Yvision.kzYvision.kz
kk
Путешествия
Путешествия
Путешествия
3 500 постов463 подписчика
Первый казахстанский специализированный проект про путешествия, отдых и туризм
13
12:47, 14 августа 2013

Путешествие из Петербурга в Москву and Back Again | Две столицы

 

Наверное, на свете нет двух других городов, находящихся в столь продолжительном и неутомимом противостоянии: политическом, фольклорном и идеологическим. Питер и Москва, как Ольга и Татьяна, как "тепло и холод, лёд и пламень", как северный и южный полюса магнита, непримиримо противоположны, являясь частью одного целого и представляя, подобно двуликому Янусу, сочетание в России европейского и евразийского.

Я влюблена в Питер той самой любовью, при которой гордишься предметом своей любви как произведением собственных рук и экстатически пытаешься втолковать начинающим скучать знакомым его бесспорное великолепие. Питер полон истории, и её можно почерпнуть не только в занимательных глянцевых путеводителях, в большом разнообразии представленных и продающихся в неотразимом Доме книги,

Blog post image

но и в самих зданиях, в туристической питерской классике; в величественной, глубокомысленной неспешности сменяющих друг друга по-петровски деловитых Петропавловской крепости и соборе,

Blog post image

Blog post image

расточительно-роскошных, как самодержавие Елизаветы, Зимнем дворце и Смольном соборе,

Blog post image

Blog post image

Blog post image

римской строгости двух Академий (художеств и наук; в первой я, спустя 256 лет со дня её основания, имею счастье учиться), построенных под надзором "просвещённой императрицы" Екатерины,

Blog post image

Blog post image

затейливой, трагической загадочности обиталища Павла I,

Blog post image

Blog post image

спокойном, имперски элегантном высоком александровском классицизме Казанского собора,

Blog post image

Blog post image

архитектурно незаурядного ансамбля Главного штаба и Дворцовой площади,

Blog post image

 

Blog post image

и одной из самых характерных образующих своеобразного питерского силуэта - кажется, немного стесняющейся своего ампирного величия громады Исаакиевского собора:

Исаакиевский собор

Blog post image

Часто достопримечательности того или иного города ограничиваются, как говорят в Академии, "хрестоматийными" зданиями, и осмотрев их и на их фоне самозапечатлевшись, можно паковать чемодан и забираться в самолёт. Однако, Питер - книга не только умная и интересная, но и весьма объёмистая. Кажется невероятным, что многие жилые кварталы, к планировке которых не прикладывали линейку и циркуль великие Растрелли и Росси, могут изобиловать столь самобытной и разнообразной гражданской архитектурой. Например, вот это маленькое подобие Зимнего на Петроградской Стороне - самый обычный для Питера многоквартирный жилой дом:

Blog post image

Blog post image

Петроградская Сторона вообще очень густо застроена самым разнообразным по формам, но в равной степени остроумным и элегантным северным модерном. Можно просто сесть на маршрутку и, едучи по Большому проспекту на работу или учёбу, из окна посмотреть на продукт блестящей архитектурной мысли "Дом-сову",

Blog post image

Blog post image

Blog post image

на Австрийской площади мимоходом невольно вступить в неторопливый, по-европейски вальяжно приволакивающий, как само слово Österreich, букву r, разговор трёх прекрасных особняков,

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

а на площади Льва Толстого, как я всякий раз делаю, выскакивая из метро или сворачивая с Каменноостровского проспекта, учтиво раскланяться с залихватски, пленительно излишествующим декоративными элементами домом архитектора Белогруда:

Blog post image

Blog post image

В центре же, стоит вам свернуть с Невского проспекта на набережную Мойки, в одну из Морских улиц, или на Гороховую, где живал Илья Ильич Обломов, северный модерн начнёт, как акварель в стакане, причудливо смешиваться с эклектикой и необарокко:

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Рукотворность и многообразие питерского монументального декора, все эти совы,

Blog post image

Blog post image

находящаяся в круглогодичном расцвете каменная и бронзовая флора,

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

и прочая неусыпно бдящая на предмет злых духов нежить,

Blog post image

Blog post image

а также населившая питерские балконы и "парадные" псевдоантичная живность:

Blog post image

Blog post image

непрестанно занимает глаз и ум жителя или гостя северной столицы. Обширная работа незаурядной человеческой творческой мысли и искусных человеческих рук, результатами которой полнится в Питере каждая улица и каждый дом, невольно наводит на жизнеутверждающие гуманистические мысли о непобедимости творческой воли человека и потенциальной возможности выполнения любых задач. В этом, пожалуй, состоит интеллектуальное очарование Питера, немного рассудочное, как непогрешимая геометрия знаменитой улицы архитектора Росси, длина которой составляет ровно десять мер её высоты,

Blog post image

но неотделимое от Питера исторически, со времён Петра I, задавшего этот самый созидательный импульс.

Blog post image

Эта питерская рассудочность чувствуется также и в фольклоре, в котором можно встретить мудрости вроде "Москва - сердце, Питер - ум" и так далее. К Москве обратимся чуть позже, а насчёт питерской бессердечности можно поспорить. Очевидно, этот миф берёт начало в творчестве Гоголя, естественно невзлюбившего после украинской социальной вольницы строгую сухость питерского канцелярного мира. Будто московские или какие-либо другие чиновники могли отличаться весёлым нравом, и будто наличие ума начисто исключает наличие сердца.

Сознательно обращаясь к области чувственного восприятия и повествования, я, пожалуй, буду и апеллировать к чувствам, без лишних комментариев показывая картинки и нараспев цитируя Пушкина и Ахматову:

...Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхий невод, ныне там

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

 

ЛЕТНИЙ САД


Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Порой Питер - это музеи и театры, ненавязчивая деловитость Невского, ощутимо присутствующая культурная и историческая память места. Порой - устало-томный, неземной цвет белого ночного неба,

Blog post image

Blog post image

безмолвный простор Невы, приглашающий разделить его созерцательное молчание,

Blog post image

друидская зелень парков Крестовского острова, в одной из лагун которых, кажется, могла бы, не нарушая поэтического баланса, "плыть и петь" Офелия Милле или скользить в своей ладье Леди Шалотт...

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

 

Москва - это тоже своего рода книга, но для того, чтобы её прочесть, не существует словаря, потому что не существует определённой логики её содержания. Она скорее похожа на самодельную тетрадь с отзывами о выставке или, скажем, на нашу блог-платформу - каждый пишет в ней всё, что ему заблагорассудится, мало или вовсе не заботясь о творчестве соседей, влекомый неудержимой, бьющей через край созидательной энергией. Впрочем, в отличие от инженерно спланированной питерской градостроительной силы, московская подобна буйно и практически бесконтрольно расцветающему "огороду диковинных овощей", как описывал храм Василия Блаженного историк архитектуры Игорь Грабарь.

Blog post image

Рядом с многочисленными крошечными церквушками невозмутимо обитают разного калибра новостройки,

Blog post image

да и вообще весь город - это невообразимый, неописуемый, животный архитектурный хаос, подобный тому, наверное, что царит в глубинах атома. Наверное, лучшей иллюстрацией московского беспрестанного регенерационного процесса будут эти строительные краны, деловито и без лишнего благоговения занимающиеся своим делом в нескольких шагах от одиннадцативековых кремлёвских стен:

Blog post image

Каюсь, мне почти нечем иллюстративно подтвердить свои слова насчёт хаоса, потому что от получасовой поездки по Садовому кольцу у меня выработался такой визуальный диссонанс, что я практически лишилась возможности что-либо воспринимать и тем более фотографировать (и потом, я не люблю делать некрасивых фотографий). Дело в том, что в восприятии физических объектов, включая скульптуру и архитектуру, участвует осязательная моторная энергия. То есть, разглядывая статую или здание, мы бессознательно внутренне повторяем их пластические формы, и наш вестибулярный аппарат, тот самый, который отвечает за то, чтобы мы не теряли на ровном месте равновесие, чутко переживает все грани формы объекта. Таким образом, зрелище дисгармоничной московской застройки стало для меня с моим хилым вестибулярным аппаратом чем-то вроде поездки на американских горках. Оживала я только в особых случаях появления на горизонте образчика сталинского ампира:

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Только в таких местах Москва ещё напоминает ту свою ипостась, в которой она когда-то выглядела, как на полотнах Пименова и Дейнеки:

Blog post image

Blog post image

Именно такой я представляла себе Москву, и именно такой она сохранилась в Третьяковке на Крымском валу, ради которой, собственно, я и ехала в Москву.

Blog post image

Для меня этот замечательный музей имеет чисто профессиональный интерес, потому что, когда я вырасту и пойду на четвёртый курс, я буду научно заниматься именно этой эпохой в истории русского искусства. Для тех же, кто не намеревается писать курсовую по "суровому стилю" 1960-1980-х, ГТГ на Крымском валу и её старшая сестра - ГТГ в Лаврушинском переулке,

Blog post image

а также ГМИИ им. Пушкина,

Blog post image

где обитает тоскующий по Италии микеланджеловский Давид (правда, гипсовый) и сидит, призадумавшись, роденовский "Мыслитель" (и я нечаянно отражаюсь в его атрибуции)

Blog post image

Blog post image

определённо станут московскими must-go, потому что коллекции этих музеев (в особенности обеих ГТГ) в своём роде уникальны. Патетическая "Боярыня Морозова" и злодей "Иван Грозный и сын его Иван" производят гораздо большее впечатление, если вы сидите напротив них на плюшевом диванчике, чем если наблюдаете их в обесцвеченном виде на задних страницах учебника по литературе.

Blog post image

Blog post image

Кроме того, знакомство с таким потрясающе обширным собранием искусства значительно помогает проникнуться той самой культурной и исторической памятью, которой так изобилует Питер и которой так недостаёт Москве.

Москва пытается содержать в себе все вещи сразу, объять необъятное, и, кажется, ей неплохо это удаётся. Только в Москве вы можете, послушав совершенно новогодний солидный звон курантов на Спасской башне, и, миновав толпу китайцев или итальянцев,

Blog post image

перейти Красную площадь и наткнуться на находчивых стрельцов,

Blog post image

которых отделяют от пугающе реалистичных Ленина и Сталина не четыре века, а четыре шага:

Blog post image

Так, Москва кольцами дорог и метро обнимала необъятное, а я ехала по Садовому в трамвае "А", с чёрной иронией прозванном москвичами Аннушкой в честь булгаковской героини, и всё пыталась найти всему этому хаосу определение. Точнее всего мои сумбурные впечатления суммировал механический голос в трамвае, возвестивший, что "следующая остановка - Самотёчная площадь". Ничего лучше для описания Москвы и придумать нельзя. Вся она, как живая природа в естественных условиях, как разросшийся сад, самотёком движется в разнообразных направлениях одновременно, и нет никакой возможности уловить её и понять умом или измерить аршином. В отличие от затейливой булгаковщины петроградских улиц Плуталова, Бармалеева, Подрезова и Подковырова,

Blog post image

московские улицы Колымажная и Казарменная скучны, как гречневая каша и, в общем-то, как сама жизнь. Москве, этому сердцу России, при всей занимательности и многообразии её истории страстно не хватает воображения, а также, очевидно, хоть какого-нибудь определённого вектора развития и дисциплины.

Blog post image - вопрошают москвичи, и питерцы пожимают плечами и садятся в поезд "Две столицы", чтобы уже утром быть дома и застать дивный конец белой ночи и начало нового питерского дня.

13