Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
02:14, 02 февраля 2013

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Элементы технологии проектирования

Сущность понятия проектной деятельности основана на общепсихологическом понимании деятельности, которое сложилось в отечественной психологии, благодаря работам Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, В.Д.Шадрикова.

Организуя деятельность учащихся при выполнении проектов, рассматриваю трудовую и учебную деятельность как два этапа одной целостной деятельности. На первом этапе происходит становление деятельности. На втором  этапе приобретенные знания, умения и навыки должны выступить средством выполнения деятельности с качественным содержанием звеньев этой структуры, и на втором этапе уч-ся получают новые знания. Поэтому проектную деятельность я рассматриваю как учебно-трудовую.

В своей работе основываюсь на разработку творческих проектов Г.С.Альтшуллером.

В ходе применения технологии проектов выделяю три этапа: организационно-подготовительный, технологический, заключительный.

На организационно-подготовительном этапе перед ребятами ставлю проблему – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. Школьники должны осознать, зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни, какова основная задача предстоящей работы. Перед уч-ся четко ставлю цель – получение в итоге полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. На этом этапе ребята обобщают изученный материал, включая его в общую систему ЗУН. Завершает этот этап планирование технологии изготовления, где уч-ся осуществляют подбор инструментов и оборудования, определяют последовательность технологических операций, выбирают оптимальную технологию изготовления изделия.

На технологическом этапе уч-ся выполняют технологические операции, корректирует свою деятельность, производит самоконтроль и самооценку работы. Цель этого этапа – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Результат – приобретение ЗУН. Законченные технологические операции являются промежуточным результатом деятельности уч-ся на этом этапе.

На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Уч-ся производят экономические расчеты, анализируют проделанную работу, устанавливают, достигли ли оно своей цели, каков результат их

труда. В завершении всего уч-ся защищают свой проект (изделие) перед одноклассниками. Можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей уч-ся. Существенным моментом творческого характера учебно-трудовой деятельности  считаю обнаружение ребятами технического противоречия, возникновение проблемной

ситуации.

При определении содержания проектного обучения важным является вопрос правильного выбора объектов проектирования. Проект должен содержать в себе комплекс знаний, умений по пройденным темам, кроме того, необходимо реализовывать межпредметные связи, помнить о преемственности в обучении, об общественно-полезной или личностной значимости проекта. И, конечно, учитывать

индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические особенности, обеспечивать безопасные условия работы уч-ся.

Таким образом, можно выделить основные критерии выбора проектов:

  1. оригинальность;
  2. доступность;
  3. надежность;
  4. техническое совершенство;
  5. эстетические достоинства;
  6. безопасность;
  7. соответствие общественным потребностям;
  8. удобства в эксплуатации;
  9. технологичность;
  10. материалоемкость;
  11. стоимость.

В течение последних лет в моей практике сложились определенные направления творческих проектов уч-ся 5-8 классов: оформление классных стендов, изготовление инструментов и приспособлений для школьной мастерской (стамески, молотки), изготовление деревообрабатывающего станка, изготовление табурета кухонной утвари (разделочная доска, лопатки для переворачивания пищи), приспособлений для садово-огородных работ (черенки для лопат, металлические тяпки, детские лопатки для уборки снега), подвесов для плакатов, полок  для цветов, детских стульчиков, шкатулок для деталей, подсвечников, подарочных наборов.

Интересны творческие проекты, при выполнении которых требуются знания  по другим школьным дисциплинам.

Не менее значимым в применении технологии проектирования является оценивание результатов деятельности уч-ся. При выставлении оценок среди средних и особенно среди старших групп уч-ся отказываюсь от репродуктивных методов представления и присвоения знаний, от эксплуатации памяти в пользу стимулирования понимания, самостоятельного приобретения  и использования в практической деятельности  знаний по образовательной области «Технология».

Основными критериями оценки результатов проектирования при таком подходе становятся следующие:

  1. уровень понимания, усвоения задания, вопросов;
  2. уровень качества выполнения (объем, точность, тщательность);
  3. уровень понимания существа дела, аргументированность

принимаемых решений и ответов на вопросы, самокритичность;

  1. уровень творчества, потенциал, индивидуальность, устойчивость

мотивации.

Очень эффективно оценивание успешности освоения знаний и универсальных умений по результатам проектирования на публичной защите проектов, где оценку дает не только учитель, но и команда экспертов.

 
0
180
0