Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
05:28, 01 апреля 2013

Empire V (=Ампир В) = Бэтман Аполло: продолжение не следует — оно пришло. Рецензия на книгу Пелевина

Blog post image

 

Последний роман Бэтман Аполло вышел в полночь, его начало Ампир В вышел в пятницу, 13-го, судя по всему Пелевин любит пошутить..  Личность самого Пелевина одна из самых закрытых в современной российской литературе. Неизменно в черных очках, он производит впечатление человека-загадки, впечатление еще больше усиливается после прочтения его книг. Понты, вампиры и сатира, сатира , сатира. Далее, малая толика того, что мне показалось интересным.

На днях, а точнее 28 марта в полночь, вышла новая книга Виктора Пелевина, которую долго ждали "Бэтман Аполло": Болотная, Путин, протестное движение и все это в стиле чисто пелевинского фэнтези. Эта книга является продолжением  вышедшего в 2006 году (кстати, 13-го, в пятницу) романа Empire V (=Ампир В). Так как нового романа в интернете пока нет, мне стало интересно, в чем  суть в предыдущем. И вот за 2 вечера я книгу и осилила. Начало было достаточно загруженным, но не заостряясь  на настоящем калейдоскопе смыслов я мало по-малу погружалась в  иной мир, который наслаивался на реальный и выдавал такой реально свежий взгляд на обычные вещи, что просто  я просто диву давалась.  Казалось бы, такие повседневные вещи, которые нас окружают последние 10 лет: гламур, реклама, нефть ( в книге - черная жидкость, по аналогии с красной жидкостью, кровью, которую можно называть только красной ждкостью и никак иначе), а вот после прочтения книги как-то по-другому начинаешь все воспринимать. Да, я не сказала, что книга про вампиров, сосущих баблос, про иерархию ценностей, понты и любовь. Вообще, на каком-то этапе мне стало казаться, что я читаю Булгакова, может из-за близкой тематики, но какое-то пересечение с "Мастером и Маргаритой" на мой взгляд имеется. Вот, например, краткая зарисовка-обобщение русской жизни: "Духовность" русской жизни означает, что главным производимым и потребляемым продуктом в России являются не материальные блага, а понты."Бездуховность" - это неумение кидать их надлежащим образом. Умение приходит с опытом и деньгами, поэтому нет никого бездуховнее (т.е. беспонтовее) младшего менеджера." Сатира на существующее в современном обществе положение вещей пронизывает всю книгу.

сюжет таков, что обычный парень Рома в одночасье становится вампиром Рамой и место его во всемирной цепи питания меняется, из дойной коровы он сам превращается в того, кто доит. Выясняется, что вообще все люди лишь еда, которую произвели вампиры для себя, по тому же принципу, как человек вырастил для себя коров, свиней и другую домашнюю живность. Правда, дело тут обстоит не так просто, как кажется. Вампиры у Пелевина не пьют стаканами кровь из человека, контрольные укусы бывают, но делают они их скорее для ознакомления с тайным внутренним миром чеовека, котрый перестает быть для них загадкой после укуса, а не для насыщения плоти.  А вот с настоящим питанием гораздо сложнее. И здесь уже начинаются мысли о социальном устройстве.

Мне показалась интересной тема идеологии. Я, как и многие ,  рожденные в СССР, полагала, что идеология приказала долго жить вместе с режимом, которому она верно служила. Но автор очень нестандартно поднимает эту тему, заставляет по-новому взглянуть на работу средств массовой информации. Чего стоит одна такая выдержка из книги:
"— Экспертиза есть нейролингвистическое программирование на службе анонимной диктатуры, - отчеканил Иегова.

Любой современный интеллектуал, продающий на рынке свою "экспертизу", делает две вещи: посылает знаки и проституирует смыслы. На деле это аспекты одного волевого акта, кроме которого в деятельности современного философа, культуролога и эксперта нет ничего: посылаемые знаки сообщают о готовности проституировать смыслы, а проституирование смыслов является способом посылать эти знаки. Интеллектуал нового поколения часто даже не знает своего будущего заказчика. Он подобен растущему на панели цветку, корни которого питаются неведомыми соками, а пыльца улетает за край монитора. Отличие в том, что цветок ни о чем не думает, а интеллектуал нового поколения полагает, что соки поступают к нему в обмен на пыльцу, и ведет сложные шизофренические калькуляции, которые должны определить их правильный взаимозачет."

Вообще, если вспомнить , что такое, собственно, идеология, то здесь есть несколько подходов. В самом общем смысле, идеология это "система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменения (развитие) данных общественных отношений", еще из Википедии: идеология – это теоретически сформулированное мировоззрение, выполняющее ряд социально значимых функций. Разница в подходах заключается в том, что в первом подходе идеология – это  просто идеи, приведенные в систему, а  второй подход понимает под идеологией любой способ воздействия на массовое сознание.Я бы сказала, что принципиальных различий здесь нет, просто идеи находятся в разных фазах своего развития. Идеология может быть, что называется молодой, развивающейся, устоявшейся и отмирающей, и в последней своей фазе она, естесственно, уже никого никуда не ведет.
Когда старые идеи уже никого не устраивают, начинается отмирание старой идеологии и вместе с этим происходит формирование новых идей. Первоначально эти идеи не воспринимаются как собственно идеология и только по прошествии времени, новое пробивает себе дорогу, формируя свою модель. «Каждая идея проходит три стадии: Первая – этого не может быть. Вторая – в этом что-то есть. Третья – кто же этого не знает.»Гумбольт В.

Итак, молодой вампир проходит курс вампирских наук и предметом его изучения являются люди, их отношения, связи, социальные  взаимодействия. Поэтому здесь присутствует несколько отстраненнй взгляд на то, к чему мы привыкли и что трактуется как : ну кто ж это не знает. И вот на поверхность вылезает гламур. А что - гламур, кто ж его не знает? Лоск, блеск, роскошь, понты, одним словом. Однако:
"— Некоторые эксперты утверждают, что в современном обществе нет идеологии, поскольку она не сформулирована явным образом. Но это заблуждение. Идеологией анонимной диктатуры является гламур.
— Почему Бальдр говорит, что гламур - это идеология? - спросил я у Иеговы.

— Идеология - это описание невидимой цели, которая оправдывает видимые средства, - ответил тот. - Гламур можно считать идеологией, поскольку это ответ на вопрос "во имя чего все это было".

— Что - "все это"?

— Возьми учебник истории и перечитай оглавление."
И еще:

— А как тогда сформулировать центральную идеологему гламура?

— Очень просто, - сказал Иегова. - Переодевание.

— Переодевание?

— Только понимать его надо широко. Переодевание включает переезд с Каширки на Рублевку и с Рублевки в Лондон, пересадку кожи с ягодиц на лицо, перемену пола и все такое прочее."

Не знаю как для кого, но для меня это было неожиданностью.
Партия - наш рулевой, партия - ум честь и совесть нашей эпохи, такими лозунгами были увешаны улицы городов времен СССР и воспринимались они либо никак, то есть привыкание уже не приводило к новым впечатлениям, либо тошнотворно. Сейчас ничего подобного нет. Но автор устами героев-вампиров пытается привлечь наше внимание к привычным нам вещам и взглянуть на них с необычного ракурса. Прав он или нет, я не знаю, да это после прочтения становится   не  так уж важно.
Для того, чтобы глубже и быстрее познать предмет изучения, Рама дегустирует красную жидкость  того представителя человеческого рода, который наиболее ярко демонстрирует определенное изучаемое свойство или качество.
"Но рейды в мутную мглу чужих душ были не напрасны. Я все четче осознавал происходящее вокруг. Натыкаясь на репортаж о сезоне променад-концертов в Архангельском или на статью о втором фестивале подмосковных яхт на озере Гадючья Мгла, я уже не робел от сознания своего убожества, а понимал, что по мне ведут огонь идеологические работники режима, новые автоматчики партии, пришедшие на смену политрукам и ансамблям народного танца."

И далее:
"— Если гламур - это идеология режима, - сказал Иегова, - то важнейшими из искусств для нас являются пиар, джиар, биар и фиар. А если попросту, реклама.

"Джиар", кажется, означал "government relations". Что такое "биар" и "фиар", я не знал, но поленился спросить.

Рекламе было посвящено два урока. Мы изучали не человеческие теории на этот счет (Иегова назвал их шарлатанством), а только саму центральную технологию, равно относящуюся к торговле, политике и информации. Иегова определял ее так: нигде не прибегая к прямой лжи, создать из фрагментов правды картину, которая связана с реальностью ровно настолько, насколько это способно поднять продажи. Это звучало просто, но было одно важное уточнение: если связь с реальностью не могла поднять продажи (а она, как правило, не могла), связаться следовало с чем-нибудь другим. Именно сквозь это игольное ушко и шли все караваны.
........

Технически мой мозг уже готов был работать по-новому. Но инерция человеческой природы брала свое. Я не схватывал многих вещей, которые были очевидны для моих менторов. То, что казалось им логическим мостом, часто было для меня смысловой пропастью.

— У гламура есть два главных аспекта, - сказал на одном из уроков Иегова. - Во-первых, это жгучий, невероятно мучительный стыд за нищее убожество своего быта и телесное безобразие. Во-вторых, это мстительное злорадство при виде нищеты и убожества, которые не удалось скрыть другому человеку…

— Как же так? - изумился я. - Ведь гламур - это секс, выраженный через деньги. В любом случае, что-то привлекательное. Где оно тут?

— Ты думаешь как человек, - сказал Иегова. - Ну-ка скажи мне сам, где оно тут?

Я задумался. Но ничего не пришло мне в голову.

— Не знаю, - сказал я.

— Ничего не бывает убогим или безобразным само по себе. Нужна точка соотнесения. Чтобы девушка поняла, что она нищая уродина, ей надо открыть гламурный журнал, где ей предъявят супербогатую красавицу. Тогда ей будет с чем себя сравнить.

— А зачем это нужно девушке?

— Ну-ка, объясни сам, - сказал Иегова.

Я задумался.

— Это нужно… - и вдруг вампирическая логика правильного ответа стала мне очевидной, - это нужно, чтобы те, кого гламурные журналы превращают в нищих уродов, и дальше финансировали их из своих скудных средств!

— Правильно, молодец. Но это не главное. Ты говоришь про финансирование гламура, а в чем его цель?

— Гламур движет вперед экономику, потому что его жертвы начинают воровать деньги? - выпалил я наугад.

— Это слишком человеческая логика. Ты же не экономист, Рама, ты вампир.

Сосредоточься.

Я молчал - ничего не приходило в голову. Подождав с минуту, Иегова сказал:

— Цель гламура именно в том, чтобы жизнь человека проходила в облаке позора и презрения к себе. Это состояние, которое называют "первородный грех" - прямой результат потребления образов красоты, успеха и интеллектуального блеска. Гламур и дискурс погружают своих потребителей в убожество, идиотизм и нищету. Эти качества, конечно, относительны. Но страдать они заставляют по-настоящему. В этом переживании позора и убожества проходит вся человеческая жизнь."
Честно говоря, можно еще долго что-то цитировать, но я думаю, что это уже ничего не прибавит и не убавит. И такими открытиями полна вся книга. Думаю, что  вышедший на днях роман-продолжение "Бэтман Аполло" будет таким же нестандартным, нетривиальным взглядом на мир, как и Ампир В. Кстати, Ампир В идет на театральных подмостках Берлина, то есть книга понятна и близка людям не только постсоветского пространства.
Надо читать!

 

Blog post image

2
2979
0