Yvision.kzYvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
4
04:21, 19 июля 2013

пеплум в голову

Каждый уважающий себя и уважаемый другими кинорежиссер - демиург. Чем дальше его карьера, тем шире границы его творчества. В идеале каждый режиссер мечтает под конец жизни снимать грандиозные пеплумы с масштабными битвами, полностью воспроизводящие ту или иную историческую эпоху.

Задача эта с творческой точки зрения весьма благородная. Вспомним хотя бы судьбу человека по имени Сергей Бондарчук, который для выбивания госсредств на "Войну и мир" брался за весьма непростую повесть Михаила Шолохова. Или, например, Бертолуччи, взявшийся экранизировать 45 лет самых, пожалуй, сложных лет судьбы своей родины ("Двадцатый век": две войны и ужасы фашизма между ними) на доходы от скандального "Последнего танго в Париже".

Но есть у этого и оборотная сторона. Снимать исторические фильмы или фильмы об исторических эпохах (что, естественно, не одно и то же) сложно, долго, дорого и почти никогда не благодарно. Получается обычно скучно и чересчур академично. Режиссер в этом случае становится заложником жанра, и небеса над его аустерлицами его фантазий перестают быть бесконечными.

Когда-то Квентин Тарантино тоже написал сценарии на продажу, чтобы иметь возможность поставить собственное кино. Результаты, как вы знаете, великолепны: "Бешеные псы" и "Криминальное чтиво". "Бесславные ублюдки" и "Джанго", конечно, тоже крутые фильмы, но в ряду с первыми пятью по крайней мере для меня не дотягивают до тройки лучших. А всё потому что Тарантино зачем-то захотелось делать кино про фашистов и вестерн. Криминальная лирика, комедия ситуаций с кровью, насилием и остросоциальным юмором уступила место эпосу, тоже издевательскому, но чуть более скучному, с гораздо более линейным сюжетом. Шарм гения с его фирменным стилем слегка померк за два последних его фильма, какими бы шедеврами они не являлись.

Примерно то же самое про Гая Ричи: "Шерлок Холмс" и "Шерлок Холмс: Игра теней" - не более чем костюмированный детектив в жанре "исторический экшн". Последние "Джеймсы Бонды" имеют и то больший размах для фантазии, лучшие саундтреки, сюжет, режиссерский почерк. А ведь раньше Ричи был самым самобытным, стильным, остроумным и оригинальным режиссером Британии.

И даже Вонг Кар Вай в последнее время уже не тот. Его фильмы "Прах времен" и "Великий мастер" про кунг-фу и погруженные в великое китайское прошлое больше напоминают китайское традиционное кино о боевых искусствах с историческим подтекстом, коих тысячами снимали в Гонконге в 1970-80-х, чем авторские манифесты одиночества, несчастливой любви, визионерского изображения города, столь присущие Кар Ваю и ценимые его почитателями. Тони Люн, проводник нетленных кинематографических ценностей режиссера, грустное авторское альтерэго, возведен в ранг вице-вице-Джеки Чана (после Джета Ли, естественно).

И вроде бы фильмы неплохие, и зрелищные, и с хорошей кассой. Да только ни в какое сравнение не идут с "Криминальным чтивом", "Бешеными псами", "Рок-н-роллой", "Большим кушем", "Картами, деньгами, двумя стволами", "Чунгкингским экспрессом", "2046", "Любовным настроением". Фильмов, которые я люблю, - с резвыми саундтреками, авторской работой операторов, нелинейным сюжетом, кинематографическим символизмом, - таких больше не снимают.

Кино, как самое важное из искусств, должно быть больше чем псевдоисторический комикс. Кино, художественно-выразительные средства которого намного превосходят возможности всех других видов искусств, должно не просто запечатлять, рассказывать истории, красить их в цвета Истории, оно должно обладать своим собственным языком. У каждого из этих, а также многих других режиссеров есть свой собственный фирменный киноязык. Не хотелось бы его забывать.

4
243
7