Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
01:15, 14 июня 2013

Как будет модернизироваться финансовая деятельность правительства? — доклад Жамишева

Твиттер-трансляция совместного заседания палат парламента , точнее выступления министра финансов Болата Жамишева произвела большой фурор, поскольку он рассказывал, как будет модернизироваться и меняться финансовая деятельность правительства и регионов. Поэтому я публикую для Вас, дорогие читатели, полный доклад Жамишева.

"Разрешите выразить вам благодарность за проявленную активность в рамках обсуждения итогов за 2012 год. Хотелось бы отметить, что Правительством ведется постоянная работа, направленная на совершенствование нормативной правовой базы и практики исполнения республиканского бюджета.

В процессе совместной работы по рассмотрению отчета об исполнении бюджета прошлого года поднималось много актуальных вопросов.

Хочу отметить, что на сегодняшний день многие вопросы, связанные с этим, нашли свое решение в разработанных правительством концепциях:

- Концепция новой бюджетной политики;

- Концепция совершенствования системы государственного

планирования, ориентированной на результат;

- Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года;

- Концепция внедрения государственного аудита.

Разработчиком трех первых концепций является Министерство экономики и бюджетного планирования.

В рамках новой бюджетной политики делается акцент на эффективности использования бюджетных средств. Соответственно будет изменен подход к отчетности государственных органов об исполнении бюджета. Новая бюджетная политика предполагает переход от управления бюджетными затратами  к управлению результатами. Это соответствует видению большинства депутатов, высказанному при обсуждении на заседаниях комитетов и палат Парламента.

К числу актуальных вопросов, которые обсуждались в стенах Парламента, относится проблема отсутствия связи между бюджетными расходами и стратегическими планами.

Новая Концепция совершенствования системы государственного планирования, ориентированной на результат направлена, на обеспечение увязки целевых показателей системы государственного планирования с расходами бюджета.

В этой связи, будет изменен формат стратегических планов государственных органов, бюджетной программы и бюджетной заявки. В бюджетную программу предполагается включить все расходы государственного органа, направленные на достижение одних целей и задач его деятельности. Приоритеты расходов бюджета будут определяться в строгом соответствии со стратегическими и программными документами.

Депутатами поднимается вопрос о необходимости обеспечения более четкой системной увязки государственных и отраслевых программ, более эффективного взаимодействия госорганов по их реализации.

В Концепции совершенствования системы государственного планирования предполагается провести ревизию реализуемых государственных и отраслевых программ, по результатам которой будут выработаны предложения по их объединению, структурированию или упразднению.

В частности, Министерством регионального развития уже прорабатывается вопрос оптимизации, будет разработана единая государственная программа регионального развития, которая объединит семь отраслевых программ.

Такой подход позволит минимизировать дублирование направлений расходов и позволит обозначить более четко целевые индикаторы и показатели эффективности программ.

Остановлюсь на наиболее часто обсуждавшемся вопросе – эффективность выделяемых средств на ГПФИИР. Начну с того, что следует, прежде всего, методологически определиться с вопросом, какие затраты прямо относятся к индустриализации.

Следует отметить, что в расходы, относимые к ГПФИИР, включены средства, не отражающие цели и задачи самой Госпрограммы.

В этой связи, для реального отражения средств, направленных на реализацию индустриальной программы создается Межведомственная комиссия для выработки предложений по определению перечня бюджетных программ, реализация которых отражает суть ГПФИИР. Данная работа будет завершена до сентября т.г.

Для обеспечения прозрачности процесса реализации ГПФИИР, на сайте Министерства индустрии и новых технологий, на постоянной основе, будет размещена соответствующая информация.

Буквально на этой неделе  принята новая «Дорожная карта занятости 2020», которая заменит существующую программу «Занятость 2020». Новая Дорожная карта позволит устранить недостатки в работе Правительства по обеспечению занятости, а также задействует работодателей. Работодатель будет принимать непосредственное участие в обучении своего будущего работника, путем заключения с ним социального контракта. По направлению регулирования, с использованием бюджетных средств трудовой миграции, предполагается, что выбор мест застройки, количество жилья будет ориентирован на развитие конкретного производства. Распределение жилья между государством и работодателем будет пропорционально вложенным средствам в строительство данных объектов.

Неоднократно поднимался вами вопрос о необходимости совершенствования системы бюджетного планирования.

При разработке этих двух концепций, одной из основных задач, было существенное изменение подходов. Главным приоритетом является недопущение увеличения неэффективных расходов. В этой связи будет проведена инвентаризация расходов, по итогам которой будет сокращено финансирование мероприятий, которые не способствуют экономическому росту.

Также будет пересмотрена система планирования бюджетных инвестиций, при которой, уже на стадии формирования инвестиционных предложений до разработки ТЭО и ПСД, будет проводиться жесткий отбор проектов по соответствующим критериям, а также будет определена схема их финансирования.

Надеемся, что реализация данных концепций, в определенной степени, станет ответом на один из самых острых вопросов – это обеспечение прозрачного и комплексного механизма планирования и использования целевых трансфертов.

Уважаемые депутаты, вами неоднократно отмечалась необходимость  усиления роли и ответственности местных исполнительных органов в решении вопросов  социально-экономического развития регионов. Хочу отметить, что в рамках концепции новой бюджетной политики, предусмотрена планомерная модернизация всей системы межбюджетных отношений.

Таким образом, при разработке закона об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, в базу расходов местного бюджета будут включены затраты постоянного характера. Следует отметить, что ранее данные расходы финансировались за счет целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета. Также будет увеличен бюджет развития регионов, с разграничением сфер инвестирования республиканского и местных бюджетов.

Это позволит акимам самостоятельно определять приоритеты расходования средств на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, с учетом специфики развития регионов, и снизить объемы целевых трансфертов, выделяемые из республиканского бюджета.

Отдельным блоком, в Концепции новой бюджетной политики, охвачен такой вопрос, как  повышение эффективности бюджетных средств, выделяемых квазигосударственному сектору, о чем в своих выступлениях неоднократно говорили депутаты.

Работа будет вестись, начиная с выбора необходимой организационно-правовой формы для субъектов квазисектора уже на стадии их создания, которая в дальнейшем позволит сократить бюджетные расходы. Уже на этапе создания объекты квазисектора будут разделены на «производственно-финансовые» и «сервисные» компании. «Производственно-финансовые» компании будут создаваться в форме АО, а их капитализация будет осуществляться из госбюджета на реализацию инвестиционных проектов с четким пониманием их эффективности и уровня отдачи от вложенных инвестиции.

Кроме того, будут пересмотрены подходы по управлению дорогостоящими объектами, построенными или приобретенными за счет бюджетных средств и передаваемыми в оплату  уставных капиталов, в управление сервисных компаний  с целью устранения причин образования убытков, связанных с амортизационными отчислениями.

Хочу подчеркнуть, что работа по дальнейшей оптимизации количества субъектов квазисектора нами ведется на постоянной основе и будет продолжена, в рамках исполнения поручения Главы государства по передаче объектов нестратегического характера субъектам частного предпринимательства. Данные меры позволят повысить эффективность квазигосударственного сектора, в целом, и в частности, планомерно исключить нерентабельность или убыточность предприятий.

Концепция социального развития Республики Казахстан до 2030 года, будет определять основные контуры модернизации и развития системы образования, здравоохранения, социальной защиты, информации, культуры и спорта. Это позволит системно подойти к вопросам, на решение которых в государственном бюджете заложены значительные средства.

Реализация Концепции будет способствовать повышению качества и конкурентоспособности человеческого каптала и достижению высокого стандарта качества жизни для всех казахстанцев.

При рассмотрении отчета об исполнения бюджета, вами поднимался вопрос о необходимости пересмотра существующей системы государственного финансового контроля.

Хотелось бы отметить, что данный вопрос неоднократно обсуждался на уровне Правительства с участием Счетного комитета. В результате совместной работы на сегодняшний день уже одобрен проект новой Концепции государственного аудита. Данная концепция предполагает внедрение системы государственного аудита, нацеленная не только на контроль, но и на оценку существующей системы управления. В рамках внедрения системы госаудита предполагается:

-  введение международных стандартов;

- разработка единой информационной базы данных по государственному аудиту;

- разграничение внешнего и внутреннего аудита и контроля.

Предполагается предусмотреть проведение Счетным комитетом предварительной оценки проекта республиканского бюджета до внесения его в Парламент, которая будет носить рекомендательный характер.

Рассматривается вопрос создания Уполномоченного органа по внутреннему аудиту – как органа внутреннего аудита и контроля Правительства. За службами внутреннего аудита будут закреплены функции по оказанию помощи руководству и структурным подразделениям.

Реализация Концепции будет способствовать эффективности использования бюджетных средств; повышению качества менеджмента;  выявлению и снижению рисков организаций; снижению дублирования процедур проверок, обеспечению достаточной степени надежности финансовой отчетности при использовании единых принципов и стандартов.

Безусловно, имеются вопросы прозрачности  использования средств Национального Фонда, направленных на реализацию антикризисных мероприятий.

При обсуждении отчета нами не единожды была представлена подробная информация. Однако, по причине того, что вопросы повторяются, как в этой аудитории, так и за ее пределами, для обеспечения прозрачности использования данных средств и информирования населения, планируется разместить на сайтах всех управляющих холдингов, являющихся операторами данных средств, отдельным блоком информацию по результатам мониторинга за возвратом средств, а также повторному использованию антикризисных средств.

Уважаемые депутаты, все, что было сказано выше, на сегодня концептуально решено, однако существуют еще ряд вопросов, которые не раз обсуждались на правительственном уровне и еще находятся на рассмотрении.

К их числу относится вопрос эффективности обложения  НДС по «нулевой» ставке. Безусловно, это важный налог, который находится на постоянном контроле. Как вариант решения, рассматривается вопрос расширения практики освобождения оборотов от НДС, что сделает непривлекательным сделки по наращиванию НДС.

- во-первых, по отдельным товарам группы риска изучается возможность внедрения особого метода уплаты НДС - так называемый реверсивный метод;

Данные предложения будут дополнительно обсуждаться в правительстве и с бизнес-сообществом. Кроме того, будет продолжена уже начатая работа по переводу счетов-фактур в электронный формат, а также совершенствование Системы управления рисками.

(Что поможет победить лжепредпринимательство и фиктивные сделки)

Отдельным вопросом обсуждалась проблема налоговых злоупотреблений при реорганизации предприятий путем слияния. По данному вопросу уже разработаны сдерживающие поправки в Налоговый кодекс, которые запланированы к обсуждению на Консультационном совете по налогообложению.

Вами, уважаемые депутаты,  также был отмечен такой важный вопрос, по которому имеется специальное поручение Главы государства, как анализ действующих налоговых льгот и преференций, какова их обоснованность и отдача. Нами уже составлена развернутая таблица фактических получателей льгот в разрезе лиц и отраслей. Теперь для оценки эффекта таких льгот на экономику и выработки предложения по их оптимизации будет проведена совместная с бизнес-сообществом и международными экспертами работа.

Когда многие из вас задавали вопрос, касающийся валового внешнего долга, в вопросе всегда присутствовала определенная тревога.

В целом, правительство считает, что государственный долг, с учетом квазигосударственного сектора, находится под контролем. Разрабатываются меры по совершенствованию механизмов такого контроля. При этом, следует отметить, что на сегодня есть вопросы требующие решения. Имеется ввиду учет обязательств государства, вытекающих из законодательных актов (например, выплаты премий по жилстройсбережениям, обязательства по ГЧП, обязательства по государственной образовательной накопительной системе, исполнение гарантий государства по обеcпечению реальной доходности пенсионных накоплений в НПФ). Данные обязательства не являются составляющей частью госдолга, они относятся к отложенным обязательствам государства.

В этой связи, нами будет вестись работа по их отражению в учете. Как вам известно, в этом году мы уже перешли на метод начисления в государственных учреждениях в соответствии с МСФООС. Данный метод позволяет отражать отложенные обязательства в учете. В результате, в 2016 году будет сформирован сводный баланс государства с учетом всех обязательств.

Уважаемые депутаты, есть еще один «классический» вопрос  – миллиардные нарушения. СЛД 13.17

Ежегодно, при рассмотрении отчета об исполнении бюджета, органами государственного внешнего и внутреннего финансового контроля приводится сумма выявленных миллиардных нарушений, что негативно воспринимается общественностью. На презентации отчета, мною были доложены результаты внутреннего финансового контроля, а также были даны пояснения, касательно их сущности, согласно Классификатору нарушений. Сегодня хотелось бы только добавить о необходимости дальнейшего совершенствования Классификатора нарушений, с тем, чтобы он давал реальную картину соблюдения законодательства при исполнении бюджета.

Целесообразным видится разделение нарушений на «процедурные» и «финансовые». По «процедурным» нарушениям, то есть не влекущим ущерб и необоснованное расходование бюджетных средств, учет, на наш взгляд, должен вестись по количеству таких нарушений. В случае, если «процедурные» нарушения будут способствовать недостачам, хищениям и другим уголовным правонарушениям, они должны переходить в разряд «финансовых».  По «финансовым» нарушениям, влекущим недостачи, хищения, подлежащие возмещению либо восстановлению, учет предлагается  вести в денежном выражении. Данный подход, безусловно требующий детального обсуждения, позволит отразить реальную картину фактического объема финансовых нарушений, причинивших ущерб государству.

Уважаемые депутаты, в завершение своего доклада хотелось бы вас еще раз заверить в готовности рассмотреть любые другие предложения депутатов по вопросам повышения эффективности исполнения республиканского бюджета".

Не меняла ни слова)

Сам пост о совместном заседании будет немного позже.

0
466
1