аш-Шиа - (араб. приверженцы, партия) В 632 году после смерти Мухаммеда часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семье Пророка», считая незаконной присягу Абу Бакру. В начале второй половины VII века в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка – «шиа», сторонников передачи верховной власти Али ибн Абу Талибу, как ближайшему родственнику пророка. Возвращение верховной власти потомкам Али, в «семью пророка», шииты рассматривали как восстановление божественной справедливости. Али стал символом шиитского движения, в среде которого его почитание дошло до обожествления.
Учение об имамате является основным догматом шиитского ислама и радикально расходится с суннитской доктриной верховной власти. Шииты отвергли принцип выборности имама как главы мусульманской общины и государства и провозгласили, что верховная власть является наследственной в роду Алидов, право которых предопределено «Божественным установлением».
Шииты декларировали свое враждебное отношение к сунне и начали формирование собственного Священного предания - «Ахбара». Авторитетными признаются лишь хадисы, исходящие от их имамов и тех мусульман, которые изначально поддерживали Али и его потомков. Для шиитов характерен культ мучеников, которыми признаются все имамы. Шииты совершают паломничество в Эн-Наджаф (Ирак), где находится могила халифа Али, в Кербелу — место гибели и могилы Хусейна и в Мешхед - к гробнице имама Али ар-Ризы.
Основные признаки, характерные для шиитского направления:
- имамат (руководство общиной) - это Божественное установление; после пророка Мухаммада первым праведным халифом считается Али;
- Коран, издаваемый шиитами, содержит суру об особой роли Али - «Два светила»;
- сборники хадисов называются Ахбар (вести);
- за исключением шиитов джафаритского мазхаба, власть первых халифов Абу-Бакра, Омара, Османа не признается законной;
- признание возможности такийа - благоразумного скрывания кем-нибудь своей истинной веры в условиях малейшей опасности, при этом необходимо сделать мысленную оговорку и проклясть врагов;
- практикуется временный брак, запрещенный халифом Омаром.
После убийства Али в 661 г. его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в «семью Пророка». Однако вопрос о передаче права на верховную власть тем или иным потомкам Али вызывал разногласие и раскол среди шиитов.
Шиизм исповедуют в Иране, Йеменской Арабской Республике, в Индии, Пакистане, Сирии, Южном Ираке и в Азербайджане.
Направления в шиизме
Согласно одной из широко распространенных исламских классификаций шиизм подразделяется на пять крупных направлений, которые со временем дробились на более мелкие образования. Это имамиты, зейдиты, «крайние» шииты, кайсаниты и исмаилиты.
В VIII в. шиитское движение распалось на два основных течения - «умеренное» и «крайнее».
К «умеренным» шиитам относятся имамиты и зейдиты.