Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
07:34, 01 марта 2010

2 года. Полет нормальный!

С 01 марта 2008г. трафик на услугу Megaline стал дифференцироваться на внешний и внутренний. Последний стал предоставляться по более высокой скорости и перестал учитываться.

Pics.kz

С этого момента началось развитие Казнета.

 

 

Предыстория

Начало 2007г. – новое руководство КТ недовольно сложившейся ситуацией вокруг услуг доступа к Интернет. В г.Москве начинается гонка скоростей доступа после революционного выхода «МТУ Интел» осенью 2004г. с тарифным планом «Neo» (160Кбит/сек /128 Кбит/сек) у торговой марки Stream появились конкуренты в лице «Корбины», «Acado» и «Qwerty». У КТ же наблюдается незыблемая скорость доступа к Интернет - 128 Кбит/сек, без какой- либо видимой перспективы ее нарастить. Ежегодно темпы роста Рунета, как по емкости контента, так и по числу используемых доменов, а тем более генерации трафика бьет новые рекорды. На этом фоне многолетняя стагнация Казнета и лишь экстенсивное развитие Megaline – нервирует все ярусы менеджмента национального оператора. При этом сети КТ, способные почти везде, куда пришел Megaline пропустить 512 Кбит/сек, по сути «бездействуют» по причине дороговизны внешнего трафика, внутренний же - практически отсутствует.

Планам топов договориться с российскими операторами об оптовой аренде внешних каналов (широкая «труба» на Рунет) за приемлемые деньги не суждено осуществиться, переговоры ни к чему не приводят. О том, чтобы позволить КТ пиринговым маневром «влиться» в Рунет не идет и речи. Бездействие означает работать на российского «дядю» и ждать его прихода в Казахстан с последующей смертью КТ.

К середине 2007 года поступила глобальная задача – разработка плана действий по выходу из, мягко говоря, неприятной ситуации.

Началось самое интересное…

Все произошедшее позже сопровождалось жаркими рабочими спорами, как в «верхах» компании, так и в «низах».

За очень короткое время нами был разработан документ под громким названием «Стратегия развития казахстанского сегмента сети Интернет». В нем прописано было практически все, что позднее было реализовано, хотя надо признать, в 2007 году отношение к ней у большинства в Казахтелекоме было скептическим. Она напрочь отметала модную в телекомовских «верхах» идею «зеркалирования» популярных внешних ресурсов, реализация которой определило бы вечную зависимость Казахстана от Рунета и другого внешнего Интернета. В Стратегии же пропагандировались совсем другие принципы.

И они требовали кардинальных изменений …

Фронт первый – Интернет-площадки

Для начала нужна была инфраструктура для создания казахстанского контента. Разработали бизнес-план построения Internet Data Центров в гг. Алматы и Астана, которые за 2008 год были построены и введены в эксплуатацию. Хотя в целом решение особо не оспаривалось, все же было много вопросов относительно того, чем заполнять эти гермозоны. «Итак спрос на услуги хостинга невелик. Откуда Вы взяли, что в Казахстане будут появляться сайты в таком масштабе?»

Само собой, сами по себе гермозоны ничего не сделали бы, поэтому в начале 2008 года тарифы на те самые услуги хостинга получили человеческий вид, если не сказать большее – они стали одними из самых привлекательных в СНГ. И вот результат - уже в первой половине 2008г. вопрос стал остро – потребность в услугах хостинга от КТ увеличивается, а на существующих площадках свободных мест уже нет, а значит строительство гермозон надо ускорить. После заполнения прежних площадок почти полгода (до построения новых) были тарифы без реальных услуг.

Фронт второй – «Megaline 2 Megaline»

Эксперементируя с торрентами в 2007 году на 2-х мегалайновских подключениях, мы, маркетологи, поняли одну простую вещь: мегалайнер не может увидеть в пирах другого мегалайнера. Осенний турнир Megaline Challenge был подтверждением этого факта, когда мы не смогли включить в онлайн - чемпионат к CS другую дисциплину – StarCraft. Организаторы поделились информацией: ни на http://game.online.kz, ни на «Подольске» ни на других серверах при создании игры ни один из других мегалайнеров не видит ее, в батлнете от Blizzard создающий становится центром «звезды» (топологии «точка-многоточка»). А ларчик просто открывался. При разработке услуги Megaline – одним из основных принципов безопасности было отсутствие возможности мегалайнером «видеть» другого мегалайнера. Железо-бетонная схема не давала сбоев. Но она изживала себя, острая необходимость открытия «видимости» пересилила. К чести наших технарей и айтишников в вечный спор это не переросло, и к марту 2008г. необходимые изменения были произведены.

Фронт третий – внутренняя скорость

Основной задачей на первом этапе Стратегии была всем «понятная» (понятная сейчас) локализации внутреннего p2p- трафика. Стимулировать потребление локального трафика можно было большей скоростью на внутренние ресурсы без тарификации внутреннего трафика. И здесь было отдано много «крови», и дело даже не в необходимости модернизации биллинга. Конечно, понятие внутренних ресурсов придумал не Казахтелеком, большинство провайдеров стараются локализовать трафик внутри своей сети, но вот создать своеобразную «локалку» по Казахстану было в диковинку.

Кроме того, в коридорах КТ рулили фразы: «Нет американского или английского Интернета, есть просто Интернет. Завтра весь Казахстан будет над нами потешаться» или «Нас засмеют, когда мы дадим высокую скорость в пустоту, внутренних ресурсов нет». К счастью, логика: «Дайте скорость, контент появится» выиграла.

Благо, долгожданное решение было принято, и Приказ «О введении новой тарификации внутреннего трафика для абонентов услуги "Megaline"» за номером №60 в последний день февраля високосного 2008 года все же был подписан.

Предварительный результат через 2 года:

Построенные гермозоны заполнены не за 2-3 года, как оптимистически планировалось, а практически за год (сейчас в Алматы на 100%, в Астане на 70%), остро стоит вопрос расширения гермозон. Скорость доступа у большинства мегалайнеров выросла в 8 раз (с 256 Кбит/сек до 2 Мбит/сек), объем генерируемого в сети трафика возрос более чем в 20 раз, при этом доля внутреннего трафика заметно преобладает.

Технари маркетологам (уже в середине 2008г.): «Почему Вы 4-5 лет назад при запуске Megaline не прогнозировали нам потребность в 2009–2010гг. в скоростях доступа для более полумиллиона абонентов Megaline в 8Мбит/сек и более? Нам всю сеть перестраивать придется, мы же не в крохотном Гонконге живем!». Ответ: «А кто бы нам поверил 4–5 лет назад?».

Именно эти два года позволили Казахтелекому создать iD Net.

Но самое главное, что изменили прошедшие 2 года, так это отношение к Казнету. Процесс появления новых веб – команд и укрепления старых, постепенно заполняющих ниши Казнета, тоже результат вышенаписанного. Веб - разработчики получили благодатную почву для самореализации и заработка, отрадно, что речь не о Нью-Йорке или Москве, мы говорим о Казнете. Из эфемерного понятия он превратился во что-то перспективное, крепнущее с каждым днем и очень-очень родное.

0