Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 771 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
07:57, 14 июня 2013

Реформа государственной службы. Хотели как лучше, а получилось как всегда....

Информация о том, что некоторые большие чиновники, не прошедшие тестирование в корпус «А», назначены или будут назначены на политические должности, вновь заставило обратиться к теме казахстанского чиновничества.

В разных странах отношение к работе в государственных органах разное. Чем более развито государство, тем быть чиновником не считается особо престижным. В таких странах предпочитают идти работать туда, где больше возможностей для самореализации. Чем страна менее развита, тем выше статус чиновника. Это объясняется тем, что в первых они зависят от народа, а во вторых наоборот, народ во многом зависит от них. Соответственно, отсюда различие в отношении чиновников к своим прямым обязанностям.

Работа чиновников сказывается на деятельности всей исполнительной власти и поэтому все государства уделяют внимание к государственной службе. Казахстан в этом плане не исключение. Разделение чиновников на политических государственных служащих и административных государственных служащих стало обобщением мирового опыта в этой области. В первую категорию попали высокопоставленные сотрудники администрации президента, члены правительства,  министры и их заместители, руководители ведомств и акимы  всех уровней. Остальные относятся ко второй категории. Недавно в закон «О государственной службе» были внесены изменения и дополнения, согласно которым был создан управленческий корпус «А» и исполнительный корпус «Б». Как было сказано авторами законопроекта, те, кто относится к группе «А», несут ответственность за реализацию конкретных направлений государственной политики

Особенность западной системы в том, что политические государственные служащие становятся таковыми в результате выборов, когда победившая партия  на посты министров и первых руководителей ведомств назначает своих людей.  Так было, когда Барак Обама сменил Джорджа Бужа, а Франсуа Олланд Николя Саркози. Менялись министры, на ключевые должности назначались свои ставленники, но не более того. Все остальные госслужащие, занимающие нижестоящие должности, не меняются. Конечно, они могут быть министрами, но в таком случае они становятся представителями победившей партии со всеми вытекающими от этого последствиями. Таким образом, видим, что политические служащие меняются, а административные государственные служащие остаются на своих местах. Обычно, последние не особо стремятся попасть в разряд политических. Их карьера идет по другим правилам и мало зависит от политической конъюнктуры.

На первый взгляд, подходы в государственной службе в Казахстане мало отличаются от западной системы. Политические государственные служащие назначаются правящей властью. Но с учетом нашего 22 летнего существования, то очевидно, что они вместе корпусами "А" и "Б"  представляют собой единый штат кадров. Тем не менее, у нас, как в любой стране, политические служащие по иерархии стоят выше, чем административные служащие.

Если информация по назначении отдельных чиновников на политические должности подтвердится, то возникает ряд закономерных вопросов.

Для чего проводилась аттестация, если можно запрыгнуть по карьерной лестнице выше?

Почему кандидатам в корпус «А» предъявляются специальные квалифицированные требования, а кандидатам на политические должности они не нужны?

Или для отдельных регионов и центральных государственных органов созданы особые условия в решении кадровых вопросов?

Без ответа на эти вопросы, вся затея с реформированием государственной службы с двумя известными «А» и «Б» превращается в фикцию.

Или, как сказал один российский политик: «хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

 
0
155
0