Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
05:50, 23 мая 2013

Блог ЮрКлуба. Информационные аспекты реализации права граждан на бесплатную квалифицированную юридическую помощь

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ 

Реформирование трудового законодательства направлено на регулирование трудовых отношений, соблюдение трудовых прав и интересов работников в соответствии с актами международного права. Трудовой кодекс Республики Казахстан служит выражениям политики государства в области регламентирования трудовых отношений, ориентированной на обеспечение экономического роста, сопровождаемого созданием новых расширяющих возможности экономической активности членов общества, перспектив производительности труда и эффективности производства. С другой стороны, Трудовой кодекс РК ориентирован на формирование баланса социально-экономических интересов и социальной защищенности работников и работодателей, защиты трудовых и социальных прав работников с учетом интересов работодателей. эффективности производства, способствующей стабильному экономическому росту страны. Одной из многих целей, которую преследует Трудовой кодекс РК, является унификация норм, расположенных в различных нормативных правовых актах, регулирующих трудовые отношения, свести их в единый нормативный правовой акт с учетом принципа единства и дифференциации трудового законодательства. В частности, большую озабоченность в этом плане вызывает неоправданное применение норм гражданско-правового характера на трудовые отношения, а также отсутствие единых правил применения норм трудового законодательства к отдельным категориям работников. Так, например согласно ст.257 Трудового кодекса РК труд лиц, состоящих на воинской службе, и работников правоохранительных органов регулируется настоящим кодексом с особенностями, предусмотренными специальными законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами РК, устанавливающими особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения и прекращения, особые условия труда, условия оплаты труда, а также дополнительные льготы, преимущества и ограничения. В свою очередь, Трудовой кодекс РК к лицам, состоящим на воинской службе, относит лиц, проходящих службу в органах военной прокуратуры, лиц, состоящих на службе в органах прокуратуры Республики Казахстан. Из содержания вышеназванных статей закона явствует, что наряду с дифференциаций трудового законодательства существует его дальнейшая дифференциация, распространяемая, на лиц, состоящих на службе в органах а) военной прокуратуры; б) прокуратуры РК. Отсюда сложность распространения норм Трудового Кодекса РК усугубляется и тем обстоятельством, что в соответствии со ст.9 Закона РК от 21.12.95г. «О прокуратуре». Систему органов прокуратуры в Республике Казахстан образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей и городов республиканского значения, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры. Помимо «двойной» дифференциации законодательства, регулирующего трудовые отношения работников прокуратуры, включая и работников военной прокуратуры, вызывает определенный интерес о возможности распространения на работников прокуратуры норм законодательства о государственной службе. Данная постановка вопроса логично и вытекает из содержания ст.255 Трудового кодекса Республики Казахстан, в которой подчеркнуты особенности регулирования труда ряда категорий работников, включая государственных служащих. При этом особенности регулирования труда лиц, перечисленных в ст. 255 Трудового кодекса, адекватны тем особенностям, которые распространены на работников, состоящих на воинской службе, и работников правоохранительных органов. То есть, в нашем случае данные особенности правового регулирования труда касаются работников системы органов прокуратуры. О том, что нормы законодательства о государственной службе не могут распространяться на работников системы прокуратуры подтверждается соответствующим нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 19.12.03г. «О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров». В соответствии с п.2 данного нормативного постановления трудовые отношения отдельных категорий лиц регулируются не только нормами закона «О труде в Республике Казахстан», но и специальными законодательными актами (о государственной службе, об органах внутренних дел и др.). А при рассмотрении трудовых споров по правоотношениям, не урегулированным специальными нормативными актами, судам подлежит руководствоваться нормами Закона о труде (1). Несмотря на принятие Трудового кодекса Республики Казахстан и вступлением его норм в действие с 1 июня 2007 года и утратой юридической силы, закона о труде, нормативные положения Верховного Суда в указанной части не утратили юридического значения для судов, так как Трудовой кодекс РК своими нормами, касающихся особенностей регулирования труда отдельных категорий работников, еще больше усилил значимость нормативно -правовых правил, установленных нормативным постановлением Верховного Суда РК. Согласно п.2 нормативного постановления Верховного Суда РК в юридической природе существуют специальные законодательные акты, к числу которых были отнесены законы «О государственной службе, об органах внутренних дел и др.». Если продолжить обозначение ряда специальных законодательных актов, не названных в данном пункте нормативного постановления, а подразумеваемых в слове о «… и др.», то логичным было бы включить в этот ряд следующие законодательные акты как «О прокуратуре», «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан», «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», «О всеобщей воинской обязанности и военной службе и т.д.». Из вышеприведенных нормативных правовых актов явствует, что; а) для каждой отдельной категории работников действует специальный законодательный акт; б) Закон РК «О государственной службе» распространяется на государственных служащих как отдельной категории работников; в) нормы Трудового кодекса РК регулируют трудовые отношения отдельной категории работников по принципу: наличие особой нормы исключает применение общей нормы; г) работники органов прокуратуры не относятся к категории государственных служащих. Трудоправовой аспект государственной службы в Республике Казахстан раскрыт Б.Ж. Жумагуловым, который довольно убедительно показал правовой статус государственного служащего в сфере трудовых отношений, провел разграничение отраслей трудового и административного права в регулировании государственной службы и др. (2). Вместе с тем вопрос об относимости работников органов прокуратуры к категории государственных служащих остается открытым. В Российской Федерации система государственной службы построена таким образом, что ее организационную структуру составляют, отдельные виды государственной службы: 1) государственная гражданская служба; 2) военная служба; 3) правоохранительная служба. При этом последняя представляет собой вид Федеральной госслужбы, профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в госорганах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина (3). Российское законодательство пошло по пути закрепления и развития содержания государственной службы в его узком значении, то есть не любой службы на благо государства и за счет государства (широкое значение), а только для обозначения службы ограниченного официального круга лиц. Однако Закон об основах государственной службы по мнению М.А. Нестеревой, Л.Ф. Фадеевой недостаточно четко сформулировал пределы включая определенных видов службы в сферу своего действия (4). Названные ученые, признавая, что служба в органах прокуратуры подпадает под понятие государственной службы в широком значении, тем не менее убеждены, что служба в органах и учреждениях прокуратуры в России во всех случаях охватывается и узким значением слов «государственная служба», позволяющее определить службу в органах прокуратуры как особый класс государственной службы. Особый класс государственной службы относится к федеральной государственной службе, характеризуется специфическими чертами в установлении требований к лицам, поступающим на службу в прокуратуру относительно уровня образования, стажа работы; классификации должностей, входящих в систему прокуратуры РФ; способов замечания должностей -зачисления и назначении; порядка прохождения аттестации; квалификационных разрядов -классных чинах; порядка применения мер ответственности и поощрения; условиях материального и социального обеспечения и гарантиях ее прохождения; основании прекращения службы (5). В Республике Казахстан также существует неясность в определении принадлежности службы в системе органов прокуратуры к государственной службе. В отношении прокурорских работников следует констатировать отсутствие в реестре должностей административных государственных служащих, утвержденных указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 1999г. (6), предусмотренных для них законом РК «О прокуратуре» должностей прокуроров, их заместителей, помощников и других. Однако в группе категории С указанного реестра названы «органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту. Вместе с тем ст.1 Закона РК «О прокуратуре» устанавливает, что Прокуратура Республики Казахстан- подотчетный Президенту Республики Казахстан государственный орган, регулирующий высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства. Следуя букве закона можно сделать вывод о том, что наличие свойства подотчетности Прокуратуры Республики Казахстан Президенту Республики Казахстан в отсутствии свойства подчиненности этого органа Президенту Республики Казахстан однозначно отрицает принадлежность работников органов прокуратуры к категории государственных служащих. Данный факт подтверждается и тем обстоятельством, что наименования должностей работников системы прокуратуры не вошли также в «Перечень категории административных государственных должностей», утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 1999г. (7), в «Реестр должностей политических государственных служащих», утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 1999г.(8). Так, например, в Реестр должностей политических государственных служащих включены, в частности, руководители государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, их первые заместители и заместители (за исключением Генеральной прокуратуры, комитета национальной безопасности, службы охраны Президента Республики Казахстан, Республиканской гвардии). (9). Как мы полагаем, более эффективное правовое регулирование труда работников системы прокуратуры напрямую связывается с определением службы в данных органах как специальной государственной службы. В этой связи, необходимо принять соответствующий нормативный правовой акт, регламентирующий деятельность специальных государственных органов, в котором необходимо определить правовой статус сотрудников этих органов, а также предусмотреть социальные и правовые гарантии, в том числе специальную пенсию, страхование и другие льготы (льготы по коммунальным услугам, проезд в общественном транспорте, право ношения оружия, дополнительный отпуск и др.), Leonidпоскольку деятельность этой группы работников, в том числе работников органов прокуратуры подпадает под зону риска (угрозы и разного рода шантаж в период проведения проверок, поддержания государственного обвинения в судах, участия в специальных следственных группах и т.д.) 

1. Казахстанская правда. 15января, 2004. 2. Жумагулов Б.Ж. правовое регулирование трудовых отношений государственных служащих в республике Казахстан: учебное пособие.- Алматы, НИЦ «Ғылым», 204. – 196 с. 3. Кисилев С.Г. Государственная гражданская служба: учеб. Пособие.- М.: Ш.К. Велби, изд-во Проспект, 2007. с.24-26. 4. Нестерова Ш.А., Фадеева Л.А. Российское трудовое право и служба в прокуратуре.- Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 2001, с.6-7. 5. Указ соч., с.9. 6. Сборник нормативных актов по административному праву Республики Казахстан (Сост.Р.А.Подопригора.3-е изд., перераб. И доп. Книга 2.-Алматы: Юрист,2002. с.62-65. 7. Указ соц.С.65-69. 8. САПП,1999, № 58, ст.559. 9. Указ соч., 1999, № 58, ст.559.

 
0
144
0