Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
6
05:34, 14 июня 2013

Историю казахов написал Исай Калашников.

Самую правдоподобную, подробную историю создания нынешнего союза тюркоязычных племён под названием казахи написал замечательный историк и гениальный писатель Исай Калашников в своем историческом романе "Жестокий век". Он писал про жестокого хана Чингисхана, а именно Чингисхан создал нынешний союз Алашовцев. Правда и самого Чингисхана создали именно нынешние казахские племена. Правда они тогда называли себя монголами.

"Жестокий век" дает много ответов читателям которые знают про роды-племена казахов, как образовались Жузы и почему одни стали главенствующими в Жузе, другие попали в опалу истории. То что Чингисхан был первым реформатором казахов - это исторический факт, которую подробно описал Исай Калашников.

Прошли века, но даже сегодня можно увидеть что сотворил этот гениальный вождь монгольских племён, отголоски того далекого прошлого мы видим и сегодня. Мы казахи останки великой империи Чингисхана. Так же могут сказать и гордиться им русские казаки, которые до сих пор живут в куренях, монголы, которые поставили памятник великому предку.

Когда мы говорим или пишем что Чингисхан чуть ли не казах, это тоже правдоподобная история, благодаря Кереитскому хану Тогурулу, который был другом отца Темуджина Есугей багатура, Темуджин создал свой первый племенной союз из разрозненных родов-племён которые обитали в долине Керулен, восточнее Алтайских гор. Борижеген-кият Темуджин, а может Темурчин благодаря анде-побратиму своего отца Есугея встал на ноги. Но нельзя его писать казахом, он в истории записан как монгол и он должен таковым и остаться.

В этой книге мы четко видим, что и те племена "кайжачили" и первым сломил их волю именно жестокий хан Чингис. Его анда-побратим Жатжуратовец Жамука чтобы не потерять свою волю, пошел против него, но был сломлен и побит. И керейцев ждало та же участь, за то что они выступили против него, керейитов ждало горькая участь, не только Чингисхан а все его потомки преследовали кереитов на протяжении многих веков. По этой причине, из-за злопамятства великого хана кереиты разбрелись по всему Земному шару. В Турции, Китае, Пакистане, Германии, Америке  если вы встретите компактно проживающих казахов, то это объязательно керейцы. Керей кайда барасын?

Так вопрощал уже в 17 веке великий казахский жырау Бухар...

Кайжачить - это поступать по своему, проявлять свою волю, выступать за кого-то, если не нравиться выступить против, уйти куда глаза глядят. Казахский характер кайжачества, эта та черта благородства, своеволия, которая держала на плаву тысячилетиями этот кочевой народ.

Благодаря Чингисхану род Жалаир главенствует в Старшем Жузе, Жалаиры первыми поддержали Темуджина, а его левой рукой был именно Жалаирский багатур нойон Мукали. Этот знаменитый богатырь полководил в Китайских походах, завоевал Среднию Азию а его потомки в 13 - 14 веках правили от имени ханского рода Ираном и Ираком. Ахмад и Аргын ханы именно Жалаиры. Благодаря Чингисхану Жалаиры в Улы Жузе сидят всегда на почетном месте тор, или их называют "Шылбыр устаган жалайыр", что означает ведущие. А в Улы Жузе они составляли 1\100 часть этого улуса.  Ибо Уйсун-Канглы были до Чингисхана государством, иногда самостоятельными, иногда под протекторатом других завоевателей, но они жили постоянно в Семиречье. Когда некоторые современные писатели истории по ошибке причисляют и Уйсун-Дулатов к тем великим монголам, то это не соответствует истине. Улы Уйсунов было множество, немало чем Найман-Аргынов того времени, у которых то же было свое ханство.Во времена Чингисхана Уйсуны-Канлы были в составе Караханидов, историческим свидетельством служит Айша-биби, мавзолей которой стоит возле тысячилетнего города Тараза. Она была родом из Уйсун-Канлы. Когда пишут что Шапырашты чуть ли не побратим Жалаиров это то же лукавство, может быть в 21 веке в свете некоторых светских суверенных Ординских историков назрело такое искривление истории, чтобы кто-то из Шапырашты имел право именоватся Ханом или гурханом, но Шапырашты из простого племени Уйсунов. И они не имеют право быть ханом, даже если их приписать чуть ли не к Борижегенам. Они не есть Чингизиды-торе. Но среди Старшего Жуза Шапырашты самые воинственные, все знаменитые батыры: Наурызбай, Карасай, Сыпатай вышли именно из Шапырашты. Этот род и род великих казахских акынов Суюнбай, Жамбыла. В свое время именно Суюнбай поставил на место зарвавшегося потомка Чингисхана Тезек-торе: Ассалаумагалейкум Тезек Торе, елден жылкы коймаган кезеп торе, Тели менен тентегин тияр десе, озин урлык кыласын кезеп торе. Поэтому не надо подхалимничать к Шапырашты, они были всегда своенравными и воинственными, они имеют право быть Биями, подобно Жанысу Толе-би, который правил Старшим Жузом в смутные времена Жунгарского нашествия. Именно Жанысовцев путают многие современные историки, вычитав из книги что багатур Чоноса Улук со своими 7-ми сыновьями пали за возрождение Темуджиновского ханства. А Жанысы среди Дулатов, но где Дулаты там и Албан, Суаны. Если Улук багатур был Жанысом, где почести Чингисхана Жанысам?

А Чингисхан всегда помнил добро и преданность. Как он это сделал с Жалаирами.

Из Старшего Жуза только Жалаиры могут себя отнести к Великим Монголам, остальные Улы Уйсуны автохонные местные племена Семиречья. Это доказано исторический. А след рода Чонос ведёт к нынешним Калмыкам останкам Жунгар.

В Среднем Жузе Кунгираты имели полное право пользоваться регентством от имени торе, подобно Жалаирам, потому что все четыре улуса Великих Монголов названы именами сыновей Коныратки Борте: Жучи, Шагатай, Угедей, Толуй. Но они не получили такого право, по простой причине, они встретили Темуджина подобно "кушиккуйеу", как безродного и бедного родственника. Они, Хунгираты не протянули руку помощи будущему хану когда он был в трудном положении. Поэтому завещал своим сыновьям, что хунгираты будут жить близ кочевьи торе, но никогда не станут на уровень нойонов Жалаира Мукали, тайчиута Субедея, меркита Жебе. Если Жалаиры воевали на стороне Чингисхана, то тайчуиты и меркиты воевали против, по этой причине их рода не получили таких привилегии. Среди Среднего Жуза никто не может найти Аргынов в монголах, но они были и они так же воевали против Чингисхана, их просто называли Найманами. Аргын-Найман бир туган, - это предположение писал и Шакарим. Когда говорят что мать великого найманского багатура Коксу Сабрака была Аргынкой, быть может это то же правда. Аборигенным среди Среднего Жуза являються Кипчаки, вернее останки которых мы так называем в 21 веке. Кипчаков разбили, разделили и побросали по разным народам. Они среди узбеков, киргизов, каракалпаков, башкуртов, татар, ногайцев. Жестоко расправился с ними Чингисхан.

Быть может когда-то Он еки ата байулы, Жетыру, Адайцы входили в союз Кипчаков, но их обьединив с монголами, уйсунами, киргизами,  поставили на острие Золотой орды, потом Кок орды и они в течение 250 лет собирали дань с Русских владений, воевали вместе с Бату и Субедеем. Были с Ногай ханом, с Мамаем. Их потомков, потомков тех воинственных племен мы называем Младшим Жузом. По их тамгам можно узнать, кто был уйсуном, кто кипчаком, а кто киргизом. Даже среди Ногайцев-мангитов можно найти уйсунов или кипчаков.

Почему мы разделены на три Жуза?

Потому что мы вышли из трех разных Орд. Чагатайского, Ак Орды, Кок Орды. Правда в Чагатайской Орде были и Аргын-Найманы но они затем ушли в Ак Орду. Ногайлинская Кок Орда и Орысская Ак Орда были единым целым Золотой Ордой.

Ещё одна причина, это правила Чингисхана делить все на три. Он первым разделил свои войска и владения на три Улуса и пошел войной против Евразии. Птомки его Жанибек и Керей, вторые реформаторы казахов пошли по его стопам и разделили наших предков на три Жуза. Они уже "скайжачили", так писал эмир Моголистана Мухамед Хайдар Дулати.

Читая книгу "Жестокий век" понимаешь, какой огромный вклад внёс Исай Калашников написав такую замечательную книгу. За это ему огромное спасибо!

Он внёс такой вклад в историю современных казахов, что ту пустоту которая зияла как пустота монгольского периода веками, можно заполнить не колеблясь. Можно смело назвать Чингисхана первым реформатором казахов, потому что это - истина. Но при этом не забывая, как написано в книге нельзя искривлять и переделывать. История не любить кривды. Читая книгу ты понимаешь что ты есть тот же монгол, или найман, керей, кипчак, урус-толенгит, но всегда - свободолюбивый "кайжак".

 
6