Трудовая миграция в Казахстан из стран Центральной Азии: Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан с каждым годом только увеличивается. «Трудовая миграция – это не угроза, а новые возможности. В казахской пословице говорится: «Гость приходит – счастье в дом приносит», – такой взгляд на вопрос миграционной политики предложила глава Центра ОБСЕ в Астане Наталья Зарудная.
Проблема в том, что основная масса - это не урегулированные трудовые мигранты, которые не имеют официального приглашения на работу, а часто и регистрации по месту пребывания. Приезжая в Казахстан мигранты стараются сразу устроиться на работу, чтобы заработать деньги, как правило устраиваются через знакомых, которые приехали раньше, без трудового договора.
Не урегулированный статус мигрантов и правовая безграмотность приносит много проблем:
- Не выплата заработных плат работодателем;
- Трудовая эксплуатация;
- Проблемы со здоровьем;
- Административные штрафы;
- коррупция со стороны полиции.
Даже если права мигрантов нарушаются, они не обращаются в правоохранительные органы за помощью, так как не знают свои права и боятся всего, что связано с полицией. Таким образом права мигрантов нарушаются очень часто и нарушения эти общественно опаснее, чем административные нарушения мигрантов. Но мигрантам этого не понимают, да и времени у них нет на судебные разбирательства, так как приезжают только заработать. Поэтому преступники остаются на свободе и продолжают нарушать права мигрантов, веря в свою безнаказанность.
В начале 2013 года Комиссия по правам человека при Президенте РК представила свой специальный доклад "О ситуации с правами мигрантов в Республике Казахстан". Доклад получился хороший, использовались материала как государственных органов, так и международных организаций и НПО. Так "по мнению Комиссии по правам человека при Президенте РК, необходимо актуализировать вопросы защиты прав трудовых мигрантов в деятельности государственных органов, полнее использовать потенциал институтов гражданского общества в защите прав трудовых мигрантов, обратить особое внимание на роль правового просвещения населения, в том числе мигрантов. Национальные механизмы защиты прав трудовых мигрантов нуждаются в серьезной корректировке". Также в докладе был отмечен важный пункт: внедрение международных стандартов по правам человека в национальное законодательство и правоприменительную практику в сфере защиты прав трудящихся-мигрантов.
Я постаралась, также определить необходимые меры для улучшения обеспечения прав трудовых мигрантов:
- Урегулировать статус мигрантов, чтобы они могли работать в Казахстане на законных основаниях. Первым шагом будет внедрение патента для работы у физических лиц, но этот механизм охватит лишь часть мигрантов. Останется еще сектор строительства, торговли и коммунальных услуг.
- Обеспечить бесплатные консультативные центры для мигрантов либо единую горячую линию в Казахстане по всем вопросам, касающиеся миграции.
- Полиция должна вызывать доверие, а не страх у мигрантов. В Казахстане большую работу провели по улучшению работы Центров обслуживания населения, такую же работу необходимо провести с отделениями миграционной полиции с системой оценки работы сотрудников.
- Вся необходимая информация по вопросам миграции должна содержаться в электронном виде на едином сайте с разъяснениями на довольно простом языке, так как не каждый человек может понять юридический язык законов и положений (сейчас в интернете информацию по миграции можно найти только на форумах, а это не всегда достоверная информация. Нет единого государственного ресурса)
- Обеспечение мигрантов доступом к социальным услугам: медицинским и образовательным. На данный момент не урегулированные мигранты имеют лишь ограниченный доступ к бесплатной медицинской помощи, да и об этом не ведется никакой информационной работы. Должен быть четкий механизм покупки медицинской страховки и обслуживания в медицинских учреждениях.
- Так как все государственные услуги в Казахстане оказываются по ИИН (индивидуальный идентификационный номер), нужно определить, будут ли получать мигранты и их дети ИИН для получения всех вышеуказанных услуг.
- При внедрении любых изменений должна идти информационная работа среди мигрантов по разъяснению. Информационная работа среди мигрантов очень специфична, так как люди совершенно разные: есть те, кто следит за новостями, но все таки многие не знают языка, а некоторые вообще не умеют читать. Также места проживания и работы мигрантов часто различны от местного населения, поэтому целесообразно сотрудничать по информированию мигрантов с неправительственными организациями.
Сейчас информационную работу среди мигрантов ведут только представители неправительственных организаций, которые имеют доступ в довольно закрытые сообщества мигрантов. Такие НПО, к сожалению, есть не во всех городах Казахстана. В плане правового обеспечения с трудовыми мигрантами работают партнеры Международной организации по миграции, а в плане гуманитарной помощи и профилактики заболеваний работают филиалы Общества Красного Полумесяца РК.