Как обработать пейзаж? Я перерыл Интернет и не нашел ни одного путного текстового материала. На youtube есть пара хороших роликов, но это уже видео.
Не думаю, что эта статья изменит ситуацию в Интернете. Но давайте хотя бы попробуем заложить первый камень в фундамент.
Уже слишком много слов, но вот две картинки:
До обработки
Коринское ущелье (там, где водопад Бурхан-Булак), Алматинская область, Казахстан, 25.08.2012, 08:31
После обработки
ЗАДАЧИ ОБРАБОТКИ ПЕЙЗАЖА
Прежде чем мы разберём основные методы, использованные при обработке этого пейзажа, немного теории.
Итак, основные ЗАДАЧИ обработки пейзажа (немного изменённый Маргулис):
1. Получение полного тонового диапазона
2. Удаление невозможных в данном контексте цветов
3. Повышение контраста значимых объектов
4. Повышение резкости
5. Повышение цветности объектов в зависимости от их значимости и удалённости
6. Достижение цветовой и композиционной гармонии
7. Повышение резкости при создании файла для печати или для выкладки Интернета
МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ПЕЙЗАЖА
Понимая задачи, мы можем разобраться с МЕТОДАМИ, применёнными при обработке (см. иллюстрацию)
1. Изменение композиции
2 и 3. Повышение локального контраста
4. Повышение цветности
5. Изменение цветовых оттенков
(Методы перечислены в свободном порядке в соответствии с цифрами на иллюстрации)
Давайте разберёмся с каждым методом отдельно.
Примечание. Указанные ниже технические детали имеют отношение к программе Adobe Photoshop. При обработке использовалась версия CS6.
1. Изменение композиции
На фотографии Коринского ущелья верхняя часть фотографии увеличена влево так, чтобы склон горы нисходил к краю фото. Т.е. для части фотографии использован инструмент (2.1) Scale. Места стыков с оригинальной горой обработаны инструментом (2.2) Clone Stamp. В других фотографиях для изменения композиции я иногда использую следующие трансформационные инструменты: (2.3) Distort , (2.4) Skew, (2.5) Rotate, (2.6) Content-Aware Scale, и реже всего (2.7) Warp. Также возможно использование фильтра (2.8) Liquify.
2 и 3. Повышение локального контраста
Под повышением контраста подразумевается как "приглушение" светов (область №"2") иллюстрации, так и "поднятие" теней (область № "3"). Локальный контраст означает, что эффект наложен только в некоторых частях фотографии. На нашем примере повышение контраста производилось при помощи (2 и 3.1) наложения инвертированного размытого слоя в режиме Overlay. Также локально контраст был усилен при помощи (2 и 3.2) кривых – функции Curves. Альтернативными методами являются: (2 и 3.3) наложение слоёв с фильтром High Pass в режиме Soft Light, (2 и 3.4) функция Shadows/Highlights, а также использование (2 и 3.5) бегунка Clarity в RAW-конверторе. Также возможно изменение контраста на основе цветовой составляющей. В этом случае помогает (2 и 3.6) изменение положения бегунка черного цвета в различных цветах фильтра Selective Color , либо (2 и 3.7) наложение в режиме Luminosity слоя полученного с помощью фильтра Black&White.
4. Повышение цветности
Для повышения цветности существует много инструментов. Чаще других я использую корректирующий слой (4.1) Vibrance. Реже применяю функции (4.2) Selective color и (4.3) Hue/Saturation. На моих фотографиях, как и пейзаже Коринского ущелья я использую метод, описанный в разделе "Рабочий поток Дэна Маргулиса год 2007" на страницах 629-631 пятого издания книги "Photoshop для профессионалов".
5. Изменение цветовых оттенков
После знакомства со стримами Александра Амбалова я проверяю или изменяю цветовые сочетания на фотографии с помощью инструмента kuler.adobe.com. Внесение изменений я провожу через функцию (5.1) Hue/Saturation. Также возможно использование (4.2) Selective color и (4.3) корректирующего слоя Curves в режиме Color.
На иллюстрации не отмечена область № "6", но ко всей фотографии применён эффект повышения резкости.
6. Повышение резкости
Я использую фильтр (6.1) Unsarp Mask. Возможно использование фильтра (6.2) Smart Sharpen. Кое-кто для повышения резкости использует (6.3) наложение слоя с фильтром High Pass в режиме Soft Light. В пейзажах важно, чтобы передние объекты были "прошарплены" чуть сильнее, чем задние. Линия горизонта вообще должна быть исключена из зоны действия повышения резкости. Степень применения фильтров регулируется с помощью наложения масок, так называемого маскирования.
ПРИМЕРЫ ОБРАБОТКИ ПЕЙЗАЖА
Перед тем как описать полный порядок обработки фотографии несколько фотографий, обработанных с помощью перечисленных инструментов.
Фотография № 01
Всё о постобработке и цветокоррекции фотографии № 01
Фотография № 02
Всё о постобработке и цветокоррекции фотографии № 02
Фотография № 03
Всё о постобработке и цветокоррекции фотографии № 03
Фотография № 04
Всё о постобработке и цветокоррекции фотографии № 04
Фотография № 05
Всё о постобработке и цветокоррекции фотографии № 05
Фотография № 06
Всё о постобработке и цветокоррекции фотографии № 06
Фотография № 07
Всё о постобработке и цветокоррекции фотографии № 07
Все указанные фотографии сняты в течение двух дней. Подробная информация о применённых методах обработки каждой фотографии доступна по этому адресу: www.isostan.com. Также возле каждой фотографии указаны параметры её съёмки.
ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕЙЗАЖА
Итак, ПОРЯДОК выполнения обработки пейзажа следующий:
1. Работа в модуле Adobe Camera RAW:
1.1. Выставление баланса белого
1.2. Удаление шумов в тенях
1.3. Возможно удаление пылинок на матрице
1.4. Получение полного тонового диапазона
1.5. Возможно выравнивание горизонта
1.6. Возможно изменение геометрии фотографии (Lens Correction)
2. Проверка общего контраста и баланса белого (частичное применение Auto Color)
3. Повышение локального контраста
4. Повышение цветности
5. Повышение резкости
Примечание. Пункты 3, 4 и 5 применяются вместе с масками, чтобы сохранить воздушную перспективу. На объекты, находящиеся не в фокусе и/или на дальнем плане накладываются тёмные области маски, позволяющие снизить действие эффектов. Для среднего плана и важных, но не главных объектов, используются маски яркостью около 50%.
6. Выставление цветовой гармонии
7. Окончательная проверка контраста и цвета
8. Кадрирование
9. Возможно изменение композиции и геометрии фотографии
10. Сохранение файла
11. Подготовка файла к печати или к выкладке в Интернет
Это достаточно большой процесс и чтобы ускорить его я использую макросы. Основные операции, я запрограммировал, и их выполнение происходит автоматически. Если не использовать макросы, то исполнение описанного алгоритма может занять несколько часов для одной фотографии.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
В конце материала я хочу поделиться с Вами секретом получения красивых пейзажей. Снимайте МНОГО, но редактируйте только лучшие фотографии.
Этот материал порождает больше вопросов, чем даёт ответов. Возможно он станет первым в серии статей по обработке пейзажей. Возможно это первый и последний материал. Всё зависит от Вас. Пожалуйста, пишите в комментариях свои вопросы и замечания. Что бы Вы хотели узнать об обработке пейзажей, с какими проблемами в обработке Вы сталкиваетесь, какие методы Вы предпочитаете и почему.
Cпасибо за внимание!
Все фотографии в этом посте сняты и обработаны Ильёй Афанасьевым. © 2013. Все права защищены.