Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
5
07:09, 26 июня 2013

Вестерн по-нашему. Рецензия на фильм «Тот, кто нежнее»

Для начала я признаюсь сразу – продукты отечественного кинопрома смотрю с большой неохотой, чтобы быть в теме. Я не сторонник стереотипов, особенно в кинематографе; посредственность в разных концентрациях существует везде, и я, конечно же, предвзятое отношение многих моих друзей и знакомых к казахстанскому, да и всему постсоветскому кино не разделяю. Я всего лишь хочу наметить тенденцию производства шаблонных, коммерческих и снятых госзаказом фильмов. Не стремлюсь обидеть поклонников «розовых зайцев», «рэкетиров» и «ликвидаторов», но современный казахстанский кинематограф, на мой взгляд, чрезвычайно скуп на действительно серьезные, вкусные творения. Из фильмов казахстанского производства за последнее время достойных внимания мне на ум приходит лишь картина «Шал» Ермека Турсынова.

Однако речь в этом посте я бы хотел посвятить другой жемчужине казахстанского кино, номинировавшейся на Кинотавр 96', но в итоге оказавшейся незаслуженно забытой временем и незамеченной молодым поколением киноманов, а заодно предаться приятной ностальгии по концу 90-ых, детству и юности. Фильм, покоривший меня пятнадцать лет назад, не потерявший вистов в моих глазах и поныне.

Blog post imageПриключенческая драма «Тот, кто нежнее» режиссера Абая Карпыкова (известного как создатель первой казахстанской мыльной оперы «Перекресток») вышла, как теперь кажется, в далеком 1996 году. Это невероятно захватывающая история о любви и дружбе, о долге и чести, о величественных тайнах, скрытых, но далеко не забытых под гнетом времени. Для меня фильм до сих пор остается в некотором роде уникальным в жанровом плане – в одной из рецензии его очень удачно, на мой взгляд, окрестили «истерном». Вместо лошадей – белый джип Cherokee, пустынные пейзажи американского дикого Запада вполне пристойно заменились панорамами Чарынского каньона и степей, а в роли Клинта Иствуда – еще не располневший и совсем молодой Бопеш Жандаев. Ну и в качестве последнего отличительного штриха – залихватскую гитарную партию или банджо, создающую пресловутую атмосферу напряжения в салуне, сменяет щемящая душу до невероятия красивая скрипичная тема, гармонично проходящая нитью через весь фильм. Вкупе с остросюжетной начинкой на выходе – получаем одну из самых удачных картин казахстанского кинематографа, при должном внимании вполне способную стать подлинной классикой. Если и можно сравнить эту картину с чем-то, то в голову приходит лишь фильм «Фара» с тем же Карпыковым в лице режиссера.

Blog post image

Данеш (Бопеш Жандаев)

 

И ведь совсем не обязательны для этого картинка высокой четкости, Dolby-звук и прочие технологии современной киноиндустрии. Это уютная, совершенно непередаваемая и изумительная атмосфера Алматы 90-ых годов, снятая на старую пленку - говорю вам как человек, с юных лет влюбленный в этот город. Это завораживающая мистика пустыни и таинственный арабский говор эдаких волхвов, ждущих своего часа. Это отточенные до совершенства пространные диалоги героев, которые не отпустят от экрана ни на секунду. Это блестящая игра актерского состава, в особенности, дебют на экране всеми любимого Фархата Абдраимова и его великолепный юмор, придающий авантюрную нотку сюжету. Это отличная работа операторов, заснявших прекрасные величественные общие и детально крупные планы со скорпионами и наблюдением солнечного света через огромный рубин.

Blog post image

Толстый (Фархад Абдраимов)

 

Так о чем же фильм вкратце и без спойлеров? Молодой и чересчур романтичный парень-алматинец по имени Данеш, живущий в домашнем матриархате в лице бабушки, матери и шестерых сестер волей своей бессердечной девушки попадает в больницу, где знакомится и вскоре сближается с пожилым и мудрым стариком из древнего ханского рода с удивительно похожей судьбой единственного мужчины в семье после погибшего старшего брата. От него, чувствующего свою скорую кончину, Данеш узнает о тайных родовых сокровищах, схороненных в скалах пустыни еще со времен, когда этот старец был в его возрасте. Он обещает старику найти эти сокровища вместе с семейной реликвией и сохранить их в целости, но клановая вражда не дает покоя двум братьям Байгали и Рамазану из другой семьи, на протяжении десятков лет из поколения в поколение желающей овладеть сокровищами врагов, у которых, как оказалось не осталось кровных наследников мужчин. Вместе с девушкой по имени Алёна, которая знает арабский язык, чтобы общаться с посланниками, ее парнем Гошей и неожиданно примкнувшим к ним бандитом по кличке Толстый (в лице упомянутого Абдраимова) они пустятся в чрезвычайно опасную погоню за наследством старика, подвергнув себя испытаниям судьбы, поставив под риск собственные жизни… и задав зрителям интригующий вопрос «а кто же из них все-таки нежнее, а, стало быть, и милее для этой симпатичной и загадочной Алёны

Blog post image

Байгали (Аристарх Ливанов)

 

В фильме помимо казахстанских актеров Бопеша Жандаева (Данеш) и Фархата Абдраимова (Фархад-Толстый) снялись российские актеры Аристарх Ливанов (Байгали), Николай Стоцкий (Гоша), бывшая супруга актера Михаила Ефремова Ксения Качалина (Алёна) и трагически погибший в 2002 году на съемках Андрей Ростоцкий (Рамазан).

Резюмируя хочется сказать вот что. Ничего сверхъестественного в этом фильме нет; я сомневаюсь стоил ли он создателям хотя бы десятой части затрат на тот же коммерческий «Жау журек мын бала». Стараясь не прослыть консервативным ворчуном, тем не менее хочу выразить мысль, что интересное, качественное, нешаблонное и незанудное кино снимать можно и нужно. И картина «Тот, кто нежнее» и есть один из ярких примеров своего времени, просмотр которого я советую любому любителю кино вне жанровых и региональных пристрастий.

Замечательный фильм. Оценка 9 из 10.

Фото кадров и постеров взято с торрент-трекеров rutracker.org и megatorrents.org

5
2480
4