Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
12:38, 06 апреля 2013

Творчество Э.М. Ремарка: Черный Обелиск

Blog post image

Я впервые познакомилась с романами Ремарка прошлым летом, когда в моем распоряжении оказалась небольшая библиотека двоюродного брата. Будни в Новосибе протекали лениво и расслаблено, как медленно таявшее мороженое. И чтобы таять с пользой для себя, я посвящала чтению много часов, отвлекаясь лишь на прогулки, бассейн, кухню и игру с кошками. Так вот, не знаю, что побудило меня схватить с книжных полок сразу два или три романа Ремарка, но я абсолютно точно понятия не имела, о чем его книги. Разве что, была наслышана от родных - что пишет он о войне, что в его романах нет светлых моментов, что читать его тяжело и тому подобное. Я помню с детства, что мой старший брат буквально улетал по его книгам и дома у нас было 7 или 8 его томов, но их обложки на тот момент казались мне скучными, и я не обращала внимание на них. А Эрих Мария Ремарк ошибочно казался мне женщиной-писательницей из-за звучного имени Мария, лишь позже я узнала, что это немецкий писатель, взявший второе имя Мария после смерти своей матери, к которой был очень привязан.

"Три Товарища" - это первая книга, которую я прочитала символично за три дня, буквально съедая каждое слово, и попутно записывая бесчисленные фразы в цитаты. Далее была "Триумфальная Арка", "На западном фронте без перемен" и "Черный Обелиск", о котором собственно и пойдет речь в этом уже подзатянувшемся посте (прощу прощения, но я люблю начинать "издалека").

Хочу сказать, что безусловно Ремарк пишет о войне (он прошел через нее сам), но его война это не то, что происходит непосредственно на поле битвы, это то, что остается в человеке, пережившим войну и пытающимся найти себя после нее. Для меня, Ремарк пишет о любви и просто о жизни. Он настоящий романтик, откровения которого с легкой грустью напоминают мне мои собственные ощущения и мысли.

Что ж, после долгой прелюдии расскажу вам коротко о "Черном Обелиске" и моих впечатлениях.

...Людвиг Бодмер, молодой человек 25 лет, работает у своего друга Георга Кроля в его маленькой фирме по продаже надгробными памятниками. Здесь можно найти памятники и монументы на любой вкус, можно даже заказать что-нибудь оригинальное – например, мавзолей. Кроме Георга и Людвига на фирме работают скульптор Курт Бах, изготовитель гробов Вильке, агент по продаже Генрих. Находится эта фирма в небольшом немецком городке Верденбрюке, который как и остальные города в Германии переживает сильную инфляцию после первой мировой войны. Прошло около 7 лет, и в городе уже начинают витать и постепенно приобретать четкую форму националистские настроения – лозунги в поддержку Адольфа Гитлера, националисты поющие гимны. А пока, глубоко не касаясь этих событий, Людвиг Бодмер все еще привыкает к новой «мирной» жизни, размышляет о любви, одиночестве, жизни, войне. Он бывший учитель, пианист, и помимо  работы в фирме по продаже надгробиями – по выходным играет в церквушке при психиатрической лечебнице. Здесь он познакомится с Изабеллой (настоящее имя Женевьева Терговен), которая страдает шизофренией. Она принимает Людвига за некоего Ральфа или Рудольфа. Они встречаются каждые выходные, и размышляют о том, что покажется за стенами больницы наивностью и нелепостью. Изабелла совершенно по-иному видит мир, абсолютно без лжи и притворства она рассказывает Людвигу то, что думает, видит и слышит. Вместе с ней Людвиг раскрывается сам, смело рассуждая о таких вечных нескончаемых темах как жизнь, любовь, отношения, смысл или же его полное отсутствие..

Это - часть сюжета, на самом деле там еще много интересных лиц и моментов. В "Черном Обелиске" все происходит не спеша, множество диалогов разбавляется подробными описаниями мест, личностей, ситуаций, которые пропитаны иронией, сарказмом, юмором, грустью, разочарованием и еще многими эмоциями.

Сложно и практически невозможно в одном предложении сказать о чем это книга. О многом. О жизни, о войне, о любви, о религии, о дружбе, о Боге, о вере, о людях, о Германии между двумя войнами, о последствиях инфляции и о многом другом.

После прочтения нескольких романов Ремарка возникает чувство, что главный герой везде один и тот же, просто путешествует из романа в роман под разными именами. Но суть всегда остается неизменна – это молодой человек, который пережил войну и вынужден теперь приспосабливаться к «мирной жизни». Этот молодой человек непременно одинок, у него есть хорошие друзья, но его одиночество, которое в принципе характерно каждому человеку, слишком явное, оно не скрывается внутри, оно ощутимо – он разочарован жизнью, война лишила его юности, радости, и какого-то смысла. Возможно он встретит свою любовь, и его романтическая натура в полной мере раскроется и расцветет. Но еще вполне возможно, что любовь станет лишь мимолетным мгновением его жизни.

Несмотря на то, что книга трагична по своей сути, в ней есть юмор, есть философские отступления, есть печаль и грусть. Совершенно разные эмоции как в безумном танце вертятся и переплетаются в круговороте событий.

Я все еще не пришла к разгадке- почему же Черный Обелиск в заглавии. Что в нем символичного и знакового для Ремарка. Палец указывающий на небо, знак смерти, знак войны, что же это? На протяжении романа обелиск никому не нужен, на него лишь мочится бывший фельдфебель Кнопф, он безымянен и кажется лишним. Лишь в конце Людвигу удается продать его по случайности. И Черной Лошади достанется черный обелиск – разве это не символично?

Многим читателям в наши дни может показаться, что этот роман как и другие романы Ремарка лишь сборники красивых пафосных фраз. А с каких пор размышления о любви и жизни стали пафосными? С таких, что они звучат на устах молодых парней и девушек, даже не вкусивших жизнь по-настоящему, а лишь претендующих на это?Может быть. Но я уважаю Ремарка за то, что в основе этого романа лежит он сам. Его опыт, его чувства и переживания, его жизнь, его личность. И все написанное становится не набором пустых громких фраз, а глубоким откровением. Я как-будто нахожу себя вновь и вновь, читая его романы.

Пусть они жестоко реалистичные, и возможно тем самым нагнетающие разочарованность и опустошенность главного героя, но парадокс в том, что ты чувствуешь что ты не одинок, читая романы Ремарка.Ты как будто сливаешься с главным героем, хотя и не пережил и десятую долю того что пережил он. Но почему же он кажется таким близким и родным по духу и настроению? Книги Ремарка словно дают обратный эффект, ты чувствуешь каждой клеточкой, как жизнь может быть несправедлива и жестока, как любовь может быть быстротечна и трагична, и любишь жизнь еще больше от этого, пытаясь отыскать возможные ее прелести и чудачества, ты продолжаешь верить в любовь и любить еще больше, как-будто пытаясь доказать и оправдать обратное.

Вот немного строк из романа:

Если судить по извещениям о смерти и некрологам, то можно вообразить, что человек – абсолютное совершенство, что на свете существуют только благороднейшие отцы, безупречные мужья, примерные дети, бескорыстные, приносящие себя в жертву матери, всеми оплакиваемые дедушки и бабушки, дельцы, в сравнении с которыми даже Франциск Ассизский покажется беспредельным эгоистом, любвеобильнейшие генералы,  человечнейшие адвокаты, почти святые фабриканты оружия – словом, если верить некрологам, оказывается на земле живут целые стаи ангелов без крыльев, а мы этого и не подозревали. Любовь, которая на самом деле встречается в жизни очень редко, после чьей-нибудь смерти начинает сиять со всех сторон и попадается на каждом шагу.

В одной этой пресловутой фразе «все пойдет по-другому» заключено универсальное оружие всех демагогов земного шара.

 

Женщина, которую пожелал другой мужчина, пусть это всего-навсего распутный гробовщик, тут же становится нам дороже. Уж так водится, что на человека гораздо больше влияют относительные ценности, чем абсолютные.

 

Если бы все были счастливы, никакой бог не был бы нужен.

 

Но почему в мирное время мы считаем возможным прикончить больную собаку и не убиваем стонущего человека? А во время бессмысленных войн истребляем миллионы людей?

 

Почему рассуждаете о жизни вместо того, чтобы ощущать ее?

 

Но, видно, так уж повелось на свете: когда мы действительно что-то начнем понимать, мы уже слишком стары, чтобы приложить это к жизни, так оно и идет – волна за волной, поколение за поколением, и ни одно не в состоянии хоть чему-нибудь научиться у другого.

 

Несчастье не в том, что невозможно слиться до полного единства и приходится расставаться, каждый день и каждый час. Знаешь это, и все же не можешь удержать любовь, она рассекается между пальцами, но она – самое драгоценное, что есть на свете, и все же ее не удержать. Всегда один из двух умирает раньше другого. Всегда один из двух остается.

 

Не пренебрегайте великой мудростью церкви. Это единственная диктатура, которая устояла в течение двух тысячелетий.


Каждый когда-нибудь кого-то спасает. Так же как он всегда кого-то убивает. Даже если и не догадывается об этом.

 

Какая гордыня, - вдруг говорит Изабелла, - воображать, будто жизнь имеет начало и конец!

Я не сразу понимаю ее. За нами сад уже готовится к приходу ночи; но перед нами, по ту сторону железной решетки, все кипит и пылает, словно происходит бурный алхимический процесс. Начало и конец, думаю я и вдруг понимаю, что она имела в виду: гордыня воображать, что можно вырезать и выделить свою маленькую жизнь из этого огня и кипения и сделать наш обрывок сознания судьей ее продолжительности, тогда как эта жизнь - просто маленькая пушинка, которая недолгое время плавает в нем. Начало и конец - выдуманные слова для выдуманного понятия времени, плод тщеславного сознания амебы, не желающего раствориться в чем-то более великом.

2