• 1794
  • 0
  • 0
Нравится блог?
Подписывайтесь!

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Элементы технологии проектирования

Сущность понятия проектной деятельности основана на общепсихологическом понимании деятельности, которое сложилось в отечественной психологии, благодаря работам Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, В.Д.Шадрикова.

Организуя деятельность учащихся при выполнении проектов, рассматриваю трудовую и учебную деятельность как два этапа одной целостной деятельности. На первом этапе происходит становление деятельности. На втором  этапе приобретенные знания, умения и навыки должны выступить средством выполнения деятельности с качественным содержанием звеньев этой структуры, и на втором этапе уч-ся получают новые знания. Поэтому проектную деятельность я рассматриваю как учебно-трудовую.

В своей работе основываюсь на разработку творческих проектов Г.С.Альтшуллером.

В ходе применения технологии проектов выделяю три этапа: организационно-подготовительный, технологический, заключительный.

На организационно-подготовительном этапе перед ребятами ставлю проблему – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. Школьники должны осознать, зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни, какова основная задача предстоящей работы. Перед уч-ся четко ставлю цель – получение в итоге полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. На этом этапе ребята обобщают изученный материал, включая его в общую систему ЗУН. Завершает этот этап планирование технологии изготовления, где уч-ся осуществляют подбор инструментов и оборудования, определяют последовательность технологических операций, выбирают оптимальную технологию изготовления изделия.

На технологическом этапе уч-ся выполняют технологические операции, корректирует свою деятельность, производит самоконтроль и самооценку работы. Цель этого этапа – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Результат – приобретение ЗУН. Законченные технологические операции являются промежуточным результатом деятельности уч-ся на этом этапе.

На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Уч-ся производят экономические расчеты, анализируют проделанную работу, устанавливают, достигли ли оно своей цели, каков результат их

труда. В завершении всего уч-ся защищают свой проект (изделие) перед одноклассниками. Можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей уч-ся. Существенным моментом творческого характера учебно-трудовой деятельности  считаю обнаружение ребятами технического противоречия, возникновение проблемной

ситуации.

При определении содержания проектного обучения важным является вопрос правильного выбора объектов проектирования. Проект должен содержать в себе комплекс знаний, умений по пройденным темам, кроме того, необходимо реализовывать межпредметные связи, помнить о преемственности в обучении, об общественно-полезной или личностной значимости проекта. И, конечно, учитывать

индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические особенности, обеспечивать безопасные условия работы уч-ся.

Таким образом, можно выделить основные критерии выбора проектов:

  1. оригинальность;
  2. доступность;
  3. надежность;
  4. техническое совершенство;
  5. эстетические достоинства;
  6. безопасность;
  7. соответствие общественным потребностям;
  8. удобства в эксплуатации;
  9. технологичность;
  10. материалоемкость;
  11. стоимость.

В течение последних лет в моей практике сложились определенные направления творческих проектов уч-ся 5-8 классов: оформление классных стендов, изготовление инструментов и приспособлений для школьной мастерской (стамески, молотки), изготовление деревообрабатывающего станка, изготовление табурета кухонной утвари (разделочная доска, лопатки для переворачивания пищи), приспособлений для садово-огородных работ (черенки для лопат, металлические тяпки, детские лопатки для уборки снега), подвесов для плакатов, полок  для цветов, детских стульчиков, шкатулок для деталей, подсвечников, подарочных наборов.

Интересны творческие проекты, при выполнении которых требуются знания  по другим школьным дисциплинам.

Не менее значимым в применении технологии проектирования является оценивание результатов деятельности уч-ся. При выставлении оценок среди средних и особенно среди старших групп уч-ся отказываюсь от репродуктивных методов представления и присвоения знаний, от эксплуатации памяти в пользу стимулирования понимания, самостоятельного приобретения  и использования в практической деятельности  знаний по образовательной области «Технология».

Основными критериями оценки результатов проектирования при таком подходе становятся следующие:

  1. уровень понимания, усвоения задания, вопросов;
  2. уровень качества выполнения (объем, точность, тщательность);
  3. уровень понимания существа дела, аргументированность

принимаемых решений и ответов на вопросы, самокритичность;

  1. уровень творчества, потенциал, индивидуальность, устойчивость

мотивации.

Очень эффективно оценивание успешности освоения знаний и универсальных умений по результатам проектирования на публичной защите проектов, где оценку дает не только учитель, но и команда экспертов.

 
cut
2 февраля 2013, 14:14
421

Загрузка...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Только на 10-й раз он смог поступить в Кембридж! Герой с Кармакшинского района

Только на 10-й раз он смог поступить в Кембридж! Герой с Кармакшинского района

Свыше 10 известных университетов приглашают его обучаться за рубежом, но выбор будет оставаться за Сакеном. Он выберет обучение в The University of Edinburgh и отправится в эту удивительную страну...
socium_kzo
30 нояб. 2016 / 11:06
  • 11315
  • 10
Взгляд со стороны: Назарбаев глазами кыргыза

Взгляд со стороны: Назарбаев глазами кыргыза

В чем уникальность этой личности? В чем его успех или провалы? Эти вопросы требуют глубокой аналитики и исследований. Я же хочу рассказать о Нурсултане Абишевиче глазами рядового кыргыза...
maxes
1 дек. 2016 / 8:05
  • 5035
  • 17
Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Как сообщают новостные издания, в ближайшее время в Южном Казахстане 102 детям в возрасте 11-12 лет сообщат об их страшном диагнозе. Все эти дети были заражены ВИЧ, причём большинство было инфицировано по вине врачей.
openqazaqstan
2 дек. 2016 / 13:57
  • 4098
  • 4
Почему Дональд Трамп назвал Казахстан чудом. Президент подтягивается по географии

Почему Дональд Трамп назвал Казахстан чудом. Президент подтягивается по географии

Трамп и не подозревает, что 16 декабря 1991 Казахстан не создал, а восстановил свою национальную государственность. Иначе бы он упомянул не только 25 лет, а больше чем 550 лет казахской истории.
Stehlikova
2 дек. 2016 / 9:02
  • 4350
  • 88
Аэропорт Схипхол и Алматы. Смотришь на это и ощущение, что мы лет на тридцать отстали

Аэропорт Схипхол и Алматы. Смотришь на это и ощущение, что мы лет на тридцать отстали

Недавно пролетал через аэропорт Амстердама - Схипхол. Так как улетал из аэропорта Алматы, то не мог не начать сравнивать эти аэропорты.
Superkurt
30 нояб. 2016 / 10:09
  • 3512
  • 12
Мой личный опыт использования Astra Plat: мелочи в моем кармане заметно стало меньше

Мой личный опыт использования Astra Plat: мелочи в моем кармане заметно стало меньше

Давно ждал запуска электронного билетирования в общественном транспорте Астаны. В ноябре 2016 года этот день настал. Мой опыт насчитывает последние 2 недели и мне есть чем поделиться.
iamYerlan
1 дек. 2016 / 15:24
  • 3191
  • 12
Японец о Казахстане: «Ваши девушки уж сильно себе набивают цену...»

Японец о Казахстане: «Ваши девушки уж сильно себе набивают цену...»

"Мужчины должны у вас тут права качать, ибо их процент в вашей численности населения уступает проценту женщин". Я машинально начала уверять, что у нас в стране таковых не имеется...
Sapientia
5 дек. 2016 / 10:52
  • 3233
  • 54
Понять и простить: почему большинство стран бывшего СССР отказалось от амнистий

Понять и простить: почему большинство стран бывшего СССР отказалось от амнистий

Президент Назарбаев предложил амнистию для совершивших преступления небольшой тяжести несовершеннолетних, пожилых, женщин и других социально уязвимых категорий осуждённых.
openqazaqstan
30 нояб. 2016 / 13:45
  • 3027
  • 19
Как отдохнуть за 220$. Гоа – это не Индия: купил дешевую путевку и улетел!

Как отдохнуть за 220$. Гоа – это не Индия: купил дешевую путевку и улетел!

В Гоа я не первый раз. Очень многое знаю. Минус такой путевки только в том, что вы не сможете выбрать пляж и отель, но за такие смешные деньги – какая разница. Гоа – это не Индия.
fima
2 дек. 2016 / 11:32
  • 3025
  • 25