников в общем объеме – 2%, что в четыре раза больше, чем в КНР.

Согласно IRSMT-2013 количество лыжников в Китае (5 054 169) почти соответствует количеству посещений лыжных курортов (5 640 000), а из 350 курортов Китая, большинство представляют собой трассы для новичков. Специалисты Canadian Tourism Commission отмечают, что горнолыжный туризм воспринимается в Китае как семейное развлечение, как дополнение к осмотру достопримечательностей, шопингу и т.д., т.е. культура катания в Китае сильно отличается от той, что сложилась в Европе, где к катанию относятся больше как к спорту.
Такая же картина происходит и в растущей Корее, где курорты планируются так, чтобы обслуживать туристов круглогодично. Большинство из них имеют поле для гольфа, бассейн и молы, в которых, в свою очередь предлагаются самые разные развлечения – от боулинга, до видеоигр и караоке.

В Японии мест для катания больше всего в мире (547 курортов, из которых 280 имеют более 4 подъемников), однако, с 80-х годов посещаемость на этих курортах упала вдвое. Обширные инвестиции в сектор в период роста рынка сегодня теряют привлекательность. Японии также приходится учитывать смену приоритетов туристов и предлагать горнолыжные курорты как дополнительную услугу.

Динамика посещений горнолыжных курортов в странах мира, IRSMT-2013

Blog post image

С другой стороны, европейские и американские курорты переживают кризис, связанный со снижением интереса молодежи к этому виду отдыха. Средний возраст лыжников растет, а количество их сокращается. Например, согласно отчета National Ski industry Demographics and Trends 2008, данные национальной лыжной ассоциации США (National Ski & Snowbord Retailers Association) давно фиксируют снижение количества лыжников, представленных в основном поколением «беби-бумеров», однако, начиная с 2004г. и количество более молодых сноубордистов тоже стало снижаться, а сохранение количества посещений происходит лишь по той причине, что лыжники просто стали чаще посещать горнолыжные курорты.

Количество лыжников и сноубордистов в США, млн.,
National Ski & Snowbord Retailers Association

Blog post image

В Великобритании, согласно отчета «Crystal Ski Industry Report 2013» также отмечают падение интереса к зимним видам спорта. После четырехлетнего снижения лишь в 2013 году наметился рост индустрии в 1%.

Динамика посещений в индустрии зимних видов спорта в Великобритании,
Crystal Ski Industry Report 2013

Blog post image

В «альпийских» странах также отмечается падение внутреннего рынка. В Швейцарии снижение посещаемости связывают со старением любителей этого вида спорта в стране. Во Франции за последние несколько лет количество лыжников сократилось на 300-400 тыс., потерю которых восполнил рост иностранных туристов с новых развивающихся рынков. В Австрии последние три сезона отмечается снижение посещаемости, которую компенсируют обязательные еженедельные лыжные прогулки для школьников.

В общем, после 40 лет роста, горнолыжный туризм в настоящее время теряет потребителя, интерес к услуге на Западе падает, а в Азии услуга воспринимается как дополнительная опция в общем комплексе туристских предложений.

Что касается экотуризма, то на нем кризис отразился лишь снижением роста. В настоящее время рынок растет по 12% в год, давая хороший доход странам, развивающим это направление. Например, годовой доход США от посещения природных территорий, согласно оценке Intesco Research Group, составляет $ 14 млрд. в год, Австралии – $ 3 млрд., Кении –$ 0,5 млрд., России – 0,1 млрд.

Тенденции развития этого молодого рынка туризма (сам термин впервые был официально использован в 80-х годах) самые позитивные. Уже в 2001 году ВТО определили «познавательный» туризм (experiential tourism), который включает в себя экотуризм, природный, исторический, культурный, приключенческий, сельский и социальный виды туризма, как сектор, который будет расти наиболее быстро в течение ближайших двух десятилетий. Основная причина таких высоких ожиданий – рост городского населения (с 2007 года больше половины населения мира проживает в городах) и, как следствие, повышение экологической грамотности и общего уровня экологической ответственности в мире.

Городское население, %, World Bank

Blog post image

Вообще, под экотуризмом понимают «форму устойчивого туризма, сфокусированную на посещениях относительно нетронутых антропогенным воздействием природных территорий». Под устойчивым же туризмом понимается «форма туристского общественного производства, которая поддерживает и улучшает экономическое, экологическое и социально-культурное благосостояние общества» (Лукичев А.Б.). По сути, речь идет не столько о секторе туризма, сколько об общем тренде развития мировой туристской индустрии в целом. И причины этого тренда – экологическая грамотность. Поколение бэби-бумеров уходит, уступая место поколению-X (родившееся между 1961-1981) и поколению-Y (родившиеся в 1980 – 2001 г.), отношение которых к вопросам экологии и социальной ответственности значительно более серьезно, чем у их предков.

Например, согласно исследованию Nielsen, сегодня две трети (66%) потребителей во всем мире предпочитают пользоваться товарами и услугами от компаний, которые, реализуют социальные программы. Согласно данных Программы ООН по окружающей среде (UNEP) и Международного общества сохранения природы, основное развитие туризма в 2000-х происходит в местах с нетронутой природой и вокруг них. Ecotrans сообщает, что 70% американских, британских и австралийских туристов готовы доплачивать $ 150 за двухнедельное пребывание в отеле, демонстрирующем ответственное отношение к экологии. То есть, на экотуризм, на устойчивый туризм спрос сформировался и продолжает развиваться, и тренд этот показывает устойчивое развитие, что фиксируют различные исследования.

Получается, что и по динамике и по перспективам экотуризм выглядит значительно более привлекательно, чем горнолыжный туризм. Если темпы роста экотуризма сохранятся, то в 2020г. он составит более $ 400 млрд. и будет вдвое превышать стареющий рынок горнолыжного туризма (это в лучшем для последнего раскладе).

Часть 3. Кок-Жайляу: возможные варианты развития.

Итак, если оценивать идею строительства горнолыжного курорта на территории Национального парка с точки зрения альтернативных издержек, то он явно проигрывает идее Экопарка. С учетом всех вышеприведенных данных и того, что Иле-Алатауский национальный парк внесен в предварительный список мирового наследия (что дает шанс на внесение его в актуальный список и получения дополнительных преимуществ на рынке экотуризма), планы строительства в нем горнолыжного курорта с целью привлечения массового туриста выглядят как попытка зарезать курицу, несущую золотые яйца.

Очевидны и некоторые просчеты проектировщиков. Например, сами проектировщики ожидают, что через 20 лет две трети посетителей курорта будут отдыхать там именно в летний сезон, однако, именно горнолыжный курорт заявлен в названии проекта, хотя это как ставить телегу впереди лошади. Еще пример: в Китае, который назван одним из целевых рынков проекта горнолыжного курорта «Кок-Жайлау», большинство склонов предназначены для начинающих лыжников, люди там просто не умеют кататься, для них горнолыжный спорт – это развлечение, что-то вроде прыжка на «тарзанке», при этом на планируемом курорте трассы для новичков составляют меньше 10%.

Однако, более важен, конечно, сам подход к построению туристической отрасли в области. Не всякий туризм оказывает положительное воздействие на экономику. Например, UNDP отмечают случаи, когда местные предприятия теряли шанс получить прибыль от туристов в местах действия принципа «все включено»: если туристы проводят все свое время в круизном судне или на курорте, который предоставляет все, что нужно и где они тратят свои деньги, для местных жителей остается не так много возможностей, чтобы получить прибыль от туризма. Исследование, проведенное на Ямайке Организацией Американских Государств (ОАГ), показало, что отели, предлагающие пакет услуг «все включено» формируют наибольший доход, но их вляние на экономику меньше, чем другие подотрасли размещения туристов. То же самое может произойти и в случае с горнолыжным курортом на Кок-Жайляу. При этом, строительство и поток туристов окажут негативное влияние на экологию этой природной территории и парка в целом.

С другой стороны, экотуризм - это совершенно иная концепция, которая подразумевает направленность доходов мелким предпринимателям, живущим в отдаленных от развитых городов регионах, что представляется для Казахстана весьма актуальной задачей. Безусловно, развитие экотуризма требует совершенно иного, комплексного подхода к развитию инфраструктуры. Здесь нужно учитывать пределы рекреационной нагрузки мест отдыха, поэтому, если речь идет о формировании больших туристских потоков, нельзя ограничиваться одним только эко-парком «Кок-Жайляу». Он должен быть вписанным в более широкий туристский комплекс, включающим в себя все природные ресурсы области.

В качестве примера такого подхода можно привести «Перспективную модель кластерного развития туризма в алматинской области», разработанную ТОО «Жибек-Жолы». В нем область разделена на 6 кластеров: Талгарско-Иссыкский, Капчагайский, Карадалинский, Алакольско-Джунгарский, Раимбекский и Балхашский. В каждом кластере оказывается достаточное количество туристических объектов (в т.ч. и горнолыжные курорты), развивая которые можно привлечь как казахстанского, так и иностранных туристов. При этом, и инвестиции и прибыль от такого подхода доставалась бы жителям области и малому и среднему бизнесу, а не крупному бизнесу в одном г. Алматы. Другими словами, построение индустрии устойчивого туризма уже на этапе планирования поддерживает и развивает благосостояние общества. Это, в первую очередь, строительство дорог и LRT в областные города и поселки, обеспечение широкополосного доступа к интернету вовлечение населения в туристический бизнес и т.п.

Обеспечив быструю транспортную связь Алматы с городами спутниками можно распределять туристские потоки по всей протяженности Иле-Алатауского национального парка, что (1) позволит распределить рекреационную нагрузку на места отдыха и (2) обеспечит более широкий список услуг потенциальному туристу. В результате можно продвигать на международный рынок туризма новый продукт - Туристский центр «Иле-Алатау», который будет включать в себя несколько существующих горнолыжных курортов, горных озер и оборудованных туристских троп. Здесь же можно проводить сплавы по горным рекам, предлагать конные прогулки и т.д. и т.п.

Кстати, в Генеральном плане пригородной зоны г.Алматы, утвержденного 22 октября 2010г. предусмотрено строительство линий LRT по основным направлениям и главным композиционным осям пригородной зоны: Алматы - Капшагай "Жана Иле"; Алматы - Каскелен - Шамалган; Алматы - Талгар - Есик. Правда, реализовать эти планы планируют лишь в 2040 году, однако, если разумно отнестись к средствам, планируемым на строительство горнолыжного курорта, то сроки можно ускорить.

Выводы

В настоящее время и в дальней перспективе экотуризм выглядит более привлекательным с экономической точки зрения международным рынком, чем горнолыжный туризм. Развитие потенциально более выгодного экотуризма требует значительно меньших вложений денег и времени и дает возможность задействовать в первую очередь малый и средний бизнес, а не крупный, как в случае с горнолыжным курортом.

С другой стороны, развитие экотуризма имеет свои сложности. В частности, привлечение населения к туристскому бизнесу может встретить непонимание среди жителей области. Кроме того, для того, чтобы быть эффективным, экотуризм не должен ограничиваться рамками одного горного плато. Он должен включать в себя весь комплекс возможностей национального парка и области в целом, при этом методология реализации таких проектов в Казахстане не отработана.

В любом случае, с учетом сложившейся ситуации вокруг проекта при принятии решения не следует ограничиваться рассмотрением горнолыжного курорта как безальтернативного проекта развития туризма в Алматы и области.

pdf-версия отчета

3
5341
1