Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
09:02, 04 апреля 2013

Бэтман Аполло: «Книга мертвых» по -русски

 

Blog post image

Писать рецензию на книгу "Бэтман Аполло" оказалось сложнее, чем на "Ампир В". Если "Ампир В" прочитывался легко и просто, сложности в восприятии гламура и дискурса  были, но не так много, а следом за вампирскими науками шел захватывающий сюжет, то с "Бэтманом Аполло" все сделалось гораздо сложнее. Этот роман уже далеко не развлекаловка, это серьезный труд: мистика, эзотерика и философия пронизывают его вдоль и поперек. Читается он сложнее и более труден для восприятия, особено для неподготовленнного читателя. Это серьезное произведение, которое потребует от читателя  больше сил, для его "переваривания", усвоения. Проще говоря, купить его купят, но прочтут до конца,  я думаю, далеко не все.
Итак, первый роман "Ампир" В заканчиваеся на том, что молодой вампир Рама становится фаворитом у его бывшей девушки Геры и нынешней Великой Мыши Иштар (для тех, кто хочет подробнее, см. мой предыдущий пост). Так как Иштар, а это отрезанная голова Геры, все еще имеет сексуальные желания, а воплотить их может весьма ограниченным способом, то она посылает Раму учиться на ныряльщика, Кавалера Ночи, ходока в загробный мир, для того, чтобы там, в целом, так сказать, виде, встречаться с ним и заниматся любовью. Но Рама на "курсах повышения квалификации"  встречает Софи и вот он - любовный треугольник налицо.  
У Пелевина описан целый мир со своей иерархией, есть конечная инстанция - Великий Вампир, есть рангом пониже отрезанные головы , можно сказать Боги - Великие Мыши в женском и мужском обличье -  Иштар и Бэтман Аполло, есть полубоги, есть продвинутые вампиры undead, Кавалеры ночи и т.д., и т.д. Вся эта иерархия изображается с дотошностью и скурпулезностью, которая может удивить. Но я думаю, что это принципиально для автора, не просто завернуть сюжет лихо и остро, а описать так , чтобы максимально погрузить читателя в этот мир. В основом, вся сюжетная линия проходит в лимбо, т.е. на том свете. Там происходят встречи, превращения, все неожиданности, секс. Это просто какая-то "Книга мертвых" по-русски.  Все, что происходит на поверхности  (в реале) отходит на второй план. К описанным ранее гламуру и дискурсу в этой книге добавляется протест. Миром правят вампиры, поэтому они сами диктуют форму проткеста. Сам протест становится гламурным , фарсом фактически.  Вообще куда ни ткни, все  продумано и устроено так, чтобы выкачать из людей энергию страдания, "баблос" или агрегат М5, как они его называют. Компьютер, интернет - это более гуманные версии выкачивания М5 по сравнению с прежними способами, такими как война, например. Но первопричиной всех видов страданий Пелевин видит в самом наличии ума, умении этого ума выводить оценки, его сравнительной функции. Ум Б, который и отличает плохое от хорошего и заставляет нас  стремиться к счастью, в отличие от ума животных, и есть то, что заставляет страдать. Вобщем, темница надежная и заперта она хорошо.  Выход если и есть, то он настолько туманен и ни о чем в прямом смысле этого слова, что особо радостной перспективы как-то для человечества не намечается. Человек  в состоянии до того, как его поработили вампиры и навязали смыслы и цели его нынешнего существования, прорисован как-то вяло, почти как животное.  Уход  в ничто продвинутых вампиров тоже не впечатлил. Поэтому этот вопрос в творчестве Пелевина остается открытым. Да впрочем не у него одного. И не только в творчестве. За все длинноты автор вознаграждает читателя захватывающим сюжетом, предугадать что-либо, предвосхитить события романа практически невозможно.
И напоследок цитата из романа, о тщете всех протестов:

"Вы хотите сказать, счастливых людей вообще нет?

— Есть временно счастливые. Ни один человек в мире не может быть счастливее собственного тела. А человеческое тело несчастно по природе. Оно занято тем, что медленно умирает. У человека, даже здорового, почти всегда что-нибудь болит. Это, так сказать, верхняя граница счастья. Но можно быть значительно несчастнее своего тела — и это уникальное человеческое ноу-хау.

— А какая тут связь с протестом?

— Самая прямая. В повседневной действительности человек испытывает вовсе не тот перманентный оргазм, образы которого окружают его со всех сторон. Он испытывает постоянно нарастающие с возрастом муки, кончающиеся смертью. Такова естественная природа вещей. Но из-за бомбардировки образами счастья и удачи человек приходит к убеждению, что его кто-то обманул и ограбил. Потому что его жизнь совсем не похожа на рай из промывающего его голову информационного потока.

— Это точно, — вздохнул я.

— Протест и есть попытка прорваться от ежедневного мучения к блаженству, обещанному всей суммой человеческой культуры. Удивительно подлой культуры, между нами говоря — потому что она гипнотизирует и лжет даже тогда, когда делает вид, что обличает и срывает маски.

— Но разве не важно, против кого протест?

— Протест всегда направлен против свойственного жизни страдания, Рама. А повернуть его можно на любого, кого мы назначим это страдание олицетворять. В России удобно переводить все стрелки на власть, потому что она отвечает за все. Даже за смену времен года. Но можно на кого угодно. Можно на кавказцев. Можно на евреев. Можно на чекистов. Можно на олигархов. Можно на гастарбайтеров. Можно на масонов. Или на каких-нибудь еще глупых и несчастных терпил. Потому что никого другого среди людей нет вообще.

Потому что русский человек почти всегда живет в надежде, что он вот-вот порвет цепи, свергнет тиранию, победит коррупцию и холод — и тогда начнется новая жизнь, полная света и радости. Эта извечная мечта, эти, как сказал поэт Вертинский, бесконечные пропасти к недоступной весне — и придают жизни смысл, создавая надежду и цель. Но если тирания случайно сворачивает себе шею сама и цепи рвутся, подвешенный в пустоте русский ум начинает выть от подлости происходящего вокруг и внутри, ибо становится ясно, что страдал он не из-за гнета палачей, а из-за своей собственной природы. И тогда он быстро и незаметно выстраивает вокруг себя новую тюрьму, на которую можно остроумно жаловаться человечеству шестистопным ямбом. Он прячется от холода в знакомую жопу, где провел столько времени, что это для него уже не жопа, а уютная нора с кормящим его огородом, на котором растут злодеи и угнетатели, светлые борцы, скромный революционный гламур и немудрящий честный дискурс. Где есть далекая заря грядущего счастья и морщинистый иллюминатор с видом на Европу. Появляется смысловое поле, силовые линии которого придают русскому уму привычную позу. В таком положении он и выведен жить…"

 

Blog post image

0
328
0