Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
02:13, 22 февраля 2010

ИТ-образование и Алтын Белгi

Blog post image

Статья не авторская, но когда-то меня коснулось то же самое, что обсуждается ниже, а именно то, что я не получил нагрудного знака Алтын Белгi, но поступил на грант КБТУ. Не мог не выложить её сюда. Спасибо Фуад Бею за откровение. Проблема давно наболевшая для школьников-олимпиадников, страдающих из-за Алтын Бельгийцев...

Blog post image

На постсоветском пространстве Казахстан является одной из самых успешных стран по уровню среднего и высшего образования. Не секрет, что во многом – это отголоски очень крепкой советской системы образования, особенно в области естественных наук.

Сегодня Казахстан является примером в области инвестиций в образование, в молодое поколение страны. Президентская программа Болашак является выдающимся проявлением государственной политики, нацеленной на десятки лет вперед. Инвестирование в человека, особенно в молодежь, было и будет выигрышным всегда.

Государство делает очень много в сфере демократизации образования, особенно высшего. Реформы имеют цель повышения качества образования, конкурентоспособности наших выпускников, главным образом в сфере технических наук, на мировом рынке интеллектуального труда. И успехи Казахстана в этом направлении очевидны. Только слепой не может увидеть этого.

В таком случае, казалось бы, какие проблемы? Казахстан – лидер Центральной Азии и одна из самых продвинутых стран в СНГ и не только в сфере образования.

Но так уж устроен этот мир. Человеку несвойственно останавливаться на достигнутом. Хочется улучшать имеющиеся и изыскивать новые механизмы совершенствования системы. Чем больше мы узнаем, чем успешнее мы развиваемся, тем более понимаем свои недостатки и ищем пути их устранения. Наши успехи всегда с нами, также как и наши недостатки. Как правило, если дела идут неплохо, мы не придаем им, недостаткам, значения. Нередки ситуации, когда успехи были бы гораздо более значимыми, если бы мы захотели смоделировать ситуацию без недостатков, которые видны всем, но почему-то мы не хотим или мы не в состоянии избежать последних по разным причинам, субъективным или объективным.

В этом ракурсе мне бы хотелось вкратце поделиться с читателем своими размышлениями по одной, на мой взгляд тревожной проблеме вузовского образования. В надежде, что это будeт началом полезной полемики. Говоря словами одного из моих выдающихся выпускников Константина Латуты - хороший способ посмотреть, что в голове творится как бы со стороны. Напишешь и уже легче. Как заметил великий Эйнштейн: "Те значительные вопросы, с которыми мы столкнулись, не решаются на том же самом уровне мышления, на котором мы их создали...".

Как человек имеющий 10-летний опыт работы в сфере высшего образования в РК (почти 8 лет в качестве зав кафедрой и декана ИТ факультета Университета имени Сулеймана Демиреля и более 2-х лет в качестве декана ИТ факультета Казахстанско-Британского технического университета) я имел возможность наблюдать за последствиями наших очень и не очень обдуманных решений и циркуляров.

Итак. Привилегии при поступлении в вузы вообще и, в частности, на ИТ специальности.

Ситуация в обычном вузе РК. Если один из ста поступивших первокурсников является обладателем Алтын Белгi (далее АБ), то это - событие и вуз гордится этим студентом и его выбором (на ИТ факультете в УСД и в МУИТ – это приблизительно 10 из 100). Будучи деканом в УСД я тоже гордился ими, хотя далеко не каждый из них оказывался креативным.

Ситуация в КБТУ. В 2009 году на 200 грантов мест подано заявлений только от обладателей АБ 384. Плюс еще призеры республиканских и международных олимпиад, не являющиеся обладателями АБ, плюс просто очень талантливая молодежь. В итоге именно в КБТУ я столкнулся с непростой и в определенном смысле печальной картиной, которую в других вузах Вы, дорогой читатель, никогда не увидите. В частности, на ИТ факультет на 80 мест по госгранту поступило больше 70 обладателей АБ (остальные – льготники: сироты, оралманы, сельская квота). Казалось бы, радуйся, декан: брендовый факультет, топ-студенты. А не хочу я подобного расклада. Не нужен он никому. Парадокс? Только на первый взгляд.

Известно, что подавляющее большинство призеров республиканских и международных олимпиад по физике, математике и информатике не являются обладателями АБ. Эту молодежь, как правило это 15-20 человек в год, мне приходится собирать в течение года и приглашать на бесплатное обучение в КБТУ. Подчеркиваю на грант КБТУ. Поскольку на госгрант сo своими 90 или 93 баллами из 100, которые присуждает им МОН РК без захода на ЕНТ, они не могут поступить на ИТ факультет. Нонсенс. Выпускник, призер международной олимпиады по информатике не может поступить по госгранту на ИТ факультет КБТУ, так как по типовым правилам МОН РК привилегиями пользуются прежде всего обладатели АБ.

Стандартная ситуация: на госгранте учится девушка, которая и в помине не слышала по чем фунт прованского масла в ИТ, зато является обладателем АБ. Ее привлекло громкое и с точки зрения маркетинга очень привлекательное название «Информационные системы». К второму году обучения выясняется, что ее выбор специальности был не самым правильным. В лучшем случае она проучится нормально до конца и будет даже отличницей, но с минимальным уровнем креатива в ИТ сфере. При этом - это я тоже увидел в КБТУ из-за массовости АБ-шников и нигде больше это Вы не увидите – обладатели АБ, в большей своей части, дети больные «оценкоманией». Эта болезнь, привитая им с школьной скамьи, как правило неизлечима, по признанию самих же АБшников. Кто их сделал такими – семья, школа, окружение? Да все вместе взятые. Уберите привилегии АБшникам и мы будем в их лице иметь нормально мыслящих здоровых детей.

С другой стороны, чистейший воды ИТ-шник даже с очень высокими баллами ЕНТ (я не говорю уже о талантливой инженерно мыслящей молодежи, которая никогда и думала об АБ) остается за бортом госгранта для КБТУ и поступает по госгранту (с стипендией) в другой вуз страны. И мне ничего не остается, как приглашать его на грант КБТУ (без стипендии). Просто приходится, мягко говоря, устраивать шоу перед ним, оставляя его без стипендии. Спасибо, что соглашается еще! Зная, что поступить в КБТУ, не имея АБ, простому смертному практически невозможно (будь ты хоть семи пядей во лбу), многие талантливые ребята просто обходят нас стороной. Опять нонсенс. Брендовый вуз страны, к которому близко не могут подойти способные ребята, за которыми охотятся не только другие вузы страны, но и известные российские вузы. Прошу быть правильно понятым! Я не против девушек в ИТ. У меня учатся девушки с феноменальными способностями. Но их 1-2 на 10 девушек. В то время как среди ребят этот показатель намного выше. Я против засилья девушек на ИТ факультете. На сегодня на первом курсе половина студентов ИТ факультета – это девушки. Прямо филфак какой-то! Да не загоняй Фуад бей под гранты КБТУ мощных ребят-олимпиадников, имидж ФИТа КБТУ был бы, мягко говоря, под большим вопросом. Поверьте, это реальная ситуация.

Вопрос. Кто виноват в подобной ситуации? Почему очень сильные ребята, прирожденные ИТшники, не могут попасть в КБТУ на госгрант, в то время как … Ответ: совершенно негибкие правила МОН РК, по которым выдаются привилегии обладателям АБ. В итоге один из лучших вузов страны оказался заложником однозначно отрицательных привилегий, предоставляемых со стороны МОН РК. КБТУ отказывают в приеме на наше усмотрение, и МОН РК обязывает – будешь принимать так, как я велю (правила сочиняет МОН РК). Да пусть он (она) докажет свое право учиться в одном из лучших вузов страны своими реальными знаниями, если угодно через настоящий конкурс не бумаг (я ни в коей мере не намерен принижать смысл и значение АБ).

Итак, по определению МОН РК, помимо социально значимых грантов (село, оралманы, инвалиды, сироты), привилегии располагаются следующим образом: 1. обладатели АБ; 2. Призеры республиканских и международных олимпиад (РО, МО) и конкурсов научных проектов (НП).

Я вижу несколько шагов изменения ситуации в лучшую сторону.

1. Отменить льготы при поступлении в вузы для обладателей АБ и призеров конкурсов НП. АБ должен приносить моральное удовлетворение (для родителей, будущих детей и внуков). Его можно поместить в домашний или школьный музей. Вузы могут приглашать обладателей АБ и призеров конкурсов НП на свои гранты по своему усмотрению.

2. Оставить льготы при поступлении в вузы для олимпиадников. Именно они приносят имиджевые дивиденды университетам. Это опыт КБТУ, это опыт УСД, это опыт практически любого нормально функционирующего ИТ факультета

3. Не нормировать количество грантов для КБТУ, открывая, тем самым, дорогу в один из лучших вузов страны для гораздо большего количества талантливой молодежи. Либо увеличить количество грантов для КБТУ как минимум в 2 раза.

Буду признателен всем читателям за любые отзывы по поднятой теме.Blog post image

Автор: Фуад Гаджиев

Декан Факультета Информационных Технологий Казахстанско-Британского технического университета.

Источник: http://www.uchi.kz/blog/it-obrazovanie-i-altyn-belgi-vozmet-li-razum-verkh-ili-komu-ne-idti-v-aiti

0