Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
22:25, 13 августа 2013

Культур-мультур и Весновка-терренкур*

«Весновка Культурный Терренкур – это погулять и посмотреть», говорится в описании проекта Кати Никоноровой на страничке в Facebook. Его суть — прогулки, выставки и прочие хэппенинги вдоль речки Весновки (ныне Есентай) в Алматы, а заявленная цель – «вернуть городу утерянный статус культурной столицы» через развитие новой оси социальных коммуникаций.

Культурный терренкур, как объясняет автор, это пешеходная зона для культурного оздоровления — вдоль речки располагаются галереи, университеты и мастерские художников, но сама Весновка с ее бетонными берегами «не имеет ничего общего с понятиями эстетического и гуманистического и сделало ее похожей на промзону», утверждает Катя.

Blog post image

Проект “Культурный терренкур” хочет превратить набережную в цивилизованную пешеходную зону и открыть доступ современному молодому художнику к публике, инициировать диалог официальной и андерграундной культур.

Мы встретились с Катей, чтобы узнать больше (*оригинал записи на сайте blogbasta.kz)

******

- Для начала, Катя, расскажи о проекте, зачем он и для кого?

- В первую очередь, мне очень хочется, чтобы этот проект был для всех. Как художник я перед собой поставила такие условия — развитие местного художественного пространства. Не хочу работать не как экспортный художник, и мне стало неинтересно просто рисовать. В ЛЕСу (пространство L.E.S.) мы говорим и думаем о совершенно других вещах — о социальных проектах на почве современного искусства.

Я ищу что-то местное — художественное и актуальное — для местной аудитории.

Например, наши довольно известные в мире современного искусства художники Воробьевы, оценив экспозиционные возможности бесконечных серых наклонных стен набережной речки, сразу согласились там выставить свои проекты. И молодые художники тоже очень хотят показать себя, рассказать обычным людям о том, что их волнует.

- Почему Весновка?

- Я уже много лет размышляю о Весновке — еще в институте у меня был проект по парку молодоженов возле Дворца бракосочетания. На том месте, правда, уже построили жилой комплекс, но страсть к месту осталась. У меня одно время вообще была страсть к изучению современных урбанистических зон, которые я находила даже в Душанбе.

- С этого места поподробнее. Я там был много раз — интересно, что я там упустил.

- В Душанбе основная жилая часть центра была спроектирована ленинградскими студентами архитектурных вузов — там мне любопытны были дворики, городской ландшафт. А в другом проекте, “Горький парк”, я исследовала то, как простые советские люди – не архитекторы, не художники, а простые горожане – стремятся к эстетизации пространства вокруг себя, какие они находят приемы, какие используют материалы, сколько средств и сил они вкладывают в это. Например, балконы…

- Кстати, насчет балконов — я в основном вижу, как люди балконами уродуют фасады, нет?

- Я и говорю — непрофессионалы. Желание украсить есть, а чувства прекрасного нет. Но вообще, меня интересуют разные формы синтеза искусства и практики, особенно в городе. Особенно в нашем, где много нужно сделать.

- Чего не хватает Алматы, чтобы быть современной культурной столицей, а не тем, что вкладывали в это понятие в СССР — совокупностью театров и музеев?

- Не хватает альтернативы, финансирования неофициальных и нетрадиционных проектов. Не обязательно государством, но и им, в том числе. Я всегда в уме держу пример Перми…

- А почему государство не финансирует? Мне, например, кажется, что оно не заинтересовано, потому что не понимает современное искусство — как и частный капитал, впрочем.

- На Западе, я уверена, тоже далеко не все чиновники понимают и любят современное искусство. Но на его стороне интеллект — интеллигенция, аристократия, художники, писатели, поэты, критики, искусствоведы и просто образованные люди. Это традиция дискуссий об искусстве.

А бизнесу в таких условиях выгодно поддерживать свой авторитет, финансируя хорошую выставку, как госчиновникам выгодно привезти, скажем, мощный современный балет, чем признаваться в своей ограниченности.

– Ты говоришь, что этот проект – поиск того, что в современном искусстве актуально для местной аудитории. А что актуально у нас? Ведь вкус к современному искусству у большинства наших людей, как мне кажется, не сильно привит?

- Это тоже одна из моих целей — вести зрителя, показывая ему переход одного направления в другое, от сюрреализма к экспрессионизму, модернизму, партисипаторному искусству. А там, глядишь и общее понимание сформируется. К тому же, в современном мире не нужно делать упор только на визуальное. Можно идею донести иконкой или одной фразой.

- Создание пространств наподобие «Культурного терренкура на Весновке» – это попытка просветительства или призыв к тем же госчиновникам или частным спонсорам поддержать молодые умы в их творческих поисках?

- «Культурный терренкур» – это мое желание развивать наш город в другом направлении, ведь сейчас у нас развивается только верхняя часть города и центр.

Это проект-исследование. Это не только «искусство расставить, расклеить и нарисовать». Без волонтеров, партнерств, участников – и просто без людей – ничего не получится. Хотелось бы сюда привлечь малый бизнес – кафе, такси, спорт, досуг. Основной вопрос у горожанина – как провести время после работы? Уровень жизни вырос, следовательно освободилось время для личного досуга — и это могут быть просто приятные прогулки.

Для этого государство должно выделять каждый год деньги не на бесконечные петунии вдоль проспекта аль-Фараби, а поочередно на настоящее, художественное и умное благоустройство одного места для людей, вокруг которого потом смогут развиваться услуги – тоже для людей, все это окупится налоговыми сборами и будет приносить радость алматинцам.

Это стратегия развития города. Я начала издалека — сначала люди пусть привыкнут видеть современное искусство во время своих прогулок. Потом перестанут его ломать. Потом можно будет сделать по-настоящему прекрасную набережную и так далее…

- Open-air – это хорошо, а что слышно по поводу периодически озвучиваемой необходимости в чем-то вроде Almaty Modern Art Center?

- Любая арт-институция должна образовываться на теоретической базе. С этого года в Алматы при поддержке Фонда культурных инноваций, Министерства управления культурой (формулировка К.Никоноровой — прим. BlogBasta.kz) и Евразийского культурного альянса открывается Школа теории и практики современного искусства.

Вот уже сколько институций! Еще есть Креольский культурный центр и другие общности — всем, конечно, необходимо где-то показывать свои работы, продавать каталоги, «ботать на фене» (создавать дискурс) и всяко демонстрировать свои достижения.

Если все будут держаться вместе, то Modern Art Center не за горами. Главное — понимать общую цель. Тут не должно быть конкурентов. Все коллеги и участники одного процесса.

- Что, по-твоему, означает современный культурный дискурс? Это диалог с аудиторией и ее вовлечение, демократизация искусства, или же, напротив, эксклюзивность, элитарность как ответ на массовую культуру?

- Это альтернатива. В любом обществе процент людей, работающих на почве культуры, невелик. Условно, это семь процентов.

Чтобы общество находилось в балансе, нужно поддерживать общественные группы, а какие-то группы могут поддерживать друг друга. Вот ,например, бизнесмены могут поддерживать духовенство, но когда там случается перебор, этот дисбаланс сразу сказывается на обществе.

Так пусть они, как класс, лучше поддерживают людей искусства, ведь это единственный класс общества, который думает и вкладывает свою энергию в понятие свободы, как цели человечества, формулирует ее, выражает, передает остальным людям.

_______________

Проект «Весновка Культурный Терренкур» будет осуществлен в рамках проведения ArtBatFest-2013, с 6 сентября по 6 октября.

_____________

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

Современное искусство Саудовской Аравии.

"Мократия – Неверленд во мне" - полная версия фильма.

Культурная память, общая судьба и простой человек - интервью с художником Александром Угай.

2
392
1