Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
03:58, 30 апреля 2013

Прямые иностранные инвестиции и инвестиционный климат

Прямые иностранные инвестиции и инвестиционный климат

Огромная важность иностранных инвесторов

Что мы можем сделать сами, без иностранцев? Если смотреть правде в глаза (а именно это необходимо для выработки действенных мер развития страны), то без вовлечения иностранных профильных инвесторов развитие по-настоящему технологичных проектов будущего в стране невозможно. Что мы сможем без иностранных инвесторов? Мы сможем развивать проекты, основанные на устаревших технологиях, причем эффективность реализации самих проектов будет оставаться низкой.

Иностранные инвестиции сыграли важную роль в экономическом и технологическом развитии стран ЮВА.

Иностранные инвесторы помимо финансовых ресурсов привносят технологии, эффективность, опыт, прозрачность, передовую практику управления проектами, стандарты ведения бизнеса, пр. Эти факторы необходимы для построения конкурентных эффективных секторов, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Николас Ларди, Институт международной экономики Петерсона (The Economist, Spring 2007): «Китайская экспортная модель… заключается в предоставлении иностранцам дешевой рабочей силы и земли. Даже самая успешная китайская национальная компьютерная фирма… это не более чем изготовитель продукции, созданной тайваньскими компаниями».

Ли Куан Ю в своей книге «История Сингапура – из третьего мира в первый» пишет о том, какую важную роль в развитии Сингапура сыграли иностранные компании:

«… к концу 1970 года мы выдали 390 сертификатов, предоставлявших инвесторам право на освобождение от налогов сроком на 5 лет, который был продлен до 10 лет для тех, кому сертификаты были выданы после 1975 года. Джуронг гудел от деловой активности, как улей. Перелом произошел в октябре 1968 года, после визита делегации компании Texas Instruments. Американцы хотели основать здесь предприятие по производству полупроводников, что в то время считалось высокотехнологичным производством, и обещали начать производство в течение 50 дней после принятия решения. За ними по пятам последовала компания National Semiconductor.

Вскоре после этого их конкуренты, компания Hewlett-Packard, прислала своего «разведчика». Служащий УЭР (Управление экономического развития) работал с ним день и ночь, немедленно предоставляя любую информацию, в которой тот нуждался и не отстал от него до тех пор, пока он все-таки согласился посетить Сингапур, чтобы самому посмотреть все на месте … Hewlett-Packard основал предприятие в Сингапуре.

… Истории, подобные этой, распространились среди американских производителей электроники, и вскоре другие компании по производству электроники последовали за ними ... Мы приветствовали каждого инвестора, но, когда мы находили большого инвестора с потенциалом для серьезного роста, мы просто из шкуры лезли, чтобы помочь ему начать производство ...

… К 70-ым годам отчеты о Сингапуре появились в американских журналах, включая US News and World Report, Harper’s и Time. В 1970 году General Electric, основала в Сингапуре шесть различных предприятий по производству электрических и электронных изделий, предохранителей, электродвигателей. В 70-ых годах эта компания стала самым большим работодателем в Сингапуре. Американские МНК заложили фундамент развития масштабной, высокотехнологичной электронной промышленности Сингапура. Тогда мы еще не знали, что электронная промышленность позволит Сингапуру преодолеть проблему безработицы, а в 80-ых годах превратит его в крупного экспортера электроники ...

… Посещавшие Сингапур управляющие обычно звонили мне, прежде чем принять решение об инвестировании средств ... Вскоре объем американских инвестиций превысил объем английских, голландских и японских капиталовложений ...

… Американские компании по производству электроники создали так много рабочих мест, что безработица больше не являлась проблемой ...

… Когда в 1975 году экономический рост возобновился, мы смогли позволить себе стать уже более разборчивыми в деле привлечения инвестиций ...

… К концу 70-ых годов старые проблемы безработицы и нехватки инвестиций остались позади. Новой проблемой было улучшение качества новых инвестиций, а с ними – образования и квалификации наших рабочих …

… Мы нашли новые рынки в Америке, Европе и Японии …

… В 1997 году в Сингапуре работало более 200 американских компаний, инвестировавших более 19 миллиардов сингапурских долларов. Они не только были нашими самыми крупными иностранными инвесторами, но также постоянно повышали уровень технологии и производимой продукции. Это сокращало их затраты на рабочую силу и позволяло платить более высокую зарплату, сохраняя конкурентоспособность …

… Когда в 1985 году, в результате «Соглашения Плаза» курс японской иены по отношению ко всем остальным валютам значительно вырос, японские производители стали перемещать свои фабрики с технологией средней сложности на Тайвань, в Корею, Гонконг и Сингапур, а фабрики с низким уровнем технологии – в Индонезию, Таиланд и Малайзию. Когда они обнаружили, что их инвестиции в этих странах давали более высокую отдачу, чем инвестиции в Америке и Европе, Восточная Азия стала основным регионом инвестиционной деятельности японцев. К середине 90-ых годов японцы стали самыми крупными инвесторами в производственную сферу в странах Восточной Азии ...

… Нашими первыми инвесторами были англичане ... Я очень старался заставить их вкладывать капитал … в конце 70-ых годов, после того как Сингапур показал, на что он способен, англичане стали всерьез возвращаться сюда, но на этот раз не для ведения торговли и обработки сырья, а для производства таких высокотехнологичных изделий как лекарства. Компания Beecham Pharmaceuticals основала в Сингапуре технологически передовое предприятие по производству и продаже синтетического пенициллина на азиатском рынке, особенно в Японии.

… Сотрудники УЭР несколько лет убеждали немецкую компанию по производству фотоаппаратов «Роллей» (Rollei) переместить свое производство в Сингапур. Наконец, это удалось сделать, ибо высокая заработная плата в Германии сделала камеры «Роллей» неконкурентоспособными …

… УЭР был нашим основным органом по привлечению устойчивого потока иностранных инвестиций во все более высокотехнологичные сферы. Это позволило Сингапуру оставаться конкурентоспособным, несмотря на рост заработной платы и других затрат. В УЭР по-прежнему работают наиболее способных выпускники университетов, особенно из числа получивших образование в Америке, Великобритании и Европе. Нынешний председатель УЭР Филипп Ео (Philip Yeo) хорошо известен руководителям МНК в качестве энергичного и надежного человека, способного выполнить все данные УЭР обещания ...

… В большинстве случаев наш выбор инвесторов был удачен. Некоторые из них: предприятия по восстановлению и ремонту судов, нефтепереработке и нефтехимии, банки и финансовые компании, – были подобраны УЭР, Суй Сеном, нашим министром финансов, или мною лично …

… Наше министерство торговли и промышленности также полагало, что нам следовало вкладывать средства в области, где были возможны технологические прорывы: биотехнологию, компьютерную индустрию, производство специальных химикатов, коммуникационного оборудования, сферу услуг. Но когда мы не были уверены в том, каковы будут результаты новых исследований, мы старались диверсифицировать риск ...

… Если бы мы ждали, пока наши торговцы выучатся и дорастут до того, чтобы стать промышленниками, мы бы умерли с голоду. Совершенно абсурдным являлось предположение наших критиков, высказанное в 90-ых годах, что, если бы мы вырастили собственных предпринимателей, то меньше зависели бы от безжалостных МНК …».

 

Безусловно, технологический прорыв успешных стран ЮВА произошел благодаря открытию на их территориях производств крупнейшими лидирующими транснациональными компаниями. В своей книге Ли Куан Ю описывает насколько усердно, скрупулезно и целенаправленно действовало правительство Сингапура в привлечении ТНК в страну и в создании благоприятных условий для иностранных инвесторов. Страна ставила перед собой амбициозную цель – стать лучшей страной для инвесторов.  Сингапур пытался дать инвестору все самое важное – персональное внимание и огромное уважение, единое окно взаимодействия со всеми органами для удобства, прозрачности, уменьшения бюрократической волокиты,  наиболее благоприятный экономический режим, наименьшую коррупцию, качественный человеческий ресурс, инвестороориентированное правительство. В итоге, пришедшие в страну международные компании открыли производства в новых технологичных отраслях, тем самым повысив уровень занятости населения и создав рабочие места с высоким уровнем производительности труда. В последующем, с ростом количества производств в Сингапуре, правительство этой страны вынуждено было отбирать инвесторов для открытия новых производств, так как желающих инвесторов становилось больше, чем способности страны обеспечить их людскими и прочими ресурсами.

Инвестиции от мировых лидеров бесспорно имеют потенциал преобразовать экономику Казахстана. (соразмерный эффект вряд ли возможен от чего либо другого – и это тоже является другим нашим серьезным выводом – задайтесь вопросом, что другое может привести страну к технологическому и высокопроизводительному будущему?):

  • создать современные технологические производства,
  • повысить «качество» населения,
  • создать локальные индустрии суб-поставщиков.
 

Некоторые страны, зачастую первопроходцы и пионеры, развились технологически сами. Но из стран следователей (не первопроходцев) большая часть развилась технологически только за счет прихода лидирующих транснациональных компаний.

Неутешительный статус-кво

В РК б’ольшая часть ПИИ приходиться в сферы, связанные с нефтью и газом – в 2010 году около трех четвертей притока ПИИ направлялись в эти сферы (ожидается, что эти соотношения значительно могут повыситься, когда в 2016-2017 гг. начнется добыча на новых крупных месторождениях). По итогам 2010 года иностранные инвестиции в РФ составили 114,746  миллиардов долларов. Из этой суммы только 12% пришлось на инвестиции в добычу полезных ископаемых. Как видно, несырьевых ПИИ в стране дефицит. Даже соседняя РФ качественно отличается от Казахстана.

Страны мира, в том числе соседи Казахстана, предлагают очень широкий и конкурентный инструментарий государственной поддержки. Однако, оказание поддержки разумеется не единственный и не самый главный фактор привлечения прямых иностранных инвестиций. Основные побудительные мотивы для инвесторов включают: 1. дешевые ресурсы (рабочая сила, природные богатства, т.д.), 2. размеры внутреннего рынка страны, 3. близость океана и размеры рынков возможного экспорта из страны, 4. уменьшение издержек за счет качественной производственной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, качественных трудовых ресурсов. Казахстан невыгодно отличается от других стран по этим параметрам. Ситуация усугубляется за счет того, что национальная валюта имеет завышенный курс вследствие наличия голландской болезни.

Созданием благоприятной среды для иностранных инвесторов занимается большинство стран мира. И в этом смысле Казахстан находиться в очень конкурентной среде. Для того, чтобы компенсировать недостатки привлекательности страны описанные в предыдущем разделе, Казахстан должен иметь образцовый инвестиционный климат. Наличие просто хорошего инвестиционного климата будет недостаточно для привлечения иностранных инвесторов в продвинутые секторы новых технологий, что и имеет место быть сегодня. Скачав это мы чувствуем некоторую обреченность, потому что не верим в большой прорыв, который можно сделать в уровне инвестиционной среды.

В стране дефицит ПИИ даже в базовых отраслях. Привлечение ПИИ в технологичных отраслях и вовсе находится на нулевом уровне, либо на уровне близком к нулю.

Мы констатируем два факта:

  • Казахстан не привлекателен для иностранных инвесторов. ПИИ сфокусированы в сырьевых отраслях (та же Россия является гораздо более привлекательной страной для несырьевых ПИИ на данный момент).
  • Для роста привлекательности страны необходимо огромное улучшение инвестиционного климата и усердная, системная, тщательно продуманная работа в этом направлении.
 

Что надо делать?

Следующее необходимо для завлечения иностранных инвесторов:

  • Повышение эффективности и действенности инструментов стимулирования в рамках индустриальной политики. Мы посвятили конкретным мерам в этом направлении отдельный документ.
  • Вхождение в ВТО – для расширения рынка сбыта для потенциально эффективных конкурентоспособных производств, расположенных в Казахстане. Крупным инвесторам в несырьевые проекты необходима уверенность в потенциальном охвате больших рынков сбыта. Серьезные экспортоориентированные проекты будут открываться в стране, если инвесторы будут уверены, что они смогут осуществлять экспорт из Казахстана в широкий список стран мира. Такую уверенность инвестор получит лишь при вхождении страны в ВТО. До момента вступления страны в ВТО мы не ожидаем, что по настоящему экспортоориентированные технологичные  проекты будут открываться в стране – слишком большой риск оказаться на маленьком замкнутом рынке без возможности экспорта. Именно поэтому, мы являемся ярыми сторонниками вступления страны в ВТО. Промедление, кстати, стоит денег, потерянного времени.

То, что защитные тарифы, защищают внутренних производителей в сырьевых странах, явно преувеличенное утверждение. 5-10% тарифы с лихвой перекрываются за счет более существенного укрепления национальной валюты, которое пропорционально удешевляет стоимость импорта.

 
  • Понимание, что страна не позволит усугубиться голландской болезни, так как болезнь будет еще более подрывать конкурентоспособность проектов, размещенных в Казахстане и конкурирующих с производителями, расположенными вне страны. Мы с вами привыкли жить в стране, болеющей голландской болезнью. Инвесторы же – нет. Голландская болезнь является огромным источником нестабильности для инвестора, особенно в будущие периоды. Полагаем, что Национальный банк должен опубликовать отчет о степени голландской болезни, об ожидаемых уровнях инфляции, курсов валюты. Тогда инвесторы будут больше понимать ожидаемую конкурентоспособность располагаемых в Казахстане проектов.

Крайне важно определить долгосрочный справедливый курс для Казахстана по базовому сценарию в перспективе жизни крупных проектов, то есть в перспективе 15-20 лет. Учитывая, что крупные проекты в той или иной степени конкурируют с иностранными производителями, а степень конкурентоспособности будет зависеть от курса национальной валюты, очевидно, что инвесторы рассматривают курс тенге в качестве одного из наиболее высоких рисков инвестирования в Казахстан. Для уменьшения этого риска, либо возможности его учета в бизнес планировании, необходимо довести до инвестиционного сообщества о том, каким видит НБРК будущее тенге в базовом сценарии в перспективе 10 лет.

Будущей курс тенге в среднесрочной перспективе неясен даже для отечественного бизнес сообщества. Нет понимания относительно того, как долго тенге будет продолжать укрепляться за счет более высоких темпов инфляции в стране, как будет вести себя валюта относительно российской валюты, т.д.

Валютный риск учитывается деловым сообществом, ясность относительно долгосрочных перспектив курса даст большее понимание ситуации и степени величины валютных рисков.

  • Правительству необходимо сделать маркетинговый анализ, анализ конкурентоспособности всех секторов, оценку голландской болезни и возможное ее влияние на отрасли. Такие отчеты должны быть опубликованы. Это также будет являться стимулированием новых инвестиций, в том числе и иностранных. В частности, анализом отраслей экономики и публичном размещением их занимался Сингапур.
  • Имеет смысл рассмотреть возможность создания фонда для соинвестирования с мировыми лидерами в казахстанские проекты – см. далее о фонде.
  • Уменьшение рисков. Торговыми и интеграционными соглашениями вроде ВТО запрещается создавать финансовые стимулы для якобы сохранения справедливых условий конкурирования стран за международные инвестиции. Такой порядок приводит к тому, что международные инвестиции оседают в странах, где им хорошо при прочих равных финансовых стимулах. Борьбу за международные инвестиции в итоге выигрывают страны с наилучшими инвестиционными климатами и наименьшими рисками инвестирования – опять же при прочих равных условиях. Если Казахстану нельзя будет привлекать инвестиции за счет экономических стимулов и страна является непривлекательной для международных инвестиций по обозначенным ранее причинам, то страна все еще сможет повышать собственную привлекательность за счет различных механизмов уменьшения рисков инвестирования в страну. Благоприятный инвестиционный климат также является способом уменьшения рисков инвестирования – однако, он рассматривается в следующем пункте, поэтому в этом пункте, подразумеваются другие источники уменьшения рисков.

Предлагается рассмотреть возможность дарения всем инвесторам из списка «желанных компаний», куда войдут мировые лидирующие ТНК, предоставлять опцион пут. Согласно опциону пут, инвесторы всегда смогут при желании выйти из казахстанского проекта с фиксированием обозначенного размера убытка. Это позволит наиболее осторожным инвесторам получить понимание, что ситуация с полной потерей инвестиций в стране невозможна и они всегда смогут «выйти». Очевидно, что ситуация, когда правительство возмещает все убытки невозможна, тогда у инвесторов вовсе не останется стимулов делать анализ рисков проектов, возобладает моральный риск (moral hazard).

Правительство страны может предоставлять опцион пут на следующих условиях: правительство обязано выкупить долю ТНК со скидкой 50% в год запуска проекта, в последующие годы скидка растет на 5% в год. Принимаются в расчет только изначально согласованные с правительством расходы ТНК.

  • Постоянное улучшение инвестиционного климата страны. Справедливая судебная система, низкая коррумпированность регулирующих и надзорных органов, конкурентная (не монополизированная, не договорная) экономическая среда, проработанная нормативная среда. Данный фактор является краеугольным.

Гарантия стабильности планов и программ, исполнение договоренностей. Необходимо, чтобы планы правительства исполнялись, открытые специальные зоны сохранялись, договоренности с инвесторами выполнялись. В противном случае нестабильность экономического режима, в который входят инвесторы, создает необоснованные и непонятные риски, что повышает требуемую доходность инвесторов, против которой они готовы «входить» в страну.

Прежде всего необходимо начать с бесплатного и одновременно наиболее действенного фактора привлечения продвинутых иностранных компаний в страну – улучшения инвестиционного климата. Инвестиции от мировых лидеров бесспорно имеют потенциал преобразовать экономику Казахстана. Но чтобы иностранные инвестиции пришли, стране необходимое сделать «домашнюю работу», которую мы скорее всего не сделаем. Не сделаем и будет продолжать заниматься низким переделом, оставаться на технологической периферии, запускать новые проекты по позорной, низкорентабельной, безперспективной, сугубо локальной сборке, рассматривая их в качестве технологического прорыва.

Может ли страна стать привлекательной для лидирующих ТНК – да, хочет ли этого страна – да, сможет ли страна воплотить желание в жизнь – нет.

 

После того как инвестиционный климат в стране будет улучшен, скажем, в перспективе 5 лет, необходимо выделить по 10 компаний в каждом перспективном технологическом направлении и адресно работать с каждым из них по открытию проектов в Казахстане с четким видением, почему мы хотим видеть эти компании в стране, каковы более долгосрочные цели страны, за счет чего страна сможет убедить компании придти в Казахстан. Формирование такого виденья позволит заранее определить, чего мы хотим, куда идем, как мы станем привлекательными для привлекаемых мировых лидеров (!) и что для этого необходимо сделать (!). Имеются ли ответы на эти вопросы сегодня, задаются ли они?

 

Фонд для создания СП

В стране также возможно создание программы по совместному инвестированию в проекты на территории страны. Согласно программе, компании из заранее определенного списка могут приходить в страну и открывать проекты с соинвестированием со стороны государства. Наличие соинвестора в лице государства облегчит задачу для ТНК в привлечении средств и позволит ТНК разделить риски инвестирования в проекты в стране. Это должно способствовать повышению привлекательности потенциальных проектов на территории страны.

Соинвестирование со стороны государства возможно будет при следующих условиях:

  • ТНК входит с перечень отобранных компаний. Перечень будет состоять из компаний, которые входят в число 15-20 крупнейших успешных производителей в своих отраслях.
  • ТНК должны являться прозрачными и иметь листинг на фондовых биржах своих стран или крупнейших фондовых биржах мира.
  • Проекты на территории республики будут открываться в тех секторах, в которых ТНК имеет экспертизу и опыт.
  • Участие государства будет ограничиваться 49% инвестиций в капитал проектов.
  • Государство не будет вмешиваться в операционное управление проектов.

Так как будут рассматриваться единичные случаи соинвестирования нет необходимости в создании отдельного фонда, решения о соинвестировании могут приниматься правительством страны. Возможно широкое привлечение иностранных специалистов для консультирования (широкое вовлечение иностранных специалистов имеет место в Темасек, РФПИ (Российский Фонд Прямых Инвестиций).

Описанная программа предположительно должна способствовать открытию высокопроизводительных производств на территории Казахстана совместно с отраслевыми мировыми лидерами.

Ниже представлены вырезки из высказываний иностранных инвесторов относительно создания в России государственного фонда для соинвестирования в российскую экономику.

Дэвид Бондерман, Со-основатель, Управляющий Партнер, TPG: «Чтобы инвестировать в Россию, где, мы уверены, существует множество привлекательных проектов, действительно необходим местный партнер».

Викрам Пандит, Генеральный директор, Citigroup: «Это крайне важно, что государство со-инвестирует, и таким образом отодвигает на второй план опасения, связанные с правами собственности».

Стивен Шварцман, Основатель, Председатель Совета Директоров и Генеральный директор, Blackstone:  «Это стало отличным шансом пробудить тех, кто еще не присутствовал на данном рынке, и имел опасения».

Эдвард Айслер, Соруководитель Глобального Подразделения Рынков Капитала, Goldman Sachs: «Совместное инвестирование с Российским Фондом Прямых Инвестиций является очень привлекательным для нас предложением». «Иметь возможность координировать действия с правительством – несомненно, главное».

Жозеф Доминик Силва, Исполнительный Директор, Khazanah (суверенный фонд Малайзии): «РФПИ – это для нас прекрасный способ соинвестировать на рынке, который воспринимается как сложный, но потенциально очень доходный».

Бадр Джафар, Генеральный директор, Crescent Petroleum: «С моей точки зрения, а также со с точки зрения всего Ближнего Востока [создание РФПИ] – это крайне позитивный шаг, и я собираюсь соинвестировать вместе с РФПИ».

Аналитическая группа

Интеллектуального Клуба "Алматы Трендс"

 
1
1464
5