Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
02:37, 20 марта 2013

Выступление Председателя Агентства РК по делам религий Кайрата Лама Шариф на конференции «Свобода вероисповедания в Казахстане» (19 марта 2013 г., г. Астана)

Уважаемые участники Конференции, приглашенные гости, дамы и господа!

Свобода вероисповедания - это необходимое условие деятельности демократического общества, один из основных элементов системы прав и свобод человека. Вопрос свободы вероисповедания всегда остается актуальным для Казахстана как для многоконфессиональной страны.

Вот уже на протяжении 20-ти последних лет Казахстан гордится своими достижениями в области закрепления демократических основ в религиозной сфере. В статье 22 Конституции РК четко закреплено: «Каждый имеет право на свободу совести». Свобода совести является абсолютным правом человека и не подлежит ограничениям, ни при каких обстоятельствах.

Важность феномена свободы вероисповедания признана и в международной практике. Статья 18 Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии».

В статье 29 Всеобщей декларации прав человека допускаются лишь такие ограничения прав и свобод человека, которые «установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

На современном этапе в Казахстане проводится взвешенная государственная политика в сфере религии и  взаимодействие религиозных конфессий между собой и с государственными органами. Республика Казахстан – светское, демократическое государство, в котором каждому гарантирована свобода совести, и приверженцы всех конфессий равны перед законом.

Одним из первых законодательных актов молодого казахстанского государства стал Закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятый в 1991 году, и обозначивший сформулированные выше базовые принципы конфессиональной политики независимого Казахстана. Главным достижением за прошедшие 20 лет стало полное отсутствие межконфессиональных конфликтов, что само по себе крайне важно для полиэтничного, поликонфессионального государства. Более того, и на международной арене Казахстан прочно закрепил за собой имидж глобального интегратора, инициатора диалоговых площадок регионального, континентального и мирового уровня. Так, брендом Казахстана стала традиция проведения Съездов лидеров мировых и традиционных религий в Астане.

Однако, как показало время, абсолютизация принципа свободы вероисповедания, воплощенная в крайне демократичном религиозном законодательстве, в определенной степени стала причиной уязвимости нашей страны перед рядом вызовов времени и новых угроз – начиная от проникновения в Казахстан псевдорелигиозного экстремизма и терроризма и заканчивая эрозией традиционных ценностей и религиозной идентичности народа.

Это обусловило необходимость принятия в октябре 2011 года нового Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», отражающего потребность общества в более активном участии государства в процессах, протекающих на религиозном поле. Прежде всего, ясной стала необходимость осознания и публичного признания некоторых объективно существующих историко-культурных реалий. Именно поэтому в преамбуле, отдельно упомянуты ислам ханафитского направления и православное христианство, их особая роль в истории Казахстана. Это сделано с целью обозначить определенные приоритеты в религиозной политике государства, которое, будучи светским, тем не менее, не может позволить себе самоустраниться от решения актуальных проблем стратегически важной сферы. Следует отдельно отметить, что, по мнению ведущих религиоведов, две наши традиционные конфессии – ислам и православие, - при всех существующих различиях в догматике, объединяет сходство в социально-политическом аспекте, в их отношении, в частности, к институту государства.

Политика государства в отношении религии, на наш взгляд, должна органически сочетать реализацию конституционных принципов свободы совести и равенства всех вероисповеданий перед законом с обеспечением интересов общественной безопасности, приоритетным вниманием к сохранению и развитию историко-культурного наследия народа Казахстана, его традиционных духовных ценностей.

Государство ставит перед собой цель создать эффективные правовые механизмы, которые позволят предотвратить злоупотребления свободой и не допустить угрозы личности, обществу и государству. Речь идет о противоправной деятельности некоторых организаций радикального, экстремистского характера, деятельности, направленной на возбуждение ненависти либо вражды, на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.

Кроме того, в казахстанском законодательстве установлены нормы, определяющие, что на территории Казахстана не допускается деятельность религиозных объединений, склоняющих к разрушению семьи, наносящих ущерб нравственности, здоровью. Эти принципы послужили концептуальной основой принятого в 2011 г. Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

За прошедшее после принятия Закона время сформирована новая правовая база, регулирующая религиозные отношения в стране. В 2012 году приняты подзаконные нормативно-правовые акты, регламентирующие правовые аспекты религиозной деятельности и функционирования религиозных объединений. В частности, приняты постановления Правительства, регулирующие вопросы:

- осуществления миссионерской деятельности;

- проведения религиоведческой экспертизы;

- согласования строительства культовых зданий и передачи религиозным объединениям культовых (молитвенных) зданий, сооружений;

- согласования деятельности иностранных религиозных объединений на территории республики, назначения иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике Казахстан.

В упомянутом Законе РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» систематизирован порядок создания, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации религиозных объединений.

Согласно этому Закону, все религиозные организации, действующие на территории Республики Казахстан, до 25 октября 2012 года должны были пройти и успешно прошли процесс обязательной регистрации или перерегистрации.

Регистрация РО была необходима для того, чтобы обеспечить прозрачность, открытость деятельности религиозных объединений, как для государства, так и для общественности. До принятия нового закона это условие соблюдалось не полностью, и это породило целый ряд проблем.

Пройдя регистрацию и становясь полноценным юридическим лицом, религиозное объединение приобретает четко очерченные, определенные права и обязанности перед государством и обществом.

Как известно, согласно новому закону «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», каждое религиозное объединение для своей регистрации должна доказать свою востребованность – количество прихожан должно быть не менее 50 человек. Тогда как, например, в Чехии, чтобы зарегистрировать новую церковь, требуется собрать «кворум» не менее 10 тысяч человек, в Австрии – 16 тыс. чел., в Румынии – 20 тыс. чел.

Завершая разговор о перерегистрации религиозных объединений, стоит сказать, что она стала важным шагом в деле реализации положений Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», она структурировала и систематизировала конфессиональное пространство Казахстана.

Получены новые данные об их количестве и вероисповедной принадлежности. Как известно, по состоянию на 1 января 2011 года в стране действовало 4551 религиозное объединение. После перерегистрации, завершившейся 25 октября 2012 г., их численность снизилась до 3088. Большинство объединений, не прошедших перерегистрацию, просто-напросто фактически не функционировали ввиду крайней малочисленности. Таким образом, регистрация лишь привела юридическую сторону ситуацию в соответствие с объективной реальностью. Кроме того, в ряде случаев произошло укрупнение некоторых религиозных объединений, благодаря чему облегчилось и упорядочилось их взаимодействие с государственными органами.

Кроме того, число признаваемых в Казахстане конфессий уменьшилось с 46 до 17 – не путем «сокращения» половины из них, а лишь благодаря тому, что в процессе перерегистрации религиозных объединений была проведена более адекватная их классификация с сугубо научной, религиоведческой точки зрения.

Уважаемые участники форума!

Говоря о свободе вероисповедания в молодом государстве, активно строящем свою национальную идентичность, невозможно не коснуться такого деликатного вопроса как прозелитизм, переход людей из исторически и культурно обусловленной религии в другие вероисповедания, нередко вовсе нетрадиционные для страны. Не секрет, что в целом в нашем обществе существует негативное отношение к переходу людей в нетрадиционные конфессии, даже официально разрешенные. И возникает дилемма: что важнее – духовное единство нации или право индивида на выбор?

Лично мне импонирует сравнение, приведенное не так давно одним из отечественных экспертов. Представим себе, что молодой, перспективный, образованный молодой человек оформляет документы на постоянное место жительства за рубеж. Это потеря для страны? – Да, потеря. Но имеет ли он на это право? – Безусловно, имеет. Право на свободу передвижения никто не отменял.

А если тысячи молодых людей поступят так же – что тогда? Очевидно, в любом случае каждый из них имеет право на свой личный выбор, но тут уже государство не может быть равнодушным. А что оно должно конкретно сделать, взять и запретить выезд? – Ни в коем случае! Нужно лишь сделать так, чтобы молодым и перспективным молодым людям расхотелось уезжать из родной страны. Так, чтобы и права человека соблюсти, но и обеспечить национальные интересы страны. В данном случае речь идет о признании государством особой роли крупнейших традиционных конфессий.

Обратите внимание, не случайно говорю именно о перспективной молодежи. Пусть нетрадиционные религиозные объединения относительно малочисленны в абсолютных показателях. Но дело в том, что туда, наряду с социальными аутсайдерами, также вовлекаются наиболее активные и духовно одаренные люди, причем чаще всего именно молодежь. А это значит, что спустя одно поколение духовный ландшафт страны может сильно измениться. И далеко не факт, что эти изменения послужат интересам самого Казахстана, а не других стран, заинтересованных в наших природных богатствах, но не в нас самих.

Иногда можно слышать, что если человек лоялен к государству и соблюдает законы, то его религиозные предпочтения ни на что особо не влияют. Убежден, что это большое заблуждение. Уже сейчас мы видим – как в Казахстане, так и в некоторых соседних странах региона, - что сторонники религиозных течений, занимающихся активным прозелитизмом, помимо всего прочего, занимаются также искусственным конструированием и распространением альтернативных версий истории стран, призванных обосновать так называемую «традиционность» той или иной конфессии для титульного этноса.

Такого рода манипуляции историческим сознанием народа формируют, ни много ни мало, альтернативное национальное самосознание. Иначе говоря, после накопления некой критической массы религиозные процессы неизбежно выходят далеко за рамки собственно религии. И тут любое, даже самое развитое светское государство не имеет права остаться равнодушным наблюдателем.

Однако, опять же, на наш взгляд, речь должна идти не о запретах и ограничениях, а о подъеме религиозной грамотности населения, об укреплении национального самосознания, в том числе исторического, возвращении народу памяти о его духовных корнях и традициях.

Уважаемые участники конференции!

В целом, невозможно отрицать, что принятие и реализация в Казахстане Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и сопутствующих ему нормативно-правовых актов позволила оздоровить религиозную ситуацию в стране, привести деятельность религиозных объединений в соответствие с требованиями времени.

Проводится комплексная работа по профилактике экстремизма на религиозной почве. В целом реализуемые государственными органами шаги соответствуют ожиданиям общественности и получают поддержку населения и экспертов.

Следует отметить, что в своей практической деятельности Агентство по делам религий опирается на экспертные оценки, в том числе со стороны зарубежных специалистов и международных организаций. Надо сказать, что в целом мы получаем позитивные отзывы, касающиеся как содержания Закона, так и опыта его применения.

Так, Общественный фонд «Астана Центр Консалтинг» в рамках проекта «Укрепление свободы вероисповедания в Казахстане», реализованного по заказу Посольства Великобритании в Казахстане, провел анализ Закона на предмет соответствия международным стандартам. Согласно заключению экспертов, наш Закон соответствует базовым принципам, лежащим в основе международных стандартов, принятых ОБСЕ, а также опыту развитых демократических государств.

Агентство Республики Казахстан по делам религий открыто для обсуждения вопросов реализации Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Многие участники сегодняшней конференции участвовали в работе круглого стола 12 октября 2012 года в г. Алматы, организованного нашим Агентством совместно с Центром ОБСЕ в г.Астане и Региональным отделением Управления верховного комиссара ООН по правам человека для Центральной Азии.

Надеюсь, что сегодня мы продолжим конструктивный диалог по вопросам реализации принципов свободы вероисповедания в Республике Казахстан.

Спасибо за внимание

0
1504
1