Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
-6
08:47, 04 апреля 2013

GPS SPOOFING — КРЕПКИЙ ОРЕШЕК. ЧАСТЬ 1.

Blog post image

ЧАСТЬ 1.

Сегодня уже подзабыт сюжет  американского экшна 1990-го года Крепкий орешек 2 —и его герое — полицейском  Джоне Маккейне , роль которого сыграл Брюс Уиллис. Суть сюжета заключалась в захвате курсово-глиссадной системы посадки  (КГС) террористами, которые управляли линией глиссады, опустив ее  ниже уровня взлетно-посадочной полосы. Развитие американской глобальной системы позиционирования GPS, создало альтернативу традиционным средствам радионавигации в авиации....

Но прежде, чем продолжить, краткий экскурс в технологию GPS.

Представьте, что вы просыпаетесь в богом забытом месте на необитаемом острове и не знаете, как туда попали и где вообще находитесь. Это плохо, потому что среднестатистическому городскому аборигену шансы суметь определить своё местоположение по звёздам или сторонам света равны нулю. Плохо, но не совсем, ибо  должны знать, что выпутаться из подобной передряги поможет технология GPS. Если же вы ещё не знаете, что это за зверь, совершим маленький ликбез. GPS (Global Positioning System), она же NAVSTAR – это орбитальная навигационная система, построенная в разгар «холодной войны» американскими военными, но позже переквалифицированная для мирных целей. Первый спутник был запущен в 1978 году, и на данный момент эта система насчитывает 24 спутника, каждый из которых весит 900 кг и имеет размер с развёрнутыми солнечными батареями более 5 метров. Весь этот космический «хоровод» кружится на расстоянии 20180 км от поверхности Земли. Официальный старт широкого коммерческого применения навигационной системы GPS состоялся примерно в 2000 году, когда правительство США перестало искажать данные передаваемые спутниками, в результате чего погрешности местоположения объектов сократились до 5-10 метров (в отличие от 30-100 метров раньше).

Для чего используется система глобального позиционирования? GPS позволяет практически в любом месте планеты (кроме приполярных областей) определить координаты положения обьекта, скорость его перемещения, а также выбрать для него наиболее подходящие маршруты. Принцип работы выглядит примерно так. GPS-приёмник получает сигнал от спутника,  сравнивает время когда он был отправлен и время его получения. Имея разницу во времени, GPS-приёмник определяет расстояние до спутника, получив сигнал сразу нескольких спутников, GPS-приёмник рассчитывает координаты широты и долготы конкретного места на планете, а получив показания четырёх и более спутников, рассчитывает и высоту уровня над морем. Готовые показания в удобном для пользователя графическом режиме выводятся на дисплее приёмника, с использованием более понятных величин – метров/километров, названий населённых пунктов, улиц и т.д. Кроме координат местоположения GPS-приёмник сообщает и другую полезную информацию: точное время, ориентацию относительно сторон света, направление к заданной точке координат, среднюю скорость, оставшееся/пройденное расстояние и другие необходимые показатели.

Во всём мире услуги GPS-навигации предоставляются бесплатно, нам же остаётся выбрать наиболее подходящий тип приёмного GPS-устройства, благо их выбор велик. В индустрии производства и обслуживания GPS-оборудования широко известны такие компании как Magellan, Garmin, Globalsat, с модельным рядом которых вы можете ознакомиться посетив сайты этих производителей.Пока трудно определиться с той моделью реализации GPS, которая будет выведена на наш массовый рынок и ещё не совсем ясно как будет реализовываться и российский аналог глобального позиционирования – ГЛОНАСС.

После модернизации точность определения координат GPS, по сообщениям западных СМИ, должна улучшиться с нескольких метров до 60-90 см. Стоит отметить, что именно улучшенную точность навигации в качестве одного из преимуществ двухсистемных приемников ГЛОНАСС/GPS и оборудования на их базе приводят производители этой продукции.Сейчас точности систем GPS и ГЛОНАСС сопоставимы. По данным представителя «НИС ГЛОНАСС» Игоря Фрумкина, сейчас точность позиционирования GPS составляет в среднем 6-7 метров, а ГЛОНАСС - примерно 10 метров. Одной из причин этого в компании называют меньшее число корректирующего наземного оборудования ГЛОНАСС в мире.Кроме того, при использовании систем WAAS/EGNOS/MSAS и местных систем передачи поправок точность может быть повышена до 1-2 метров по горизонтали.

Система Глобального Позиционирования (GPS или Global Positioning System)  работает под управлением Министерства Обороны США. Система является глобальной, всепогодной и обеспечивает возможность получения точных координат и времени 24 часа в сутки.

Основы системы GPS можно разбить на пять основных подпунктов: 
Спутниковая трилатерация – основа системы 
Спутниковая дальнометрия – измерение расстояний до спутников 
Точная временная привязка – зачем нужно согласовывать часы в приёмнике и на спутнике и для чего требуется 4-й космический аппарат 
Расположение спутников – определение точного положения спутников в космосе 
Коррекция ошибок – учёт ошибок вносимых задержками в тропосфере и ионосфере

Каждый спутник GPS передаёт два радиосигнала: на частоте L1=1575.42 МГц и L2=1227.60 МГц. Сигнал L1 имеет два дальномерных кода с псевдослучайным шумом (PRN), P-код и C/A код. “Точный” или P-код может быть зашифрован для военных целей. “Грубый” или C/A код не зашифрован. Сигнал L2 модулируется только с P-кодом. Большинство гражданских пользователей используют C/A код при работе с GPS системами. Некоторые приёмники Trimble геодезического класса работают с P-кодом.

Blog post image

Теперь перейдем собственно к теме статьи. Но для начала одна интересная новость промелькнувшая в СМИ и наделавшая немало шума.

Blog post image

Сайт newsru.co.il сообщил 24 февраля 2013 года, со ссылкой на радиостанция "Решет Бет", что иранским военным удалось захватить беспилотный летательный аппарат, принадлежащий армии иностранного государства.

По словам представителя "Корпуса стражей исламской революции" (КСИР) генерала Хамида Сархила, подразделения радиоэлектронной борьбы (РЭБ), принимающие участие в проходящих в настоящее время на юге Ирана военных учениях, обнаружили несколько БПЛА, вторгшихся в воздушное пространство Исламской республики. Генерал утверждает, что военным удалось захватить контроль над одним из беспилотников и посадить его в районе города Сирджан.Какому именно государству принадлежит захваченный БПЛА, Сархили не уточнил.

Источник напоминает, что декабре 2012 года Иран сообщил о захвате в районе Персидского залива американского БПЛА ScanEagle. С соответствующим заявлением выступил командующий иранскими военно-морскими силами Али Фадави. По его словам, бойцы КСИР смогли "посадить" БПЛА, стартовавший с одного из американских "больших кораблей" (возможно, с авианосца). В подтверждение слов Фадави иранское телевидение показало неповрежденный БПЛА без опознавательных знаков, похожий на ScanEagle. После этого представитель ВМФ США выступил с официальным опровержением этой публикации, сообщив, что флот не терял ни одного БПЛА. При этом он признал, что ScanEagle мог находиться на вооружении другой страны.

Годом ранее, в декабре 2011-го, иранские власти сообщили, что захватили американский беспилотный летательный аппарат RQ-170 Sentinel.По иранской версии, БПЛА залетел вглубь территории Исламской республики примерно на 225 км, прежде чем разбился в окрестностях Кашмара. Тогда США не опровергали информацию о возможной потере RQ-170 Sentinel.

Вскоре после объявления о захвате БПЛА RQ-170 Sentinel в издании The Christian Science Monitor появилось интервью с неким инженером, якобы имевшим самое прямое отношение к перехвату.  По словам инженера, перехват был выполнен в два этапа. Сперва при помощи аппаратуры радиоэлектронной борьбы (РЭБ) был заглушен радиоканал, по которому происходила передача данных между беспилотником и его пультом управления. Перестав получать команды, RQ-170 включил автопилот. По утверждению инженера ,  в случае потери сигнала эти аппараты самостоятельно возвращаются на базу. Для навигации при этом используется спутниковая система позиционирования GPS. Иранцы знали об этом и в нужное время «подсунули» беспилотнику неправильный сигнал о координатах. В результате этих действий Sentinel ошибочно стал «думать», что один из иранских аэродромов является американским, расположенным в Афганистане. Отсутствие инерциальной системы навигации сыграло с беспилотником злую шутку – если иранский инженер действительно имел отношение к операции, то ориентирование исключительно по GPS стало главным фактором, повлиявшим на весь перехват в целом.

Но американцы эту версию категорически отрицали. По официальным данным Пентагона, беспилотный аппарат был потерян из-за сбоя в работе бортового оборудования, а не разбился он по причине удачного стечения обстоятельств. Хотя немало американских военных, в том числе и с «большими звездами», откровенно сомневается в том, что представленный Ираном аппарат действительно является рабочим RQ-170, а не искусно сделанным макетом. Известно, что американские БПЛА получают сигнал GPS шифрованному каналу L2. Теоретически  взлом его возможен, но  не при сегодняшнем уровне технологий. При глушении военного сигнала L2 помехами, и подменив  гражданский сигнал собственным ложным, но с нужными параметрами. В этом случае автопилот «Сентинела» стал бы искать любой доступный сигнал от спутника и принял бы за него тот, что ему «подложили» иранские радиоэлектронщики. Конечно, описываемая процедура изложена в упрощенном виде, но это так сказать базовый принцип, так называемого GPS спуфинга (spoofing от английского spoof - "надувательство")

Blog post image

1Л222 "Автобаза.В стандартный набор комплекса "Автобаза" входит аппаратная машина на базе Урал-43203 и электростанция на базе КамАЗ-4310

Иран  вряд ли бы самостоятельно смог создать военную электронику мирового уровня. По сообщениям Lenta.ru, в Иран были поставлены комплексы РЭБ типа 1Л222 "Автобаза", основным применением которых является пассивный поиск излучающих целей, в том числе, импульсных самолетных радаров бокового обзора, радаров управления оружием и обеспечения полетов на малых высотах.  К тому же, упомянутая Автобаза не является комплексом для подавления сигнала, в отличие скажем от российского комплекса "Инфауна". Информация о создании нового комплекса радиоразведки (РЭР) и радиоэлектронного подавления (РЭП) под названием «Инфауна», в т.ч. и на официальном сайте ОАО Концерн «Созвездие», появились  еще в 2009 году

 

Blog post image

Многофункциональный комплекс «Инфауна» преназначен для решения широкого круга задач комплекс оснащен как уже известными традиционными, так и самыми современными средствами радиоэлектронного подавления средств связи и управления, а также оптико-электронной разведки и подавления. Но только ли Россия обладает подобными технологиями?

В частности, сразу несколько конструкторских бюро осталось в Белоруссии.Ведущим белорусским предприятием в сфере радиоэлектронной аппаратуры военного назначения является минское конструкторское бюро «Радар». В информации пресс - службы Министерства обороны о продукции РУП «КБ Радар» сказано: " В ходе комплексного оперативного учения Вооруженных Сил «Осень - 2008» при показе вооружения и техники Президенту Республики Беларусь, Главнокомандующему Вооруженными Силами были продемонстрированы новые разработки предприятий оборонного сектора экономики. Среди них уже принятые на вооружение комплекс подстановки помех лазерным системам наведения «Сапфир», комплекс радиопомех системе глобальной радионавигации GPS «Навес - У»..." Ничего о технических характеристиках комплекса не сообщается, но как раз этот комплекс  и является самым вероятным вариантом из существующих.

Номенклатура  продукции  КБ "Радар" достаточно широка: от станций обнаружения источника радиосигнала до систем глушения сотовой связи. Но из всех «глушилок» в контексте истории с RQ-170 также наиболее интересно смотрятся комплексы «Оптима-3» и «Туман». Они изначально предназначаются для глушения сигнала американской спутниковой системы позиционирования GPS.

Blog post image

Комплекс «Оптима-3» предназначен для нарушения в заданной зоне радионавигации потребителей системы GPS (авиационных средств, высокоточного оружия систем управления оружием, отдельных потребителей

Blog post imageBlog post imageBlog post image
1- блок питания и контроля
2- блок управления и связи
3- блок передатчика специальных сигналов
 

Однако «Оптимы» могли и не использоваться иранцами. Дело в том, что белорусские станции глушения GPS имеют компактные габариты и приспособлены к быстрой переброске с места на место. Это сказалось на мощности сигнала. По имеющимся спецификациям, «Оптима-3» выдает сигнал более 10 ватт. С одной стороны, киловатт тоже больше десяти ватт, но заявленных цифр может быть недостаточно для надежного действия по целям, находящимся на большой высоте. В то же время заявлена дальность действия до 100 километров.

Blog post imageBlog post image

А вот уже упомянутый «Туман» выглядит более реальным вариантом подавления навигационного сигнала. Система «Туман» предназначена для действия на частотах навигационных систем GPS и ГЛОНАСС. Ее модификация под названием «Туман-2» – для подавления спутниковой телефонии Inmarsat и Iridium. Основное отличие «Туманов» от «Оптимы» кроется в способе монтажа. «Оптима-3» является сугубо наземной станцией постановки помех, а «Туман» устанавливается на вертолеты, самолеты или даже на беспилотные летательные аппараты. По структуре излучаемого сигнала система воздушного базирования примерно аналогична наземной. Дальность действия «Туманов» составляет все те же сто километров. При правильной подготовке к операции все три белорусские системы подавления GPS могли с равной эффективностью помешать навигации американского беспилотника. Однако не все так просто, как выглядит на первый взгляд.  Теоретически, станция постановки помех может не просто забивать эфир шумом, но и передавать сигнал определенных параметров. Это теория, а насколько она применима в отношении белорусских «глушилок» – неизвестно. Известно, что инженеры российского концерна "Созвездие" такой технологией владеют, но по всей видимости только в теории, потому как на практике реализовать эту идею россиянам пока не удалось. Но думаю военные специалисты намеренно опубликовали в "Известиях" подобную дезинформацию. Речь, скорее шла об испытаниях не самого комплекса "Инфауна", а о испытаниях АИНС (автономной инерциальной навигационной системы) в том числе и на военных самолетах. Вполне возможно, и белорусские инженеры уже давно ведут подобные разработки, но стараются о них не распространяться.

Продолжение следует...GPS SPOOFING. АТАКА КЛОНОВ.ЧАСТЬ 2.

 
-6
1058
0