• 24111
  • 29
  • 5
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Ангел социализма

Ангел социализма

Солидный, пожалуй, даже монументальный кузов с комфортными мягкими сиденьями. В салоне практически все удобства, мыслимые в 1940-х, добротная отделка. Достаточно мощный 2-литровый мотор, четырехступенчатая коробка с синхронизаторами, реечное рулевое управление, гидравлические тормоза, система центральной смазки шасси. В общем, породистый немецкий автомобиль со знакомой эмблемой над решеткой радиатора. Но как раз в 1951-м, когда этот автомобиль родился, синий цвет эмблемы поменяли на красный, а страна, где его создали, уже два года называлась каркающей аббревиатурой ГДР.

«ВО ИМЯ НАРОДА ТЮРИНГИИ»
Именно такая формулировка звучала в постановлении СВАГ (Советская военная администрации в Германии) о возобновлении производства БМВ в Айзенахе. В Мюнхене до войны автомобили не делали, выпускали мотоциклы и основную продукцию – авиамоторы. Баварский завод стоял в развалинах, а тюрингский мог работать. Из Берлина вывезли оборудование фирмы «Амби-Бадд» – основного поставщика кузовов для БМВ – и уже в 1946-м начали производство довоенных моделей серии 320. Завод вошел в советско-немецкое акционерное общество «Автовело», действовавшее под контролем СВАГ.

02-BMW-340_zr-02-13.jpg

На предприятие возвращались рабочие, инженеры и дизайнеры, в том числе талантливый рисовальщик Ганс Флейшер, начинавший в Айзенахе слесарем еще в 1935-м. Позднее он создал все автомобили марки «Вартбург», но до этого было еще далеко. Не было еще двух Германий, а лишь Восточная и Западная зоны оккупации, и делить страну на два государства вроде бы никто и не собирался. Немало производимых в Тюрингии БМВ шло в СССР по репарациям. От довоенных машин, которые ввезли к нам в качестве трофеев, они пока ничем не отличались.

ВОСТОЧНОЕ БАРОККО
В 1951-м во Франкфурте прошел первый в послевоенной Германии крупный автосалон. Среди множества новинок, с гордостью демонстриру­емых возрожденной после войны промышленностью, красовался солидный, с округлыми формами и массивными крыльями БМВ-501. Практически отстроенный заново мюнхенский завод лишь в 1947-м, не сразу получив разрешение американских властей, стал выпускать мотоциклы, а производство автомобилей наладил с большим трудом еще четыре года спустя.

03-BMW-340_zr-02-13.jpg

БМВ-501 за внушительную, пожалуй, даже царственную осанку вскоре прозвали «барочным ангелом». А ведь очень похожая машина двумя годами раньше появилась в Тюрингии, – правда, серийной не стала.

Конечно, и баварцы, и тюрингцы пользовались довоенными наработками. Но приоритет был в предвоенном автомобильном центре концерна – Айзенахе. Там стараниями Ганса Флейшера и его коллег и создали три прототипа (два БМВ-342 и один БМВ-343) на довоенных узлах, но с сильно измененными кузовами, смахивающими на мюнхенский БМВ-501. В серию же на Востоке в 1949-м запустили менее отличающийся от довоенных моделей вот такой БМВ-340. По аналогии с западным БМВ его можно было бы назвать «ангелом социализма». Но коммунистическая идеология к ангелам относится с подозрением.

04-BMW-340_zr-02-13.jpg

В октябре 1949-го Советская зона оккупации превратилась в Германскую Демократическую Республику, президентом которой стал Вильгельм Пик. БМВ-340 – по сути, первый новый (не копирующий полностью довоенные) легковой автомобиль нового государства.

Модель 340 теперь назвали бы рестайлинговым БМВ-326. Но изменения куда серьезней, чем обычно происходит в наши времена. Мотор, коробка и ходовая остались прежние, зато крылья и передние двери, задняя часть и капот другие. В передние крылья вмонтировали крупные фары, а от традиционной для БМВ облицовки радиатора с «ноздрями» отказались в пользу более модной в те годы горизонтальной.

По повадкам и управлению машина почти не отличается от довоенных родственников. Мотор мощностью 55 л.с. с двумя карбюраторами вполне прилично ускоряет автомобиль. Тормоза – гидравлические, с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном, адекватны разгонным характеристикам. Рулевое управление по меркам тех лет вполне сносное. Такое усилие и люфт считали нормой еще по меньшей мере лет десять. Подвеска заточена на комфорт – максимально старательно скрывает от ездоков неровности.

05-BMW-340_zr-02-13.jpg

А вот рычаг переключения передач лучше бы не переносили с пола под руль, следуя начинавшейся в 1940-х моде. Я не нашел характерной для БМВ серии 320 четкости работы. Впрочем, на новом автомобиле, возможно, было получше.

Салон просторный, неплохо даже за рулем, а сзади так и вовсе по-барски. На таком диване гэдээровским начальникам 1950-х, вероятно, хорошо думалось о строительстве «правильной» Германии. Наверное, в таких седанах ездили деятели окружного, а то и республиканского масштаба. Страну как раз разделили на округа (Айзенах, к слову, вошел в округ Эрфурт), – видимо, чтобы забыть о прежней Германии, делившейся на земли.

09-BMW-340_zr-02-13.jpg

Простым гражданам ГДР такая машина, конечно, была недоступна. Да и в СССР, куда 340-е поставляли, далеко не каждый мог ее приобрести. По воспоминаниям современников, стоил немецкий автомобиль чуть меньше сравнимой по характеристикам «Победы». Кстати, восточногерманский БМВ – одна из немногих иномарок, которые продавали гражданам СССР за всю его историю.

СИНИЕ И КРАСНЫЕ
В 1951-м цвет эмблемы и имя автомобиля из Айзенаха поменяли. Мюнхенцы тоже начинали экспорт своих машин (БМВ из Тюрингии продавали в основном в Скандинавию), и некоторое время ситуация была парадо­ксальной: два завода из разных, причем далеко не самых дружественных, стран предлагали машины под одной маркой. Мюнхен отсудил-таки имя и герб у Айзенаха. Тогда-то цвет эмблемы восточных машин недолго думая поменяли на красный, а имя – на ЭМВ.

12-BMW-340_zr-02-13.jpg

Изучение синих и красных эмблем, как и различий ранних и поздних БМВ, – одно из любимых развлечений помешанных на автомобилях московских мальчишек лет сорок-пятьдесят назад. Даже в начале 1970-х годов 340-е, как и «победы», служили повседневным семейным транспортом. Машины уже числили старенькими, но ухоженные экземпляры из хороших рук ценили отнюдь не как коллекционные.

Задолго до этого, в 1952 году, ГДР официально взяла курс на стро­ительство социализма. В июле 1953-го произошло Берлинское восстание немецких рабочих, возмущенных повышением цен и увеличением норм выработки. Волна демонстраций прошла по всей стране и была остановлена советскими танками. А через два года история восточных БМВ окончательно завершилась. После модели 340 в Айзенахе стали делать «Вартбург». Отчасти вернулись к истокам: именем известного тюрингского замка автомобили из Айзенаха называли еще в конце ХIХ столетия. Но не менее важно, что нейтральное географическое название и эмблема были для социалистического автомобиля куда удобней.

00-1-BMW-340_zr-02-13.jpg

Давно нет марки ЭМВ, как, впрочем, и «Вартбург», нет ни ГДР, ни СССР. Но машина-то есть, причем вполне живая и работоспособная. Как известно, жить в эпоху перемен нелегко, но ей, к счастью, повезло.

Больше о машинах на Zarulem.kz

журнал За рулем za_rulem
Мы знаем об автомобилях все!
14 мая 2013, 11:33
897

Загрузка...

Комментарии

Какая машинка красивая!
Комментарий удалён администрацией

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Я был удивлён, что в Азербайджане есть Казахский район

Я был удивлён, что в Азербайджане есть Казахский район

Мне как казаху по национальности очень хотелось туда попасть. Оказалось, что климат там намного суровей и люди, говорят, суровые и воинственные. Казах – город на западе Азербайджана...
alidimash
18 янв. 2017 / 21:50
  • 30329
  • 18
10 лучших районов Алматы. Широкие улочки, частные дома, летом – красота!

10 лучших районов Алматы. Широкие улочки, частные дома, летом – красота!

Названия улиц: Садовый бульвар, Солнечный проезд. Красиво звучит не так ли? Прям, как в Москве... Уютные улочки и радующие глаз одноэтажные домики, тихо и свободно, нет динамики, движух и ажиотажа.
gelberdeuet
16 янв. 2017 / 14:45
  • 8609
  • 98
Многочасовые очереди, смерти в ЦОНах: почему вопросы об этом ставят парламентариев в тупик?

Многочасовые очереди, смерти в ЦОНах: почему вопросы об этом ставят парламентариев в тупик?

Ожидали ли депутаты Мажилиса всего этого? Как планировали этот процесс регистрации, и обсуждали ли его, прежде чем одним нажатием кнопки принять нормы с такими абсурдными временными рамками?
openqazaqstan
17 янв. 2017 / 14:32
  • 5036
  • 22
Астана глазами алматинских девушек. Как при таких погодных условиях можно выжить?

Астана глазами алматинских девушек. Как при таких погодных условиях можно выжить?

В спальных районах, и в высотных домах сквозь стены слышно завывание ветра. В особенности ночью. Такие звуки, я слышала, пожалуй, только по телевизору, в фильмах про метель.
Naomi_K
20 янв. 2017 / 12:36
Сильное ДТП произошло в Алматы на Тимирязева-Байзакова

Сильное ДТП произошло в Алматы на Тимирязева-Байзакова

NoComment (c) Официальный слоган EuroNews. Катастрофа на алматинской утренней трассе началась с того, что водители «Ниссана» и микровена ожидали сигнала светофора на запад по Тимирязева...
ibestreporter
17 янв. 2017 / 22:52
  • 3850
  • 5
Вейпинг безопасен? Эндрю Холл из США тоже так считал, пока что-то не пошло не так

Вейпинг безопасен? Эндрю Холл из США тоже так считал, пока что-то не пошло не так

Эндрю Холл из США считал, что вейпинг безопасен и усиленно убеждал в этом близких. Но как-то раз что-то пошло не так. Это результат взрыва хипстерского устройства - выбило 7 зубов + ожоги и раны...
Maxambet
17 янв. 2017 / 16:28
  • 3888
  • 52
Это поколение просрет страну. 20-летняя молодежь представляет из себя сказочных эльфов

Это поколение просрет страну. 20-летняя молодежь представляет из себя сказочных эльфов

Смотря в очередные пустые глаза вчерашнего студента, приходящего устраиваться на первую работу страшно становится. Потому что сравниваю с теми же китайскими студентами, которые готовы выгрызать себе мечту.
mbaitykov
18 янв. 2017 / 11:34
Становится хуже, но как-то постепенно. Беднеем, но тоже как-то не разом

Становится хуже, но как-то постепенно. Беднеем, но тоже как-то не разом

Помню, когда я уезжал и Казахстана, тут было довольно прилично, даже не смотря на то, что жить было невыносимо. Но прилично так. Мусора было меньше. Дороги чистили, вони почти не было. Да и в остальном тоже норм.
shootnix
18 янв. 2017 / 12:49
  • 3609
  • 34
Любимый Тайланд. Правящий король называет Паттайю «черным пятном на репутации страны»

Любимый Тайланд. Правящий король называет Паттайю «черным пятном на репутации страны»

Тайланд мы впервые посетили в декабре 2012 года. Полученные эмоции настолько были яркими, что в конце 2015 года мы решили еще разок слетать в Тайланд. Вспоминая Тай, первое о чем я думаю - горячий...
zhainar_d
17 янв. 2017 / 11:11
  • 3456
  • 24