• 1827
  • 0
  • 0
Нравится блог?
Подписывайтесь!

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Элементы технологии проектирования

Сущность понятия проектной деятельности основана на общепсихологическом понимании деятельности, которое сложилось в отечественной психологии, благодаря работам Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, В.Д.Шадрикова.

Организуя деятельность учащихся при выполнении проектов, рассматриваю трудовую и учебную деятельность как два этапа одной целостной деятельности. На первом этапе происходит становление деятельности. На втором  этапе приобретенные знания, умения и навыки должны выступить средством выполнения деятельности с качественным содержанием звеньев этой структуры, и на втором этапе уч-ся получают новые знания. Поэтому проектную деятельность я рассматриваю как учебно-трудовую.

В своей работе основываюсь на разработку творческих проектов Г.С.Альтшуллером.

В ходе применения технологии проектов выделяю три этапа: организационно-подготовительный, технологический, заключительный.

На организационно-подготовительном этапе перед ребятами ставлю проблему – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. Школьники должны осознать, зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни, какова основная задача предстоящей работы. Перед уч-ся четко ставлю цель – получение в итоге полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. На этом этапе ребята обобщают изученный материал, включая его в общую систему ЗУН. Завершает этот этап планирование технологии изготовления, где уч-ся осуществляют подбор инструментов и оборудования, определяют последовательность технологических операций, выбирают оптимальную технологию изготовления изделия.

На технологическом этапе уч-ся выполняют технологические операции, корректирует свою деятельность, производит самоконтроль и самооценку работы. Цель этого этапа – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Результат – приобретение ЗУН. Законченные технологические операции являются промежуточным результатом деятельности уч-ся на этом этапе.

На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Уч-ся производят экономические расчеты, анализируют проделанную работу, устанавливают, достигли ли оно своей цели, каков результат их

труда. В завершении всего уч-ся защищают свой проект (изделие) перед одноклассниками. Можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей уч-ся. Существенным моментом творческого характера учебно-трудовой деятельности  считаю обнаружение ребятами технического противоречия, возникновение проблемной

ситуации.

При определении содержания проектного обучения важным является вопрос правильного выбора объектов проектирования. Проект должен содержать в себе комплекс знаний, умений по пройденным темам, кроме того, необходимо реализовывать межпредметные связи, помнить о преемственности в обучении, об общественно-полезной или личностной значимости проекта. И, конечно, учитывать

индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические особенности, обеспечивать безопасные условия работы уч-ся.

Таким образом, можно выделить основные критерии выбора проектов:

  1. оригинальность;
  2. доступность;
  3. надежность;
  4. техническое совершенство;
  5. эстетические достоинства;
  6. безопасность;
  7. соответствие общественным потребностям;
  8. удобства в эксплуатации;
  9. технологичность;
  10. материалоемкость;
  11. стоимость.

В течение последних лет в моей практике сложились определенные направления творческих проектов уч-ся 5-8 классов: оформление классных стендов, изготовление инструментов и приспособлений для школьной мастерской (стамески, молотки), изготовление деревообрабатывающего станка, изготовление табурета кухонной утвари (разделочная доска, лопатки для переворачивания пищи), приспособлений для садово-огородных работ (черенки для лопат, металлические тяпки, детские лопатки для уборки снега), подвесов для плакатов, полок  для цветов, детских стульчиков, шкатулок для деталей, подсвечников, подарочных наборов.

Интересны творческие проекты, при выполнении которых требуются знания  по другим школьным дисциплинам.

Не менее значимым в применении технологии проектирования является оценивание результатов деятельности уч-ся. При выставлении оценок среди средних и особенно среди старших групп уч-ся отказываюсь от репродуктивных методов представления и присвоения знаний, от эксплуатации памяти в пользу стимулирования понимания, самостоятельного приобретения  и использования в практической деятельности  знаний по образовательной области «Технология».

Основными критериями оценки результатов проектирования при таком подходе становятся следующие:

  1. уровень понимания, усвоения задания, вопросов;
  2. уровень качества выполнения (объем, точность, тщательность);
  3. уровень понимания существа дела, аргументированность

принимаемых решений и ответов на вопросы, самокритичность;

  1. уровень творчества, потенциал, индивидуальность, устойчивость

мотивации.

Очень эффективно оценивание успешности освоения знаний и универсальных умений по результатам проектирования на публичной защите проектов, где оценку дает не только учитель, но и команда экспертов.

 
cut
2 февраля 2013, 14:14
431

Загрузка...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Я был удивлён, что в Азербайджане есть Казахский район

Я был удивлён, что в Азербайджане есть Казахский район

Мне как казаху по национальности очень хотелось туда попасть. Оказалось, что климат там намного суровей и люди, говорят, суровые и воинственные. Казах – город на западе Азербайджана...
alidimash
18 янв. 2017 / 21:50
  • 30933
  • 18
Многочасовые очереди, смерти в ЦОНах: почему вопросы об этом ставят парламентариев в тупик?

Многочасовые очереди, смерти в ЦОНах: почему вопросы об этом ставят парламентариев в тупик?

Ожидали ли депутаты Мажилиса всего этого? Как планировали этот процесс регистрации, и обсуждали ли его, прежде чем одним нажатием кнопки принять нормы с такими абсурдными временными рамками?
openqazaqstan
17 янв. 2017 / 14:32
  • 5305
  • 22
Астана глазами алматинских девушек. Как при таких погодных условиях можно выжить?

Астана глазами алматинских девушек. Как при таких погодных условиях можно выжить?

В спальных районах, и в высотных домах сквозь стены слышно завывание ветра. В особенности ночью. Такие звуки, я слышала, пожалуй, только по телевизору, в фильмах про метель.
Naomi_K
20 янв. 2017 / 12:36
Сильное ДТП произошло в Алматы на Тимирязева-Байзакова

Сильное ДТП произошло в Алматы на Тимирязева-Байзакова

NoComment (c) Официальный слоган EuroNews. Катастрофа на алматинской утренней трассе началась с того, что водители «Ниссана» и микровена ожидали сигнала светофора на запад по Тимирязева...
ibestreporter
17 янв. 2017 / 22:52
  • 3964
  • 5
Вейпинг безопасен? Эндрю Холл из США тоже так считал, пока что-то не пошло не так

Вейпинг безопасен? Эндрю Холл из США тоже так считал, пока что-то не пошло не так

Эндрю Холл из США считал, что вейпинг безопасен и усиленно убеждал в этом близких. Но как-то раз что-то пошло не так. Это результат взрыва хипстерского устройства - выбило 7 зубов + ожоги и раны...
Maxambet
17 янв. 2017 / 16:28
  • 4088
  • 52
Это поколение просрет страну. 20-летняя молодежь представляет из себя сказочных эльфов

Это поколение просрет страну. 20-летняя молодежь представляет из себя сказочных эльфов

Смотря в очередные пустые глаза вчерашнего студента, приходящего устраиваться на первую работу страшно становится. Потому что сравниваю с теми же китайскими студентами, которые готовы выгрызать себе мечту.
mbaitykov
18 янв. 2017 / 11:34
Становится хуже, но как-то постепенно. Беднеем, но тоже как-то не разом

Становится хуже, но как-то постепенно. Беднеем, но тоже как-то не разом

Помню, когда я уезжал и Казахстана, тут было довольно прилично, даже не смотря на то, что жить было невыносимо. Но прилично так. Мусора было меньше. Дороги чистили, вони почти не было. Да и в остальном тоже норм.
shootnix
18 янв. 2017 / 12:49
  • 3862
  • 36
Разрубить сирийский узел. Казахстан как миротворец сделает невозможное?

Разрубить сирийский узел. Казахстан как миротворец сделает невозможное?

Только что в Астане начались межсирийские переговоры. Событие это примечательно не столько содержанием и ожидаемыми результатами, а самим фактом.
openqazaqstan
вчера / 13:35
  • 3324
  • 12
Поправки в стиле «1937» не прошли. МИК отказалось от запрета анонимных комментариев

Поправки в стиле «1937» не прошли. МИК отказалось от запрета анонимных комментариев

Сегодня Министерство информации и коммуникаций исключило из законопроекта предложенные ранее нормы, предполагавшие «деанонимизацию» комментаторов и регистрацию блогеров.
openqazaqstan
20 янв. 2017 / 12:12
  • 2497
  • 22