Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
02:00, 02 апреля 2013

«Абсолютной изоляции религии от государства не может быть — Н.Муканова»

Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» в Казахстане гласит: «Религиозные объединения и граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства независимо от отношения к религии равны перед законом» (п. 2 ст. 3). Это положение согласуется с нормами Конституции Республики Казахстан: 1. Все равны перед законом и судом. 2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, …отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам (статья 14).

Таким образом, установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации недопустимо в отношении как граждан, так и религиозных объединений.

Об этом пишет главный эксперт Управления по связям с христианскими и другими религиозными объединениями ДМО Агентства РК по делам религий, к.п.н. Н.А.Муканова.

Нормы, обеспечивающие гражданское равноправие независимо от отношения к религии предусмотрены в целом ряде законов Республики Казахстан (п.2 ст. 7 Трудового Кодекса РК от 15 мая 2007 года, п.1 ст.4 Конституционного Закона Республики Казахстан от 28.09.1995 «О выборах в Республике Казахстан», п. 4. ст. 12 Закона РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 года).

Конституция РК устанавливает: «Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность» (п. 1 ст. 19). Из содержания данной статьи следует, что если гражданин или группа граждан не желает сообщать о своем отношении к религии, в том числе при заполнении анкет, сведений по запросу органа государственной власти, он (они) не может быть принуждаем к ответу на этот вопрос или подвергнут санкциям за отказ от ответа.

Однако если группа граждан представляет документы в государственные органы для регистрации их в качестве юридического лица, например, религиозного объединения, то они должны будут предоставить необходимые сведения о своих религиозных убеждениях.

Данное требование закреплено в 4 главе Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» в Казахстане, регулирующее процессы создания, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации религиозных объединений.

Закрепленная в пп. 2 п. 8 статьи 4 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» норма: «Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов» означает недопустимость делегирования религиозным организациям функции, которые составляют исключительную прерогативу государства. Прежде всего, это осуществление правотворческой деятельности, государственно-властных полномочий, социальных и культурных функции государства.

Вместе с тем, абсолютной изоляции религии от государства не может быть. Особенно, если это касается проблем культуры и общественной нравственности. К тому же, взаимоотношения между конфессиями могут оказывать влияние на социальную стабильность страны.

Следовательно, необходимо выстраивать такие отношения религии и общества, чтобы религиозные объединения могли реализовывать свои позитивные возможности в сферах патриотического воспитания, нравственного возрождения страны, обеспечении духовной безопасности и социального служения.

В соответствии с пп. 4 п.8 статьи 4 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» в Казахстане государство: «способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями».

Данная норма осуществляется путем реализации взвешенной и целенаправленной государственной религиозной политики, которая позволяет избегать возможных конфликтов и непонимания на религиозной почве в условиях поликонфессионального общества.

Успех казахстанского опыта межконфессионального согласия – результат последовательной государственной политики и искреннего желания лидеров религиозных конфессий укреплять сотрудничество. Углублению этого процесса способствуют и лидеры местных религиозных общин, которые регулярно встречаются и ведут дружеский диалог на конференциях, «круглых столах», форумах, организуемых государственными органами и неправительственными организациями.

Указанные выше нормы обеспечивают реализацию принципа отделения религии и религиозных объединений от государства и реализацию конституционного права каждого на свободу совести и дополняют собой норму, заложенную в Конституции РК: «Осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством» (п.2 ст.22).

В соответствии с пп. 3 п. 8 статьи 4 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если деятельность религиозных объединений не противоречит законам Республики Казахстан.

Под «вмешательством» здесь следует понимать целенаправленное и прямое воздействие, оказание давления на деятельность религиозных объединений.

Государство, таким образом, признает право религиозных организаций осуществлять свою деятельность, направленную на удовлетворение религиозных потребностей согласно своим религиозным убеждениям.

Вместе с тем, Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» в Казахстане запрещает деятельность незарегистрированных религиозных объединений, а также религиозных объединений, принуждающих к участию (неучастию) в деятельности религиозных объединений, в религиозных обрядах и в обучении религии.

Кроме того, на территории государства не допускается деятельность религиозных объединений склоняющих к разрушению семьи, наносящих ущерб нравственности, здоровью, имуществу граждан, принудительно вовлекающих в свою деятельность граждан и (или) препятствующих в выходе из религиозного объединения, в том числе путем применения насилия или угрозы его применения, использования зависимого положения, либо путем обмана (пп. 11, 12, 13, 14 ст. 3).

Согласно Закону РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» в Казахстане государство вправе вмешаться в деятельность религиозных объединений, также при нарушении ими требований, регулирующих процесс распространения религиозной продукции. Подобные действия запрещаются во всех общественных местах, за исключением специальных стационарных помещений, установленных местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы (п.2 ст.9).

В Законе РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от 1992 года вышеуказанных запретительных норм не было. Включение их в текст нового Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» вызвано необходимостью защиты прав и свобод граждан и сохранения общественной безопасности при нарушении религиозными объединениями казахстанского законодательства.

В первую очередь, эти нормы позволяют ограничить деятельность некоторых нетрадиционных религиозных объединений, псевдорелигиозных и окультно-мистических организаций, навязывающих в разных местах свою религиозную литературу, использующих деструктивные методы, включающие жесткую регламентацию всех сторон жизни своих адептов, вплоть до контролирования сознания. Материалы о противоправной деятельности подобных организации, посягательствах на личность, семью, права и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности, здоровью и имуществу не раз освещались на страницах отечественных СМИ [2].

Таким образом, необходимость профилактики противоправных действий дает основание государству требовать максимальной прозрачности жизнедеятельности религиозных объединений.

На наш взгляд, быстрорастущее количество так называемых псевдорелигиозных организаций стало одной из причин включения в Закон новых положений, регулирующих процесс регистрации религиозных объединений. Это требования о представлении в регистрирующий орган, кроме основных учредительных документов, сведений об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения конфессии и данного религиозного объединения, формах и методах его деятельности (пп. 5 п.3 ст. 15 Закона).

При этом решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации религиозного объединения будет приниматься по результатам проверки представленных документов на соответствие законодательству, проведенной религиоведческой экспертизы, проверки списка граждан-инициаторов создания религиозного объединения (п. 10 статьи 15 Закона).

В данном случае, доскональное изучение экспертами вероучения, деятельности организации, которая решила заявить о себе как о религиозной, позволит предотвратить появление и деятельность деструктивных религиозных объединений, ограничивающих и нарушающих права граждан.

Согласно ст. 24 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» религиозные объединения обязаны в течение одного года со дня введения в действие Закона внести соответствующие изменения в свои учредительные документы в соответствии с требованиями Закона. По истечении указанного срока религиозные объединения, не приведшие свои учредительные документы в соответствие с требованиями Закона, ликвидируются в судебном порядке.

Информация о прохождении регистрации религиозными объединениями, как и факты нарушения закона не должны скрываться от широкой общественности вне зависимости от того, к какой из конфессий они относятся. Однако официальная информация подобного характера должна быть опубликована лишь после установления фактов или судебного решения. Это поможет исключить нездоровый ажиотаж, способствовать снижению межконфессиональной конфронтации, преодолению налета сенсационности, нагнетания подозрительности в отношении религиозных объединений.

Реализация принципа светскости Казахстана закреплена посредством ряда других запретительных норм, одним из которых является п. 3. ст.7 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Согласно данной норме: «не допускается проведение (совершение) богослужений, религиозных обрядов, церемоний и (или) собраний, а также осуществление миссионерской деятельности на территории и в зданиях:

1) государственных органов, организаций; 2) Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, судебных и правоохранительных органов, других служб, связанных с обеспечением общественной безопасности, защитой жизни и здоровья физических лиц; 3) организаций образования, за исключением духовных (религиозных) организаций образования».

Запрет на проведение (совершение) богослужений, религиозных обрядов, церемоний и (или) собраний, а также осуществление миссионерской деятельности на территории и в зданиях организаций образования, за исключением духовных (религиозных) организаций основан на том, что система образования и воспитания в Казахстане носит светский характер, и, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений.

Запрет на сопровождение деятельности государственных органов совершением богослужений, публичными религиозными обрядами и церемониями, обусловлен целым рядом факторов, и, в первую очередь, необходимостью соблюдения требований, установленных в Законе РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 года, согласно которому: «Государственные служащие обязаны соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан» (пп.1 п.1 ст. 9).

Основное проявление светского характера государства Казахстан о том, что государство отделено от религии и религиозных объединений, зафиксировано как в Конституции, так и в Законе РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

В данном конкретном случае, речь идет о неправомерности привнесения в деятельность государственных органов чьих-либо личных религиозных убеждений и пристрастий.

Кроме того совершение таких обрядов и церемоний неизбежно будет восприниматься населением в качестве знака признания особого привилегированного положения соответствующей конфессии, вызывая негативную реакцию у граждан, принадлежащих к другим вероисповеданиям.

Кроме того, совершение богослужений, публичных религиозных обрядов и церемонии в административных учреждениях фактически вынуждает как работающих в них госслужащих, так и посетителей быть их участниками [3]. Это вступает в противоречие с запретом принуждать кого-либо к участию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях.

Подобные ограничения содержатся в Кодексе чести государственных служащих РК (Правила служебной этики государственных служащих).

Так в пункте 7 главы 2 Общие правила поведения государственных служащих установлено, что «Государственные служащие не должны использовать служебное положение и связанные с ними возможности в интересах общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций, в том числе для пропаганды своего отношения к ним. Государственные служащие, занимающие руководящие должности, не могут принуждать подчиненных работников к участию в деятельности общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций».

Относительно запрета на совершение богослужений, публичных религиозных обрядов и церемонии на территории и в зданиях Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, судебных и правоохранительных органов, других служб, связанных с обеспечением общественной безопасности, защитой жизни и здоровья физических лиц.

Следует отметить, что указанный запрет затрагивает верующих военнослужащих, так как они прежде всего, как граждане должны выполнять свою конституционную обязанность и священный долг защиты Республики Казахстан. Вместе с тем, возникают вопросы по реализации верующими военнослужащими конституционного права на свободу совести (п.1 ст.22).

Данное положение Закона, на наш взгляд, с одной стороны связан с тем, что конфессиональное многообразие казахстанских верующих военнослужащих создает трудности в обеспечении равных условий для удовлетворения их религиозных потребностей.

С другой стороны, в условиях, когда в пограничных с нашей страной государствах имеются очаги конфликтов, а на территории нашей страны появились реальные угрозы распространения религиозного экстремизма и проявлений терроризма, представители силовых и правоохранительных структур, должны внимательно относиться к религиозному фактору и не подчеркивать своей приверженности той или иной религии.

Конечно же, в рамках одной статьи трудно рассмотреть все значимые вопросы, имеющиеся в государственно-конфессиональных отношениях, но необходимо работать над их разрешением, своевременно решать зарождающиеся проблемы. Таковы условия сохранения светскости Казахстана, благодаря которой религиозные объединения не находятся в конфронтации с государственной властью и функционируют, руководствуясь принципом партнерства, взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела друг друга.

Н.А.Муканова

 

http://www.zakon.kz/kazakhstan/4549462-absoljutnojj-izoljacii-religii-ot.html

   
0
378
0