25 мая 2013 г. в ГАТОБ состоялась премьера сразу двух балетных спектаклей: «Пульчинеллы» И.Стравинского и «Шехерезады» Н.Римского-Корсакова.
Совсем недавно я горестно вздыхала, что такого формата как тут http://www.youtube.com/watch?v=QeUron1Rkdg у нас в ГАТОБ никогда не будет. Ан нет! Таки свершилось! С самого начала, как открылся занавес, стало понятно, что «Пульчинелла» - это таки не «Дон Кихот». Знакомые лица были, конечно же, Куралай Саркытбаева и Азамат Аскаров. Бахтияр Адамжан замечательно танцевал и во время спектакля, и продемонстрировал свои умения во время оваций в конце. Еще удивительная особенность – были задействованы оперные певцы. Дархан Жолдыбаев (граф Альмавиа из Севильского цирюльника), Дина Хамзина (Реквием) и бас. Сразу приношу извинения, но я не узнала последнего. Судя по программке, это может быть Болат Есимханов или Таир Тажигулов. Дело еще в том, что пели они в оркестровой яме и совершенно без грима. К примеру, для меня совершеннейшее удивление не проходящее полгода, что Талгат Кузембаев носит усы. Ну да сейчас не об этом.
Зал аплодировал и не встал исключительно потому, что привык это делать уже в самом конце.
А в конце этих исполнителей уже не было. Только разве что Айгуль Дуйсекова была и в первом спектакле, и во втором.
Если первый балет прошел под знаком минимализма и одинаковости (это даже легло в основу сюжетной интриги), то второй поразил своей восточной пышностью. Жемчуга так и сверкали на всех танцорах. Главная женская роль – несравненная Сауле Рахмедова. Главная мужская – Фархад Буриев. Главный шах – Амир Жексембек. Наверное, обидная партия. Вроде бы и ключевой персонаж, а танцевать по сути нечего. Кстати, танца как такового в этом спектакле не так много. Главный евнух Улан Баденов выразился через характерную походку и шарнирность.
Объединение этих двух спектаклей – это как инь и янь. Детская простота и неприкрытая страсть. Новое звучание средневековых мотивов под современную постановку и узнаваемая всем тема под непредсказуемый сюжет.
«Шехерезада» балансирует на грани высокого искусства и чего-то недопустимого на сцене академического театра. Это как «Последнее танго в Париже» и «Империя страсти». Это «Веселая вдова» в балете.
Г-н Буриев непревзойденно может показать желание и его воплощение без самого непосредственного действия. Причем по-всякому. В «Ромео и Джульетте» оно чистое и возвышенное, но от этого не менее горячее. В «Шехерезаде» оно совершенно дикое, необузданное и практически завершенное.
Г-жа Рахмедова показала самое интимное и скрытое через балет еще в «Анне Карениной», но в «Шехерезаде» оно стало без ложной стыдливости.
Что касается личных предпочтений, то в этих двух спектаклях мне не хватило любви. Понимаю, что задумка была не в этом. Что это действительно как «Танго» и «Империя». Но все-таки даже во «Вдове» было место высокому чувству. Что уж говорить о «Ромео и Джульетте».
Кстати, после этих премьерных спектаклей, я отправилась в Парк первого президента на фестиваль цветов. Весь путь прошел в спорах, что же лучше – неоклассицизм нарочитой наивности Стравинского или неприкрытая страсть Римского-Корсакова (причем, он может и не подозревал, что именно в итоге будут танцевать под его творение). Мне говорили, что «Золотой раб» Буриева – это шедевр, а я настаивала на приоритете его Ромео. И надо же было так случиться, что в Парке украинский коллектив «Шоу великанов» выступал под «Танец рыцарей» Прокофьева.
Это знак.