Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
01:35, 13 февраля 2013

«Всякое искусство бесполезно»...?

На данный момент музыкальная культурная жизнь Астаны претерпевает период застоя. Все, что было заложено 70 лет тому назад, не имеет своего развития и процветания, исполнительское искусство стоит на месте и не идет вперед. Лишь немногим удалось достичь успехов на музыкальном поприще благодаря обучению за рубежом. Наша отечественная школа не имеет собственного подхода к шлифованию «алмаза неограненного», к его трансформации из гадкого утенка в прекрасного музыканта. И, естественно, приходится подражать западной системе образования. Конечно, в этом никто не виноват, так как исполнительское искусство в Казахстане зародилось совсем недавно, буквально полвека назад. Благодаря усилиям репрессированных преподавателей и просто приглашенных профессоров с Московской и Петербургской консерваторий наше исполнительское искусство подобно младенцу, встало на ноги, но увы, никак не может выбрать собственный путь и смело шагать к направленной цели.

Все же нашим студентам удалось получить шанс на покорение музыкального Олимпа, получив президентские стипендии «БОЛАШАК» и обучаться  не только в Королевской Академии музыки, но и в Венской и Парижской консерваториях. Хотя, стоит обратить внимание, что это всего лишь мизерная часть учеников. И не исключено, что закончив образование, они не вернутся на Родину. «А зачем? Здесь хорошо» - как обычно они выражаются.

Оставшиеся в тени студенты, которые мечтают получить качественное образование на территории нашей любимой страны,  вынуждены тратить лучшие годы своей жизни на пассивное существование, а иначе говоря, на депрессию. Я это могу полноправно утверждать, так как сама являюсь студентом. В чем же проблема нашего музыкального образования?

Чтобы хоть как-то предотвратить зарождение отвращения к искусству у студентов, стоит предпринять какие-либо меры. Все мы прекрасно знаем из области психологии, что в любом случае человек рано или поздно попадает под влияние того или иного явления. Чтобы повысить трудоспособность студентов нашего ВУЗа, необходимо обратить внимание на несколько факторов, которые являются «медленным ядом», а может, и панацеей для решения данной проблемы.

1) СМИ, Интернет

Средний возраст наших студентов – 16-22 лет, и, как известно опять-таки из области психологии – этот возраст наиболее восприимчивый. И как всегда говорили наши учителя: «Ваш мозг как губка впитывает все, с чем вы сталкиваетесь каждый день». И чтобы мозг  студентов не засорялся всяким хламом, стоит обратить внимание на СМИ. Телевидение, Интернет, газеты и журналы – все это формирует мировоззрение нынешней молодежи. Как вы считаете, что вы найдете быстрее в доме среднестатистического подростка-музыканта: очередное издание журнала «Музыкальное обозрение»  или «Космополитан» у девушек и закладку в Интернет браузере на сайте «самоучитель битбокса» у парней?

 

2) «Еще один скучный день из жизни студента-музыканта»

Меня всегда огорчал и огорчает по сей день тот факт, что при всех возможностях самообразования  наша молодежь отвергает «блюдечко с золотой каемочкой» и предпочитает оставаться «во мраке». Как говорил Александр Васильевич Суворов: «Ученье-свет, а неученье - тьма». Или же друг молодежи?

Вернувшись к проблеме, стоит напомнить  о том, что «однообразие убивает». Да-да, однообразная жизнь способна убивать всякий интерес к своему делу, к искусству. Бедные студенты, которым не безразлично их будущее, пытаются хоть как-то себя развивать, всеми путями ограждают себя от преждевременной деградации: находят записи с исполнением великих корифеев, по возможности, посещают мастер-классы, концерты, театры, общаются со студентами и преподавателями с других стран. И все это, как уже стало понятно –  неплохо бьет по карману.

Довольна завидная ситуация сложилась в музыкальных учебных заведениях не нашей страны: приезжают солидные гости, профессора известных консерваторий мира, проводятся многочисленные мастер - классы, концерты. К примеру, в одной лишь Москве за полгода студентам консерватории посчастливилось побывать на концертах Ицхака Перлмана, Николая Луганского, Дениса Мацуева, Михаила Плетнева,  Анатолия Левина, Максима Пастера, Владимира Спивакова, Натальи Гутман, мастер-классах Арво  Пярта и других.

Хотя и у нас есть свое преимущество. Наш плюс заключается в  том, что мы пытаемся не отставать от подобной системы развития культурной жизни нашего ВУЗа и кругозора студентов. За весь период моего обучения академической музыке, мне удалось познакомиться и пообщаться с огромным количеством зарубежных «маститых» музыкантов мира: Владимир Ашкенази, Елена Образцова, Роберт Гуттер, Андрей Гаврилов, Максим Венгеров, Владимир Вербицкий, Франсуа Шаплен, Ранко Маркович, Агнешка Тобик, Григорий Жизлин, Лиана Исакадзе, Такаши Шимицу, Эдуард Грач, Сергей Кравченко, Ласло Мароши, Марчелло Аббадо, Фуат Мансуров, Клаус Кристиан-Шустер, Кемаль Белеви, Гернот Винишхофер, Илья Груберт, Бенджамин Юсупов, Роберт Канетти и другие. Исходя из этого, можно констатировать, что подобные встречи очень положительно на меня влияют, так  как из года в год  мне удается получить нужную дозу стимула для дальнейшего моего образования в области искусства. За годы моего обучения музыке мое отношение к искусству переросло в трепетную  и нежную любовь к моему делу.

НО…большая часть студентов предпочитают посидеть  в кафе напротив или початиться в агенте. Одним словом, не имеют ни малейшего интереса к «демонстрации» искусства  профессионалами своего дела. ВУЗ тратит немереное количество денег на приезжих звезд, на их проживание, и, конечно же, на их работу, которая, к сожалению, мало кого интересует. Как бы шикарно он не играл, наш менталитет не позволит осознать весь профессионализм исполнительского искусства того или иного приглашенного музыканта. Конечно, если это уже не выходит за рамки дозволенного. Исполнительское  зрелище, да-да, именно та самая игра на публику всегда пользуется большей популярностью, потому что не нужно особо «напрягаться». А искусство слушать музыку требует особого навыка, которое достигается многолетним трудом, и что в принципе, не актуально среди нынешней молодежи. Как обычно говорят «мозги взрываются».

2) Проблемы воспитания

Из предыдущего пункта вытекает следующая проблема. Что нужно сделать для того, чтобы наши студенты вновь ощутили вкус любви к своему искусству? Наличие концертов с участием зарубежных музыкантов еще не обеспечивает нам полного комплексного развития как музыканта-профессионала. К примеру,  из бесед с лауреатами Международного конкурса им. А. Скрябина, уроженцев Узбекистана– стало известно то, что даже при небольшом количестве подобных звездных концертов, уровень музыкального образования в Ташкенте гораздо выше, нежели в Казахстане. У одного лишь Гумарова Марата Васильевича, профессора Государственной консерватории Узбекистана, в классе насчитывается свыше 20 лауреатов престижнейших международных музыкальных конкурсов, включая конкурсы имени С.Рихтера, Ф.Шопена, А.Скрябина, Н.Рубинштейна, В.Клиберна и королевы Елизаветы. И все это всего за 20 лет своей  преподавательской деятельности. Эти ученики, которые, впоследствии, становятся успешными концертирующими пианистами,   пропагандируют искусство своей страны и  прославляют  свою родину. А в данном случае – это, увы, Узбекистан, а не Казахстан.

Исследовать методики преподавания той или  иной страны нет смысла – она ничего не изменит. В данном случае, нужно менять подход к ученику, пытаться заинтересовать студента, привить любовь к прекрасному, учить его понимать искусство. Скрывать особенности нашего менталитета будет грехом. Все мы знаем, что казахскому народу не свойственно хвалить и поощрять учеников за их достижения,  а наоборот – «нужно лишний раз поругать, дабы не сглазить». Тем самым, преподаватели лишний раз отравляют атмосферу музыки и искусства, в которой растет будущий музыкант.

4) Воздуха, кислорода дайте!

Известно, что из «табуна выбивается лишь один». И этот один - особенный.

На мой взгляд, это не правильно. Нашей стране достаточно того, что большая часть музыкантов живет одной лишь конкуренцией. Подождите…а есть с кем конкурировать?

Многие студенты жалуются на то, что им хочется концертировать, СОЛИРОВАТЬ, а не играть в составе оркестра. То же можно сказать и  о музыковедах. К сожалению, бедолагам не повезло с инструментом,  а пианистом быть, к тому же концертирующим – это голубая  мечта, которая осуществится только во сне. Лишь некоторым удается хоть как-то побеждать в себе это чувство неудовлетворенности и пытаются не терять форму «бывшего пианиста». До поры, до времени.

НО…опять-таки, это злосчастное слово выплывает от страницы к странице.

Свойственно делить учеников на «способные» и «неспособные». На каком основании? Ученики это нераскрытые цветы, которым необходим особый уход. Нужно его поливать не грязью, что обычно и делают преподаватели, а наоборот, вселять уверенность и открывать  двери в его будущее – устраивать классные концерты, чтобы ученик, наконец, испытал на себе предконцертное волнение,  о котором  он уже слышал не раз. Необходимо дать ему почувствовать вкус адреналина, эстраду, исполняемое им искусство. «Улететь в космос»  как говорится. И при этом понять, чего ему не хватает для формирования как музыканта. Ведь, как известно, на эстраде и вылезают всевозможные ляпы, которые невидимы в процессе работы над произведением в классе. И чем больше преподаватель будет уделять внимание ВСЕМ своим ученикам, не зависимо от того, «способен он или нет», тем больше шансов вылепить из них достойных музыкантов. Что в принципе, и повысит качественную музыкальную демографическую ситуацию в Казахстане.

Для многих людей, особенно в европейских странах, искусство продолжает быть одним из самых необходимых элементов жизни, неотъемлемой частью их образования и воспитания. В отличие от них, наша страна больше заботиться о том, как быстрее бы избавиться от нефти и получить очередную партию бешеных денег.  Вопрос об уровне образования и культурной жизни Казахстана  до сих пор остается открытым. По статистике известно, что студенты, которые более четырех лет обучались искусству и музыке, во время выпускных школьных экзаменов получают оценки на 34 балла выше среднего за лингвистические задания и на 18 баллов выше среднего по математике. Зная об этом, люди, проживающие в нашей стране, закрывают глаза на «сладкую правду», предпочитая питаться «горькой ложью» до конца своих дней. Кому от этого хуже?

Искусство влияет на духовное и нравственное воспитание человека, на его самосовершенствование. Человек должен обрести так называемую «духовную» свободу, прежде чем понять ее. Однако, не каждый готов к этой свободе. Поэтому, как говорил Платон, рассуждая о монархической форме управления государством: «Монархия- это духовная форма правления, так как подразумевает в себе божественное начало, что само собой ведет к человеку совершенному как с нравственной точки зрения, так и с эстетической». К сожалению, в нашем материальном мире такие индивиды не встречаются, поэтому, опять же по Платону – «эта форма правления, к сожалению, невозможна.

Поэтому, дорогие читатели, не идите на поводу аффектной фразы Оскара Уайльда, что всякое искусство бесполезно. В сущности, искусство- это зеркало, которое отражает того, кто в него смотрится. Задумайтесь.

 
0
476
0