Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
01:24, 27 февраля 2013

Ноты тишины. Гия Канчели не любит «Читу-дриту»

Недавний приезд композитора Гия Канчели в Алматы стал не только радостным событием для любителей музыки, но и серьёзным испытанием для музыкантов. В короткие сроки, обусловленные задержкой посылки нот, камерному оркестру «Камерата Казахстана», Академическому симфоническому оркестру РК и Государственной хоровой капелле им. Байкадамова нужно было выучить сложнейшие произведения. Это для широкой аудитории Канчели - автор музыки к фильмам «Мимино» и «Кин-дза-дза!», а в Европе, где он сейчас проводит большую часть времени, он известен как композитор, сочиняющий самобытную симфоническую музыку.

Blog post image

Музыка Канчели словно учит людей слушать тишину. Многие мелодии звучат предельно тихо, что требует полнейшей концентрации всех слушателей. Зал буквально замирает, слушая дуновение ветерка из-под смычка скрипки. Даже перелистывание нот звучит как шумное внедрение в мелодию.

- Гия Александрович, ваша музыка словно играет на нотах тишины. Но при этом она более ранима, потому что в зале может заиграть сотовый телефон и нарушить ход произведения.

- Сотовый телефон иногда подходит по звучанию.

- Когда он в той же тональности?

- Наоборот, когда он вне тональности.

- А у вас какая мелодия на сотовом телефоне?

- У меня вообще нет сотового телефона.

- Получили ли вы удовольствие от исполнения ваших произведений казахстанцами?

- Я давно не получаю удовольствия от своей музыки. И никогда не получал. Наоборот, мне всегда трудно её слушать. Но мне очень приятно, что ваши музыканты приложили много усилий и старания для того, чтобы это было хорошо сыграно.

- Какую музыку вы сами слушаете?

- Я всё слушаю, если у меня бывает время. Причём безотносительно к эпохам. Главное, чтобы была хорошая музыка.

- Музыку к фильмам «Мимино» и «Кин-дза-дза!» наверняка относят к разряду ваших «визитных карточек», хотя в вашем послужном списке значатся музыкальные произведения для нескольких десятков фильмов...

- Я написал музыку к 60 фильмам. Если же вы меня попросите перечислить все эти кинокартины, то я дойду где-то до восьми, названия же остальных мне будет затруднительно вспомнить. Этому есть причина. Дело в том, что когда мой основной заработок был связан с работой в кино, я брался с рвением за фильмы, сценарии которых были не особо сильны, а режиссеры не так известны. На музыкальные сочинения к таким кинолентам у меня уходили 2-3 недели. Работа с серьёзным сценарием занимала около года, сюда я могу отнести фильмы Георгия Денелия, Эльдара Шенгелая. Музыкальные сочинения к рядовым, очередным киноаботам давали тогда материальную или экономическую независимость для того, чтобы я мог два-три года сидеть над одной своей симфонией и ни о чем не переживать. Кстати, Альфред Шнитке тоже жил так. В основном зарабатывал на музыке к кино.

- Почему вы не любите, когда вам задают вопросы о ваших песнях, в частности, о «Чите-дрите», которая стала шлягером?

- Когда я пишу музыку к кино, я иногда вынужден писать песни, а точнее, музыку к ним. Но так, чтобы сесть и написать какую-то песню, такого в моей жизни нет. Это всё я делаю для тех, кто создаёт фильмы и спектакли. Меня гораздо больше интересует серьёзная музыка.

- Насколько тяжело пианистам отходить от клавиш и играть на струнах внутри рояля, что необходимо в некоторых ваших произведениях?

- Это зависит от навыка. Есть пианисты, которые замечательно владеют игрой на струнных инструментах. Для них это никакого труда не представляет. А тем, кто редко это делает, приходится потрудиться.

- Над чем вы работаете сегодня?

- В данный момент работаю над произведением камерной музыки. Последнее из моих симфонических сочинений исполнялось несколько месяцев назад на одном из музыкальных фестивалей в Стамбуле. «Dixi» для хора и оркестра, которое было исполнено на сцене вашей филармонии, является также одним из недавно сочинённых симфонических произведений.

- Что бы вы хотели сказать казахстанцам, которым удалось посетить ваш концерт?

- Я 40 лет не был в Казахстане. Сожалею, что приехал ненадолго и приходится быстро уезжать. Я благодарю всех, кто пришёл на концерт, за то, как вы хорошо слушали. Большое вам спасибо. Вы очень терпеливый народ.

 

Олег БЕЛОВ, Анастасия ТАЁЖНАЯ

Фото Олега БЕЛОВА

Аргументы и факты Казахстан, №9, 27.02.13

2
634
2