Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
23:32, 04 марта 2013

Жания Аубакирова: Публика на конкурсе должна быть дисциплинированной

Blog post image

В канун Международного фестиваля классической музыки и конкурса юных пианистов “Astana Piano Passion”, который пройдет в Астане с 10 по 16 мая выдающаяся казахская пианистка, представляющая культуру и искусство нашей страны на мировой арене - Жания Аубакирова, поделилась своими размышлениями о будущем победителей и дальнейшем развитии музыкального образования в Казахстане.

-  Как вы считаете, что  даст молодым музыкантам победа на  конкурсе?

- Любое событие нашей жизни дает нам временное ощущение счастья и понимание неизбежности бесконечного стремления к совершенству. Когда занимаешься настоящим делом, практически невозможно достичь идеала. В современном мире победы на конкурсах перестали гарантировать успешную карьеру музыканта. Большой уровень конкуренции, отсутствие во многих странах инфраструктуры и системы арт-менеджмента музыкальной жизни создают дополнительные трудности для продвижения и признания талантливых музыкантов. По-хорошему, солидные конкурсы предлагают кроме премий, концерты победителям по стране. В целом,   задача проведения данного конкурса – привлечение внимания мировой музыкальной общественности к образовательным процессам в Казахстане, создание стимулов для воспитания молодого поколения казахстанских пианистов, условий для профессионального общения музыкантов, в конечном итоге - повышение уровня нашей конкурентоспособности.

- Есть ли шансы у представителей других стран выиграть специальный приз за лучшее исполнение произведений казахстанских композиторов? Что вы могли бы сегодня посоветовать участникам  для успешного исполнения этих произведений?

- Точно такие же, как и у казахстанских исполнителей. Исполнение произведений казахстанских композиторов требует тех же профессиональных качеств, как и исполнение произведений мирового классического репертуара. Это не игра на домбре, это не исполнение   песен народного репертуара, которые требуют специфических качеств, знания фольклорной интонации, манеры, традиций. Те из произведений казахских композиторов, которые указаны в программе конкурса, уже давно являются достоянием мировой музыкальной культуры и потому  часто исполняются на концертах и международных конкурсах пианистов.

- Насколько присутствие публики в зале может отразиться на конкурсантах? Готовы ли дети в этому?

- Присутствие публики во время конкурсных прослушиваний – мировая практика. Если Вы смотрели видеозапись I Международного конкурса имени Чайковского в Московской консерватории, то могли видеть зал, переполненный слушателями, сидящими не только в креслах, но и во всех проходах и коридорах. Любому исполнителю необходимо признание публики. В пустом зале творческий потенциал артиста не раскроется и наполовину. Конечно, волнение конкурсантов велико, и любой посторонний звук, любое постороннее движение в концертном зале могут им помешать. Публика должна быть особенно дисциплинированной. С другой стороны, присутствие в зале в качестве слушателей профессиональных музыкантов, заставит судей оценивать выступления конкурсантов, как можно более объективно.

- Известно, что далеко не все выпускники музыкальных вузов находят себя на профессиональном  поприще. Часть уходит в бизнес, часть – в наемные работники и лишь единицы – в культуру. Как Вы, как Учитель, к этому относитесь?

- Мир меняется очень быстро, и наша страна в том числе. У молодых и талантливых исполнителей сегодня появляются хорошие возможности. Студенты консерватории могут  проявить себя не только у себя на родине, но и поехать в другие страны, чтобы поучиться, пройти стажировку, поучаствовать в конкурсах, выступать на лучших сценах мира. За последние 10 лет студенты консерватории значительно повысили собственную самооценку, успешно выступив во многих международных конкурсах, покорив такие мировые сцены как Carnegie Hall,  Kennedy Centre, Barbican Hall, Konzerthaus, Berliner Philharmoniker и др. Вместе с тем, действительно, некоторая часть уходит в другие сферы деятельности или получает второе образование, чтобы усилить свои позиции в музыке либо найти более практичное применение своим способностям в качестве менеджеров, PR-специалистов. Есть выпускники, которые успешно работают в банковском секторе, в национальных компаниях. Это не говорит об их неудачно сложившейся карьере, а демонстрирует  потенциал их творческого и рационального мышления, качество их музыкального образования, позволяющего успешно реализовываться в новых профессиональных сферах.

- Недавно в социальных сетях прозвучала следующая инициатива – «хватит привозить за бешеные гонорары заезжих, не очень качественных, но раскрученных исполнителей. Особенно если речь идет о бюджетных средствах». Автор предлагает вкладывать деньги в собственную культуру – это и выгоднее, и дальновиднее, и патриотичнее. Как Вы относитесь к этой инициативе?

- Однозначно, поддерживаю. Особенно потому, что я представитель отечественной культуры. С другой стороны, я понимаю, что звезды приезжают однажды или с какой-то периодичностью, а мы – свои, остаемся здесь всегда и доступны в любое время. Отношение к выступлениям приезжих артистов во всех странах, а не только  в  Казахстане,  всегда вызывает повышенный интерес. В нашей стране, когда не было достаточного внимания к своей культуре, не вкладывались финансовые средства, не было менеджмента, рекламы, тогда местным артистам  действительно невозможно было конкурировать с приезжими. Сегодня ситуация намного лучше. Многие наши артисты выступают на настоящем международном уровне, и казахстанское общество их воспринимает соответственно. Конечно, нам нужно повышать собственную самооценку, чтобы правильно использовать бюджетные средства, которые выгоднее вкладывать в собственную культуру, чем отдавать в качестве гонораров приезжим, раскрученным, качественным, а порой не особенно качественным,  артистам. Также нужно знать мировую конъюнктуру в музыкальном бизнесе, чтобы не переплачивать гонораров, которые нам выставляют  мировые звезды, уверенные в наших финансовых возможностях и гостеприимстве.

Как часто в общественном сознании звучат сожаления о недостаточном уровне нашей культуры, и никто, особенно, не переживает о социальном и материальном положении отечественных артистов.  Я не имею в виду уровень жизни казахстанских звезд, а говорю о тех, кто создает слой культуры, особенно в регионах.  Там до сих пор зарплата в районе 25-30 тыс. тенге в месяц, для молодых специалистов нет квартир и т.д. О каком высоком уровне культуры можно говорить в такой ситуации? Хотя, я еще раз повторяю, если руководители регионов имеют специальную политику в области культуры, то тогда ее положение намного лучше, чем в других местах. То есть, пока в этом процессе нет системы.

- К 2020 году в Казахстане, согласно Программе развития образования РК, 38% школьников будут заняты музыкальным, художественным или научным творчеством. Сегодня только 21% детей заняты. Что мешает сегодня росту вовлечения детей в музыкальное творчество: дороговизна обучения, нехватка преподавателей или коррумпированность музыкальных школ?

- Я совсем не понимаю часть вопроса, связанную с коррумпированностью музыкальных школ. Даже не представляю, где она там  может быть? То, что 38% школьников будут заняты музыкальным, художественным или научным творчеством – это очень хорошо. Мое мнение, как деятеля культуры, нужно чтобы все 100% были заняты творческими дисциплинами, поскольку это самая лучшая инвестиция в человеческий капитал.  Роль музыкального образования, также как и любого образования, также как  культуры и искусства колоссальна, и ее очень трудно переоценить. Без всего вышеперечисленного общество деградирует и поэтому не может развивать современную экономику, поддерживать инновации и уровень собственного благосостояния. Если Вы следите за динамикой развития нашего общества, Вы увидите, что все государственные планы последних лет направлены,  в основном,  на развитие образования и культуры. Без них - никуда.

Спасибо за интересную беседу.

1
361
1