Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
13
03:01, 04 февраля 2013

Стратегия НЕ развития Казахстана + национальное НЕ единство = ?

Говорят, что нельзя идти вперед, оглядываясь все время назад. Тем не менее, иногда, все-же, следует посмотреть в прошлое, хотя бы для того, чтобы не повторять его ошибок в будущем.

В мире насчитывается свыше 3 тысяч различных народов, но при этом независимых государств всего около 200.

В настоящее время в различных странах мира проживают около 14 миллионов казахов. Из них, порядка 10,8 миллионов в Республике Казахстан.

Казахскому народу, в отличие от многих других, повезло. По воле Всевышнего у нас есть возможность жить и трудиться на родной земле, строить свое государство таким, каким мы мечтаем его видеть. Нам повезло, что государственная независимость и огромная, богатая территория нам достались без крови и страданий, войн и разрушений.

История распорядилась так, что в 1991 году Казахстан стал новым независимым государством. Для этого нам не пришлось браться за оружие или устраивать многотысячные акции протеста, проявлять героизм и нести жертвы. Все произошло неожиданно и достаточно мирно. Возможно именно по этой причине многие из нас не до конца понимают всей ценности свободы – свободы иметь свое государство. Не понимают не потому что плохи чем-то, а скорее потому, что не платили за это никакой цены. К сожалению, человек так устроен. Лишь утратив что-то близкое и по-настоящему важное, мы начинаем понимать всю его ценность.

Современный Казахстан – это не первая государственность в истории казахского народа. Когда-то у нас уже было собственное государство, именуемое Казахским ханством. Однако, к концу XIX века мы его потеряли, утратили возможность самостоятельно управлять им и стали частью более сильной и могущественной Российской империи.

Но почему это произошло? Почему казахи не смогли сохранить свободу и независимость?

Некоторые считают, что виной тому колониальная политика России, которая силой заставила нас отказаться от собственного государства. Другие называют в качестве основной причины вхождения в состав Российской империи угрозу со стороны Китая. Но давайте будем честны друг с другом. Не русские колонизаторы и не китайские императоры повинны в том, что Казахское ханство перестало существовать, а мы сами.

Вы никогда не задавались вопросом, почему Россия колонизировала именно Казахстан, а не, скажем, Германию? Почему Великобритания стала правителем Индии, а не соседней Франции, и почему по сей день одни страны доминируют, а другие идут у них на поводу?

Однажды, в истории кочевой цивилизации, к которой относилось и Казахское ханство, наступило время, когда ее уклад и образ жизни перестали отвечать требованиям времени. Старые технологии уже себя исчерпали, а новые не появились. Тем не менее, мы продолжали жить также, как и целыми столетиями назад, будто нарочно не замечая, что мир вокруг нас менялся. В период, когда европейцы пересекали океаны, открывая для себя новые культуры и земли, активно познавали мир, развивали торговлю, делали научные открытия, создавали и внедряли новые технологии во все сферы своей жизнедеятельности, включая и военную, мы продолжали пасти скот и воевать друг с другом за пастбища.

В свою очередь, когда-то платившие дань золотоордынским ханам русские княжества, сумев преодолеть многочисленные внутренние распри, объединились в единое государство и начали постепенно развиваться, заимствуя передовые зарубежные технологии.

Вскоре, Российская империя вошла в клуб могущественных европейских держав, а казахи утратили государственность.

Несколько веков назад, неспособность нашего народа идти в ногу со временем, развивать свои и активно заимствовать чужие технологии, а также постоянно возникавшие межжузовые и межродовые распри, превратили Казахское ханство в отсталое государство, ставшее легкой добычей для более сильных соседей. Тогда, наши предки не смогли вовремя перестроиться, сплотиться и создать по-настоящему сильное государство.

Сегодня, как и сотни лет назад, казахскому народу вновь улыбнулась фортуна, предоставив нам всем еще один шанс строить и создавать собственную страну.

Говорят, что история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса. В наших силах подтвердить или же опровергнуть данное утверждение.  Именно наши действия могут поднять Казахстан до немыслимых высот или толкнуть его в пропасть нищеты и отчаяния, только мы несем ответственность за будущие поколения, их здоровье и способность побеждать в этом сложном мире, в наших силах решать быть ли нации сильной или обречь ее на бессилие. Пришло время настоящего патриотизма, который бы выражался не в словах произнесенных вслух, но в гражданских поступках.

Современный мир стремительно меняется. Привыкшие за последние столетия к благополучию европейские нации постепенно утрачивают монополию на научные изобретения, высокие технологии. На сцену выходят новые игроки – Китай, Южная Корея, Сингапур, Индия. Активное развитие IT сферы и интернета создают немыслимые ранее возможности для людей учиться, создавать, обмениваться, сотрудничать, продавать и покупать. Вместе с этим растет и конкуренция. Чтобы выжить в этом мире, человеку необходимо постоянно совершенствоваться и доказывать, что он лучше того, кто дышит ему в спину. Мощь нации начинает определяться не силой оружия, а силой интеллекта ее граждан, их способностью изобретать и производить самые классные в мире продукты и услуги.

К сожалению, иногда у меня создается впечатление, что история Казахского ханства ничему не научила многих современных казахстанцев.

Где-то очень далеко каждый из нас понимает, что чтобы быть конкурентоспособным надо работать лучше и качественнее, постоянно учиться новому, внедрять современные технологии. Но делать это совсем не хочется. Иногда просто лень. Да и потом, зачем? Ведь и так «прокатывает».

Мы понимаем, что «в единстве - сила», но тем не менее часто тратим много времени и энергии на поиск вещей, которые нас разобщают, вместо того, чтобы находить то, что нас объединяет.

Молодого человека, владеющего казахским языком и придерживающегося традиций своего народа, но с трудом понимающего русский, некоторые с издевкой называют «мамбетом». Казахских парней и девушек, выросших в городах и не впитавших по воле судьбы в себя ни родного языка, ни традиций называют «шалаказахами», «манкуртами», а небезызвестный Мухтар Шаханов – представитель национальной интеллигенции, применил однажды по отношению к таким гражданам термин «калека».

В нашей стране очень мало казахстанцев, но зато много южан, северян и западных. Когда некоторые говорят «чимкентский», то подразумевают под этим не место откуда человек родом, а что-то другое. Мы часто делимся на жузы, но редко делимся улыбкой с прохожим и временем с близким. У нас есть верующие мусульмане и «бородачи», те у кого есть влиятельные родственники и те, у кого их нет, богатые и бедные, городские и аульские, живущие по закону и по «понятиям». И проблема даже не в том, что в Казахстане все такие разные, а в том, что эти различия между гражданами одной страны и представителями одной нации становятся основным критерием для определения «своих» и «чужих».

Искусственно созданные пропасти со временем становятся совсем как настоящие. Опасность разделения друг друга на различные группы заключается в том, что всегда найдется пара другая проходимцев, которые попытаются использовать это для достижения своих эгоистичных политических целей. В результате случаются разные социальные конфликты, которые вначале ведут к ослаблению государства, а потом… потом становиться слишком сложно, а порой и поздно что-то менять.

Пришло время, когда всем нам необходимо научиться по-новому строить отношения друг с другом.  Пора понять, что цивилизованность – это не признак слабости, а проявление культуры. Хватит искать врагов из вне, пора уничтожать их в самих себе.

               
13