09:05, 17 июля 2013

Маркаколь, Рахманы, Алаколь — в заповедном краю непролазных лесов, горных рек и озёр

В заповедном краю непролазных лесов,

буйства красок, стихий, горных рек и озёр,

снежных шапок вершин, и лугов красоты,

где слились воедино Мать Природа, и мы.

Таким кратким авторским эпиграфом я предваряю свой рассказ о путешествии, которое в моей жизни случилось несколько лет назад, но о котором, на мой взгляд, стоит здесь рассказать. И тому есть множество причин. Хотя бы та, что далеко не у каждого человека есть две недели на автопутешествие в самые дальние уголки Казахстана. О них, в основном, этот мой рассказ.

Задумывалось и разрабатывалось путешествие около шести месяцев. Маршрут проходил из Астаны, через Талды-Курган на Усть-Каменогороск, и далее на оз. Рахмановские ключи, и уже оттуда по старой австрийской дороге к оз. Маркаколь.

Километраж набегал неслабый - под семь тысяч км, по дороге надо было ещё и родственников повидать, ведь когда ещё в такой отпуск вырвешься.

И вот маршрут проложен, машина подготовлена, вещи упакованы - в путь!

С погодой в целом повезло, а первая туристическая остановка у нас была по дороге из Талды-Кургана к оз. Алаколь. На берегу р. Лепсы мы посетили раскопки древнего городища Койлык и развалины возможно единственного в стране буддийского храма.

Я не стану сейчас останавливаться на подробностях, они есть в видео-рассказе (см. далее).

Вот такие артефакты в виде ручки кувшина и асыков, или по-другому - альчиков, были найдены группой археологов из института им. Маргулана, работавшей как раз в это время на месте раскопок.

Глядя на альчики вспоминаю картинки из своего детства, в котором я сам был заядлым и успешным игроком, и после поступления на учёбу в другой город оставил своему другу полный мешочек асыков и набор "сох", всего что-то около ста штук.

А это уже развалины буддийского храма.

А наш путь лежал к оз. Алаколь, где нам хотелось поскорее искупаться в его уникальных водах, о которых мы много до этого читали, но побывать и искупаться ещё ни разу не приходилось.

И вот оно - озеро Алаколь!

Первые впечатления - огромный масштаб уникального водоёма, в объектив камер озеро не помещается. Удивило отсутствие в обоих посёлках (Акши и Коктума) сколько-нибудь серьёзной туристической инфраструктуры, чистоты и порядка. Всё как-то, как в известной сказке про поросят, а вот и иллюстрация, характерная для такого восприятия:

Вода в озере с приятной прохладой, слабосолёная, мягкая и чистая. Купаться было для нас полным удовольствием, но только купаться! Это для тех, кто предполагает чистый отдых и комфорт без трудностей, особенно уже бывавших в Турции. Здесь пока всё иначе. Надеюсь, что пока.

Специально не стал ставить в свой рассказ фото гуляющих в водах озера лошадей, моющих без всякого стеснения и понимания уникальности водоёма на берегу озера свои машины людей. Некоторые на своих джипах и уазиках умудрялись даже в воду озера заезжать. Одному сказал об этом - тот обиделся, к тому же он был подвыпимши, но видимо всё же замечание подействовало, да и набор фото и видео камер похоже тоже, и машину свою он выгнал на берег. Чуть погодя и остальные последовали его примеру.

Не стал помещать сюда и фото гостиничного номера, где ушёл в мир иной бывший руководитель Казахстана - Д.А. Кунаев. Нам даже предложили переночевать в этом номере, но мы решили остановиться в соседнем, через стеночку.

Переночевав, мы двинулись дальше. Следующая точка - Усть-Каменогорск. Здесь купили в местной турфирме пропуск в пограничную зону (это обязательно, иначе на Рахмановские ключи и на Маркаколь не попасть), погостили у родни - и в дальний и трудный путь! Вёл машину я сам, и даже не представлял, насколько эта дорога окажется сложной и опасной. В этом году сообщили, что вроде до Рахмановских ключей построили новую автодорогу. Нам же тогда достался самый сложный маршрут. Это было нечто, хорошо, что ехали мы на настоящем рамном джипе, он нас и выручал постоянно, за что огромное спасибо японским автомобилестроителям!

Запомнились все почти пятьсот км пути до Рахмановских ключей, но самыми особенными были последние семьдесят. Глухой край, уже вечерело, кругом - ни души. Куда ехать, неизвестно. Только зайцы да лани бегают в свете фар через дорогу. Прозевали нужный поворот, и через почти двадцать км упёрлись в пограничную деревеньку. Дальше дороги нет - горы, граница. Срочно развернулись, - и обратно. Летели с горы под восемьдесят, торопились наверстать, вокруг уже почти ночь. Но это ещё ничего, ведь последние двадцать км мы проехали по горному перевалу в полной ночи! Малейшая ошибка, и кувырком вниз по склону с нескольких сотен метров.

И это не байки ради похвальбы. Пятью часами ранее с этих же склонов кувыркнулся вниз уазик-буханка с более чем десятком ребятишек внутри. Правда всем крупно повезло: скорость была небольшая, машина удачно проскользила метров двадцать вниз, и буквально легла боком на мощные стволы сосен и кедров, откуда её вытащили с помощью лебёдки.

Когда мы уже в полной темноте в одиннадцатом часу ночи приехали в палаточный городок, этому все очень удивились. А нас уже ждал костёр, песни, и чай на травах.

На следующий день были запланированы походы в горы, купание в горячих источниках, и угощение удивительным по своему неповторимому вкусу и чистоте местным МЁДОМ! Да, друзья, этот МЁД незабываем! Мы набрали его домой почти 15 бутылок полуторалитровых. Его можно было пить прямо из горлышка, и ни один зуб ни разу не заболел! А какую силу он пробуждал, - это ни в сказке сказать, ни пером описать!

Вот такой чудесный вид на оз. Рахмановские ключи открывается с перевала Радости, высота 2000 м.

На высокогорном лугу пасутся лошади,

и цветут прекрасные альпийские цветы.

С другой стороны перевала хорошо видны морены и лески,

и сама хозяйка этих заповедных мест Беловодья - Белуха!

На данном фото Белуха снята с другого места, так как снять её с перевала Радости не удалось из-за плотных туч. Но главное, что фото всё же удалось снять, значит ездили сюда мы не зря!

А ещё мне в кадр попались вот такое удивительное дерево,

вкуснейшая земляника,

и этот чистый горный ручей.

Поскольку приходилось много перемещаться, это вызывало значительную усталость, и снимать уже не хватало никаких сил. Это стоит учесть всем, кто готовится к такому походу. Ведь пока поднимешься хотя бы на один перевал, пока спустишься с него по непролазному лесу, пока отлежишься от усталости и окунёшься в почти ледяное озеро, а потом в горячие воды лечебного радонового источника - глядь, а день то и прошёл!

Так и мы, отдохнули пару дней, кстати, без сильного дождика, - и дальше в путь, теперь к заповедному озеру Маркаколь!

Доехали до п. Урыль, и недалеко от него свернули с дороги налево, прямо в горы. Нам предстояло проехать всего-то около 80-ти км.

И вот тут-то и началось самое интересное.

Сначала горный серпантин, на котором две машины местами не могут разъехаться, причём подъём в горы идёт под весьма крутым углом!

Первый перевал преодолели благополучно, и остановились перекусить у речной переправы. Преодолели горную реку вброд, и продолжили наш путь. Появились сначала один потом другой разрывы высокогорных дорог, через которые были под каждую колею просто перекинуты брёвна, по которым мы и переезжали с одной стороны пропасти на другую. Стоило бы колесу соскользнуть с такой неширокой опоры, и всё - кувырком вниз метров так 500. Мой проводник, из местных, побелел как полотно, когда мы переезжали эти пролёты. Но ничего, всё благополучно завершилось, и мы продолжили дорогу к следующему перевалу, преодолевая вброд одну реку за другой, т.к. все мосты были основательно разрушены весенним половодьем.

Время шло, и усталость брала своё, а озера всё не было видно. Дорога была опасной, изматывающей и долгой. Прошло уже почти 8 часов, как мы были в пути. И наконец к вечеру справа засеребрились воды Маркаколя!

Ураааа!!! Мы наконец-то приехали!!! Маркаколь, встречай своих гостей!!!

Вечером, уже изрядно уставший, я всё же решился подняться в гору и запечатлеть чарующий закат. Эти картины запомнились мне своей теплотой красок и неповторимостью!

Остановились мы в местном доме туриста. Сходили в магазинчик за продуктами, где кстати неплохой выбор, приготовили ужин, и спать. Ведь утром нас ждали новые приключения!

Утром опять рванул в горы, на съёмки. Пейзажи радовали и очаровывали.

Это вид на местную деревню Урунхайку.

А это виды уже самого уникального озера Маркаколь.

Мы были довольны и счастливы от того, что реализовали свою давнюю мечту, что налюбовались удивительными пейзажами, и что при этом остались живыми и невредимыми.

Время отдыха пролетело незаметно, и нас уже ждала дорога домой. В обратный путь мы решили ехать кружным путём, вдоль границы с Китаем, на Курчум. У самой границы с Китаем мы запечатлели вот такие интересные картины.

Вдалеке, уже на китайской территории, видны горы, сплошь покрытые песками. Ближе они выглядят вот так.

Попался нам на глаза и вот такой оригинальный останец.

Мы увозили с собой огромный "букет" незабываемых впечатлений, подпитанный вкусом прекрасных спелых дынь и арбузов, купленных нами прямо у дороги у местных фермеров. Именно фермеров, а не продавцов, т.к. в этих краях нам попались именно такие люди - они сами выращивают прекрасные плоды и сами же их продают.

Мы благополучно доехали до Курчумской переправы, и уже поздно ночью были у родни в гостях, в Усть-Каменогорске, где за богатым столом до самого утра наперебой рассказывали местным о тех местах, где они сами ещё ни разу не бывали!

Как в сказке говорится: "И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!". Правда нам местного мёда хватило потом почти на целый год!

Вот и закончился мой краткий рассказ о таком непростом, долгом и длинном путешествии. Рад, если он, и мои фото-видео работы, вызвали ваш читательский интерес.

Удачных вам путешествий, друзья!