Ислам возник в начале VІІ в. нашей эры на Аравийском полуострове. Возникновение Ислама подчиняется общим закономерностям формирования мировых религий. Основателем Ислама является историческая личность Мухаммед (род. в 570 г.). Примерно с 610 г. Мухаммед стал выступать в качестве религиозного проповедника, новоявленного пророка.
Священной книгой Ислама является Коран, в которой зафиксированы проповеди Мухаммеда, произнесенные в форме «Божественных откровений». При жизни Мухаммеда коранический текст передавался преимущественно устно. Текст священного Корана состоит из 114 частей (сур). Суры, в свою очередь, включают определенное количество смысловых отрывков – аятов. Стоит отметить важность толкования Священного Писания (тафсир), в основе которого лежит субъективное мнение ученого богослова, оказавшего достаточное влияние на развитие школы и практическая реализация установок и норм Корана.
Вторым после Корана источником вероучения Ислама является сунна – изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях пророка Мухаммеда, которым руководствуются факихи и богословы, уточняя содержание исходящего из Корана исламского закона, принимаемое в целом как пример и руководство для всех мусульман в различных областях личной, общественной и религиозной жизни. Сунна зафиксирована в виде отдельных преданий «хадис».
На основе Корана и сунны утвердились «Пять столпов» Ислама:
1. Шахада (свидетельство): «Нет объекта достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммад Его посланник»;
2. Салят (намаз, молитва);
3. Саум (ораза) — пост в месяц Рамадан лунного календаря;
4. Закят — материальная безвозмездная поддержка для обездоленных;
5. Хадж — паломничество в Мекку при условии наличия физической и финансовой возможности.
«Столпы ислама» дополняются следующими основными догматами (акидами):
- Вера в единого всемогущего Бога;
- Вера в Его ангелов;
- Вера в Его Писание;
- Вера в Его пророков;
- Вера в грядущий конец света и Судный день;
- Вера в предопределение с его добром и злом.
Основой веры является послушание, покорность Аллаху, вера в единственность Аллаха. Для Ислама характерно нормативное регулирование всей жизни человека – начиная от его рождения и до смерти. Это регулирование осуществляется с помощью Шариата – совокупности юридических и нравственных норм, нравственных принципов поведения мусульманина.
Первый религиозно-политический раскол в Исламе возник сразу после смерти Мухаммеда в 632 г., в связи с расхождениями по вопросу о характере и преемственности власти в мусульманской общине. В результате этих дискуссий выделился ряд направлений в исламе: сунниты, шииты, хариджиты, каждая из которых выработала собственную концепцию власти.
Исламское право
Некоторые элементы исламской этико-правовой системы называются шариатом. Нормы шариата различаются во многих течениях ислама и мазхабах суннитов. Шариат основывается на Коране, Сунне и общем согласии мусульманских богословов (иджма). В различных мазхабах и течениях ислама в качестве вспомогательных могут рассматриваться кыяс (умозаключение по аналогии), а также иджтихад.
Проблема соотношения сунны и Корана занимает важное место в трактатах по основам религии. В трудах по основам фикха в 9–10 вв. обсуждался вопрос допустимости иных источников решения правовых казусов кроме Корана и сунны. Мусульманская сунна включает в себя нормы государственного, уголовного, имущественного, семейного права, а также предлагает нормы поведения мусульманина в быту.
Человеческие поступки могут быть разделены на пять типов: харам (запретное), макрух (нежелательное), мубах (дозволенное), мандуб (желательное) и фард (обязательное). Кроме норм шариата в некоторых исламских странах в основе законодательства также присутствуют элементы обычного права (адат).