Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
5
04:20, 10 июня 2013

«Турецкая весна»: от Османской империи до протестных движений

После интервью получил очень странный выхлоп: «плохие турки против того, что государство не дает им бухать». Хорошо, тогда давайте разберемся, кто и зачем протестует в Турции, чего они боятся и кем являются, с чего начался конфликт. Заодно разберемся в политической системе страны.

Blog post image

Для того чтобы говорить о нынешних событиях требуется знать хотя бы последние годы существования Османской Империи, которые ознаменовались оккупацией Константинополя и Измира, что привело к началу турецкого национального движения. Война за независимость Турции 1919-1922 годов окончилась победой турок под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка. Был упразднён султанат, великое национальное собрание Турции объявило о создании Турецкой республики. 3 марта 1924 года был упразднён халифат.
Как полагают многие историки, реформы Мустафы Кемаля позволили обеспечить стране право на дальнейшее преобразование и модернизацию турецкого общества и государства, которое было нацелено на необходимость европеизации и переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией к светской модели общественного устройства. Ататюрк произнес обвинительную речь по поводу векового использования исламской религии в качестве политического инструмента, потребовал вернуть её к «истинному предназначению», срочно и самым решительным образом спасти «священные религиозные ценности» от разного рода «тёмных целей и вожделений». В последующем образование в Турции перешло из религиозного управления в светское, был принят гражданский кодекс, в котором устанавливались либеральные светские принципы гражданского права, определялись понятия собственности, владения недвижимого имущества: частного, совместного и т. д. Кодекс был переписан с текста швейцарского гражданского кодекса, тогда самого передового в Европе. Кемализм — идеология, выдвинутая Кемалем была против политического ислама, курдского национализма и европейского либерализма. Были реализованы преобразования экономики страны, закон о поощрении промышленности — промышленник, намеревавшийся строить предприятие, мог получить безвозмездно земельный участок до 10 га. Он освобождался от налогов на крытые помещения, на земельный участок, на прибыль и т. п. На материалы, импортируемые для строительства и производственной деятельности предприятия не налагались таможенные сборы и налоги. Именно благодаря политике и реформам Ататюрка Турция получила возможность стать той республикой, которую мы знаем сейчас.

Причем турецкий культ основателя Республики выделяется среди почитания исторических деятелей в других странах. Любовь казахстанцев к великой личности для нашей республики — Динмухамеду Ахмедовичу Кунаеву не дотягивает до той глубины безусловного почитания Мустафы Кемаля — основателя современного турецкого государства.

Партия справедливости и развития пришедшая к власти в 2002 году, возглавляемая нынешним премьер-министром Эрдоганом, является оппозицией кемализму во всех его аспектах. Будучи исламской партией, правительство Эрдогана проводит постепенный отход от идеалов светского государства, провозглашенных Ататюрком в сторону исламизации республики. Однако не будем забывать, что за время правления ПСР Турция пережила период экономического роста и победила многолетнюю гиперинфляцию. К тому же большинство населения страны исповедует ислам суннитского типа. Однако, согласно турецкому исследованию на тему «Социальная структура и религия в Турции», проведённому в 2008-2011 годах только 10% хотят жить по шариату, 80% относятся к этому отрицательно, 10% затруднились с ответом.

Начало событиям положил разгон демонстрантов, защищавших от вырубки парк Гези, который произошел 29 мая. Последующие дни митинги были связаны с разгоном "зеленых«(количество митингующих и тип митингующих еще был однороден), ответ власти был схож с первым днем — силовой разгон протестующих. 2 июня в Стамбуле власти заявили о намерении снести находящийся на площади Таксим Культурный центр Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя светской Турецкой Республики, и его памятник. На месте Культурного центра Ататюрка, правительство Турции решило построить мечеть, несмотря на то что на площади Таксим мечеть уже есть, она называется Taksim Mescid Camii. Турки не просто так маршируют с его портретами в руках: именно нападки Эрдогана на символы культа Ататюрка и светской жизни стали катализатором многотысячных выступлений на третий день событий, которые состояли уже не только из защитников парков и деревьев. Это был уже огромный винегрет из различных слоев населения: светская часть республики (в основе своей мусульмане), средний класс, художники, деятели культуры, последователи Ататюрка, футбольные фанаты, профсоюзы, студенты, анархисты, националисты, антифашисты, мусульмане-антикапиталисты, феминистки, правые, левые, сторонники силовых сопротивлений, сторонники мирных митингов и многие другие.

Запрет на распитие алкогольных напитков после 22-30 не сможет объединить абсолютно противоборствующие группы в одной колонне. Многие из них полагают, что снос культурного центра Мустафы Кемаля Ататюрка будет являться символическим шагом (вроде холостого выстрела «Авроры» по Зимнему дворцу) к отказу от наследия Ататюрка и его принципов светского государства, постепенным отходом от европейской модели управления к исламской, но никто из них не высказывается против самого ислама. Таким образом основных причин нынешнего протеста довольно много: вырубка парка, снос культурного центра МКА, общая раздраженность людей, страх перед исламизацией республики(который возможно не оправдан) и т.д.

Free Image Hosting at FunkyIMG.comFree Image Hosting at FunkyIMG.comFree Image Hosting at FunkyIMG.comFree Image Hosting at FunkyIMG.com
Free Image Hosting at FunkyIMG.comFree Image Hosting at FunkyIMG.comFree Image Hosting at FunkyIMG.comFree Image Hosting at FunkyIMG.com

Представьте себе ситуацию — завтра в нашей стране решат снести наследие Кунаева и на его месте построить мечети, начнут пропаганду исламской формы управления страны, ввода шариатских правил. Будет ли это законным поводом для митинга? Или кучке алкоголиков запретили пить?


Весь материал распространяется по лицензии лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0».
Использовались данные из wikipedia.org, а также открытых источников. Корректор: Куля, chimy. Автор: @tape_anyap.

5