Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
10:58, 06 марта 2013

Как создавалось экспортное казахстанское мукомолье, и какое у него будущее?

Новость на Казах-зерно:Международный Совет по зерну пророчит Казахстану потерю мирового лидерства в экспорте муки, которое он удерживал на протяжении последних нескольких лет. Откуда такая уверенность? На чем это все обосновано?

Прогноз  мировой торговли мукой в 2012/13  повышен по сравнению с августом на 560 тысяч тонн, при этом, несмотря на повышение прогноза, объем мировой торговли мукой в текущем сезоне ожидается на 1,7 миллиона тонн ниже, чем в 2011/12 МГ,- говорится в отчете.

По оценке экспертов, наиболее существенно снизится импорт муки странами СНГ, прежде всего, Узбекистаном, а также странами Африки. Но, несмотря на сокращение, Узбекистан пока остается крупнейшим покупателем муки в мире.

«Среди экспортеров отметим значительное сокращение вывоза муки из Казахстана. Также, но в меньшей мере, снизится экспорт муки из Турции. В результате Турция по объему экспорта муки впервые за последние годы догонит Казахстан», - сообщили эксперты.

На каких же предпосылках строится этот прогноз? Какие причины объективного и субъективного характера могут стать основой сокращения мирового экспортного рынка муки и в частности казахстанского рынка. Попробуем разобраться в этом.

Сначала о том, почему Казахстан стал мировым лидером по экспорту муки и насколько в этом есть заслуга самой мукомольной промышленности. Заглянув в недалекое прошлое, стоит отметить, что производством муки казахстанские сельхозпроизводители занялись отнюдь не от хорошей жизни и тем более не в соответствии с каким-либо стратегическим маркетинговым планом МСХ РК.

С потерей бывшего рынка СССР, в результате его расчленения на независимые государства, Казахстан столкнулся с перепроизводством зерновых, которые некуда было сбывать. Отсюда произошло и сокращение посевных площадей, и резкий спад закупочных цен на зерновые. Старые рынки сбыта были во многом утеряны, а новые еще не налажены. В этой ситуации кто-то сокращал площади, а кто-то ставил мельницы в надежде сбыть свое зерно в виде муки.

Расчет последних оказался верным. Здесь в Казахстане сошлись сразу несколько положительных рыночных предпосылок, которые делали мукомольный бизнес выгодным.  Они обусловленны географическим положением Казахстана и его природно-климатическими условиями выращивания пшеницы в зерновом поясе на севере республики. И совсем рядом с Казахстаном оказался емкий рынок сбыта, как пшеницы, так и продукта ее переработки – муки.

Чего только стоит многомиллионный Узбекистан, перерабатывающая промышленность которого с развалом общего рынка СССР оказалась в разрухе, как, в прочем и в других странах СНГ. Ставить мельницы в Казахстане стало особенно выгодно. Во-первых, здесь был избыток мукомольного сырья – пшеницы. А во-вторых, практически во всем СНГ мука стала супер востребованным товаром, впрочем, как и другое продовольствие.

Молодому поколению тогдашняя ситуация может показаться несколько дикой. Но люди постарше, наверняка, помнят, как в одно время из северных областей Казахстана в Россию вывозили не только муку, но и даже готовый хлеб в мешках. КАМазами вывозили тушенку из давальческого мяса, со свистом уходило сливочное масло и крупы.

Но то время ушло. Соседние страны постепенно одна за другой восстанавливали свой продовольственный потенциал. Быстрее всего это получилось у тех стран, которые обладали мощной сырьевой базой, были более технологически продвинуты и имели производственную базу сельхозпереработки. Уже к началу этого столетия продовольственные потоки повернули вспять и в Казахстан хлынуло импортное продовольствие и даже мука, произведенная из казахстанского зерна.

Казахстанское мукомолье, опираясь на естественные преимущества, перечисленные выше, взяло курс на значительное технологическое перевооружение. Были завезены современные комплексы по перемолу зерна и производство муки, прежде всего на экспорт, было поставлено на прочную промышленную основу. Благодаря этому Казахстан уже к концу первого десятилетия 2000-х тысячных годов стал лидером по экспорту муки.

Сейчас производственный потенциал переработки муки, даже чрезмерно велик. Президент Союза зернопереработчиков Казахстана Евгений Ган повторяет об этом в своих интервью и выступлениях. Дело не в производстве. При наличии достаточной качественной сырьевой базы это не проблема.

И вот сейчас это лидерство международными экспертами поставлено под сомнение. На чем обосновано эти выводы? Дело в реализации готовой продукции. Страны – импортеры муки успешно создают свою мукомольную промышленность, и от этого никуда не денешься. Государство не создает ощутимых финансовых стимулов в экспорте муки, кроме того оно субсидирует экспорт пшеницы и ставит внутренних потребителей в неравные условия в конкуренции за сырье. Объективных причин снижения экспорта тоже предостаточно.

Первое, это стремление стран, зависящих от импорта продовольственной пшеницы, максимально снизить издержки, связанные с обеспечением населения продовольствия. Один из вариантов этого создание собственной мукомольной промышленности с целью сохранить прибыль в сегменте переработки у себя в стране. Технология переработки муки проста и доступна и освоить ее не представляет особого труда при относительно небольших финансовых вложениях.

Страна – импортер продовольствия решает при этом несколько задач. Экономит средства на переработку пшеницы, сохраняет или заново создает у себя рабочие места, что тоже немаловажно и социально значимо для развивающихся стран и создает производственную базу для переработки собственного зерна. Таким образом решает продовольственные задачи, например, Азербайджан. В настоящее время почти каждая тонна муки в этой стране местного производства, изготовленная из отечественного и импортного, в основном казахстанского зерна.

По пути индустриализации своей пищевой промышленности будет двигаться и Узбекистан, а также другие страны Средней Азии и Африки. Конкуренция за рабочие места и прибавочную стоимость идет во всем мире. Экономия ресурсов охватывает весь мир и последствия этого пока оценить невозможно. Знаковым событием в мире стало сокращение бюджета в крупнейшей экономике мира. В США началась процедура автоматического секвестра бюджета – сокращения расходов на 1,2 трлн. долларов в течение ближайших десяти лет и уже на 85 млрд долларов к концу нынешнего финансового года, передает ИА «Казах-Зерно».

Приведение в действие механизма автоматического сокращения расходов будет стоить стране около 750 тысяч рабочих мест. По оценкам администрации США, а также МВФ, принудительное сокращение бюджетных расходов замедлит рост американской экономики как минимум на 0,6% и нанесет по ней «сильный удар», отголоски которого будут ощущаться во всем мире.

На фоне этого капитал уходит с товарного аграрного рынка, собрав с него приличную мзду. В этом и есть одна из причин падения зерновых цен во второй половине текущего маркетингового сезона. Это отмечает Президент консалтинговой службы по маркетингу зерна The Money Farm Майк Крюгер (Mike Krueger).

За последние три месяца цены на пшеничные фьючерсы упали на 20%, что немало озадачило биржевых игроков, поскольку ряд рыночных факторов, включая прогнозируемое сокращение мирового производства пшеницы и неутешительные виды на урожай по причине плохой погоды, казалось должны были играть на повышение цен на зерно.

Эксперт связывает падение цен на пшеничные фьючерсы с уходом в ноябре-декабре прошлого года спекулятивного капитала с рынка пшеницы под влиянием опасений, связанных с возможными бюджетными ограничениями в США. Чтобы обезопасить себя от потрясений, частные инвесторы и инвестиционные фонды предпочли вывести деньги с товарного на фондовый рынок, который демонстрировал завидную стабильность на протяжении последних месяцев.

Может быть, в связи с этим мы узнаем настоящую цену на зерновые и продовольствие. А страшные сказки ФАО о предстоящем мировом продовольственном коллапсе окажутся очередной профанацией.

0
190
0