Yvision.kz
kk
2
22:34, 17 июля 2013

Версия портала eGov.kz для слабовидящих

Информация, размещенная на сайтах с большим количеством посетителей, должна быть доступна для всех. Понятие «общедоступность» направлено снимать барьеры и обеспечивать доступ к информации каждому человеку, пользующемуся информационными технологиями.

Организации и компании, предоставляющие информационные услуги для всех слоев общества, должны предпринимать разумные меры по снижению барьеров для использования их услуг людьми с ограниченными возможностями. Незаконным признается отказ от предоставления услуг таким людям. Всё это касается в первую очередь веб-сайтов, предоставляющих различные сервисы широким массам пользователей.

Какие ресурсы, по нашему мнению, необходимо адаптировать в первую очередь:

  • Сайты органов государственной власти;
  • Средства массовой информации;
  • Системы дистанционного обучения и образовательные порталы;
  • Важные онлайн-сервисы, например, интернет-банкинг и тд.

Многие сайты стремятся в первую очередь внедрить мультиязычность, соц.функции, рекламу, при этом забывая об альтернативной версии сайта для людей с ограниченными способностями.

В Рунете и Казнете тенденция такова: версии для слабовидящих людей внедряют в большинстве случаев сайты государственных и муниципальных органов. Мы надеемся, что работа в этом направлении не будет останавливаться и альтернативные версии будут запущены и на других общественных веб-сайтах.

Первые шаги

Перед началом разработки альтернативной версии нужно понимать, что нельзя так просто взять и использовать стандартные шаблоны оформления страниц для слабовидящих без учета особенностей сайта.

Мы постарались сделать наш портал в обычном виде достаточно информативным и удобным в навигации. С главной страницы с помощью удобных вкладок можно перейти в нужный раздел и выбрать ту или иную интересующую информацию: ознакомиться с описанием гос.услуги, сделать платеж или почитать полезную информацию.  Обычная версия сайта изобилует теми деталями, которые помогают нам привлечь внимание пользователя:

  • Картинки, баннеры и мелкие графические элементы;
  • Возможность использования различных вариантов форматирования текста;
  • Выделенные блоки с текстом, как правило, имеющие особый фон;
  • Разноцветность всего вышеперечисленного.

Это и есть то, чем оборудован обычный сайт. А теперь, давайте ознакомимся с международными требованиями по созданию версии сайта для слабовидящих людей.

Международным стандартом является документ консорциума W3 Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.0 (Руководство по доступности веб-контента). Основные положения документа заключаются в том, что пользователь должен иметь возможность:

  1. Воспринимать и понимать назначение компонентов пользовательского интерфейса и информации;
  2. Управлять всеми компонентами пользовательского интерфейса и навигации;
  3. Ясно понимать структуру пользовательского интерфейса и представленную информацию;
  4. Использовать разные веб-браузеры, включая специальные браузеры для людей с ограниченными возможностями.

Каждый из этих принципов имеет множество подробных пояснений. Все они в совокупности представляют собой свод правил по оформлению интерфейса сайта и его информационному наполнению.

При проектировании макетов страниц портала egov.kz для слабовидящих мы постарались учесть все требования данного стандарта. Однако в таком важном социальном аспекте развития любого Интернет-ресурса нельзя не учитывать мнение самих пользователей. Поэтому мы обращаемся к вам, наши пользователи, за советами и рекомендациями.

Представим вам макеты версии для слабовидящих на примере нескольких видов страниц.

Главная страница в альтернативном виде

Blog post image

Как вы видите, главная страница максимально упрощена. Были убраны все графические элементы и блоки с вспомогательной информацией (новости, блок Граждане и Правительство, Популярное).

Целевые страницы портала

Целевыми страницами нашего портала, имеющими наибольшую ценность для пользователей являются паспорта/описания гос.услуг и сервисов, а также страницы с полезной информацией и статьи. Например, полезная статья имеет следующую структуру:

Полезная статья на egov.kz

  1. Заголовок и навигационная цепочка;
  2. Блок с полезными ссылками на материалы, имеющими какое-либо отношение к теме статьи;
  3. Блок «Смотрите также» с ссылками на материалы, которые находятся в одной подрубрике с данной статьей;
  4. Основной текст статьи.

В совокупности все эти блоки, дополняя друг друга, предоставляют читателю всю необходимую информацию по теме.

Но, при проектировании альтернативной версии для слабовидящих, эта страница в текущем виде не отвечает требованиям стандарта. Приходится «пожертвовать» расположением блоков в левой стороне и вынести их вниз, как показано на следующем рисунке:

Blog post image

А страница паспорта услуги выглядит так:

Blog post image

В ней мы тоже переносим левый информационный блок в нижнюю часть страницы.

Что нас волнует?

  1. Насколько на ваш взгляд правильно или неправильно избавляться от некоторых элементов страницы при проектировании увеличенной страницы? Так ли важна исчезающая информация? Или же наоборот, имеем ли мы право лишать слабовидящего пользователя второстепенного контента?
  2. Какие недостатки и проблемы важнее всего решить в первую очередь?
  3. Насколько было бы вам комфортно «серфить» портал в режиме версии для слабовидящих?
  4. Ваши другие пожелания по теме?

Нужен ваш совет. Надеемся, что среди читателей нашего блога найдутся неравнодушные к этой теме. Не оставьте без внимания этот пост.

2
579
6