Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
05:26, 29 июля 2013

Обеспечение прав трудовых мигрантов в Казахстане

Трудовая миграция в Казахстан из стран Центральной Азии: Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан с каждым годом только увеличивается. «Трудовая миграция – это не угроза, а новые возможности. В казахской пословице говорится: «Гость приходит – счастье в дом приносит», – такой взгляд на вопрос миграционной политики предложила глава Центра ОБСЕ в Астане Наталья Зарудная.

Проблема в том, что основная масса - это не урегулированные трудовые мигранты, которые не имеют официального приглашения на работу, а часто и регистрации по месту пребывания. Приезжая в Казахстан мигранты стараются сразу устроиться на работу, чтобы заработать деньги, как правило устраиваются через знакомых, которые приехали раньше, без трудового договора.

Не урегулированный статус мигрантов и правовая безграмотность приносит много проблем:

  1. Не выплата заработных плат работодателем;
  2. Трудовая эксплуатация;
  3. Проблемы со здоровьем;
  4. Административные штрафы;
  5. коррупция со стороны полиции.

Даже если права мигрантов нарушаются, они не обращаются в правоохранительные органы за помощью, так как не знают свои права и боятся всего, что связано с полицией. Таким образом права мигрантов нарушаются очень часто и нарушения эти общественно опаснее, чем административные нарушения мигрантов. Но мигрантам этого не понимают, да и времени у них нет на судебные разбирательства, так как приезжают только заработать. Поэтому преступники остаются на свободе и продолжают нарушать права мигрантов, веря в свою безнаказанность.

В начале 2013 года Комиссия по правам человека при Президенте РК представила свой специальный доклад "О ситуации с правами мигрантов в Республике Казахстан". Доклад получился хороший, использовались материала как государственных органов, так и международных организаций и НПО. Так "по мнению Комиссии по правам человека при Президенте РК, необходимо актуализировать вопросы защиты прав трудовых мигрантов в деятельности государственных органов, полнее использовать потенциал институтов гражданского общества в защите прав трудовых мигрантов, обратить особое внимание на роль правового просвещения населения, в том числе мигрантов. Национальные механизмы защиты прав трудовых мигрантов нуждаются в серьезной корректировке". Также в докладе был отмечен важный пункт: внедрение  международных стандартов по правам человека в национальное законодательство и правоприменительную практику в сфере защиты прав трудящихся-мигрантов.

Я постаралась, также определить необходимые меры для улучшения обеспечения прав трудовых мигрантов:

  1. Урегулировать статус мигрантов, чтобы они могли работать в Казахстане на законных основаниях. Первым шагом будет внедрение патента для работы у физических лиц, но этот механизм охватит лишь часть мигрантов. Останется еще сектор строительства, торговли и коммунальных услуг.
  2. Обеспечить бесплатные консультативные центры для мигрантов либо единую горячую линию в Казахстане по всем вопросам, касающиеся миграции.
  3. Полиция должна вызывать доверие, а не страх у мигрантов. В Казахстане большую работу провели по улучшению работы Центров обслуживания населения, такую же работу необходимо провести с отделениями миграционной полиции с системой оценки работы сотрудников.
  4. Вся необходимая информация по вопросам миграции должна содержаться в электронном виде на едином сайте с разъяснениями на довольно простом языке, так как не каждый человек может понять юридический язык законов и положений (сейчас в интернете информацию по миграции можно найти только на форумах, а это не всегда достоверная информация. Нет единого государственного ресурса)
  5. Обеспечение мигрантов доступом к социальным услугам: медицинским и образовательным. На данный момент не урегулированные мигранты имеют лишь ограниченный доступ к бесплатной медицинской помощи, да и об этом не ведется никакой информационной работы. Должен быть четкий механизм покупки медицинской страховки и обслуживания в медицинских учреждениях.
  6. Так как все государственные услуги в Казахстане оказываются по ИИН (индивидуальный идентификационный номер), нужно определить, будут ли получать мигранты и их дети ИИН для получения всех вышеуказанных услуг.
  7. При внедрении любых изменений должна идти информационная работа среди мигрантов по разъяснению. Информационная работа среди мигрантов очень специфична, так как люди совершенно разные: есть те, кто следит за новостями, но все таки многие не знают языка, а некоторые вообще не умеют читать. Также места проживания и работы мигрантов часто различны от местного населения, поэтому целесообразно сотрудничать по информированию мигрантов с неправительственными организациями.

Сейчас информационную работу среди мигрантов ведут только представители неправительственных организаций, которые имеют доступ в довольно закрытые сообщества мигрантов. Такие НПО, к сожалению, есть не во всех городах Казахстана. В плане правового обеспечения с трудовыми мигрантами работают партнеры Международной организации по миграции, а в плане гуманитарной помощи и профилактики заболеваний работают филиалы Общества Красного Полумесяца РК.

 
1
1149
0