Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
10
10:44, 30 января 2013

У плагиатора две музы: одну зовут Copy, другую — Paste. (А.Наданян)

 

Из серии наболевшего.

Недавно к нам центр направили студентов на учебную и производственную практику.   В ходе выполнения заданий, выявились основные проблемы образования в Казахстане. Рассмотрим одну - плагиат. Один из главных аспектов в создании контента – это недопустимость заимствования чьих-либо идей, выражений без изменений и без ссылки на источник. Казалось бы, очевидно, но работы студентов (благо, не всех, но большинство) не подтверждают сей очевидности. На вопрос что такое плагиат студенты 4 курса смогли ответить теоретически, однако на практике получилось в точности да наоборот; 3 курс поняли лишь после прочтения определения в википедии. Согласно их мнению, копипейстнуть и указать ссылку на источник - это общепризнанная практика подготовки материалов. Можно интерпретировать это как я сам вам расскажу, где я скопировал, не утруждайтесь. А еще, цитирую: “если я перефразирую, то это уже МОИ слова и ссылку на источник ставить не надо”. Вооружившись такой позицией, первую работу студенты сдали в виде пазла из разных источников без изменений. Я не хочу никого дискредитировать, ребята смышленые, просто матушка-лень временами мешает им пользоваться своими возможностями на полную мощь. Проблема не новая, и “своеобразное” представление о  качественном исследовании имеют не только наши двадцать студентов-практикантов, их гораздо больше. Многое уже говорилось, и причины такого поверхностного отношения к исследованиям в вузах тоже выяснялись. Одна сторона обвиняет преподавателей, которые не объясняют простые правила, которыми должны оперировать студенты в исследованиях. Другие указывают на низкую заинтересованность студентов в расширении знаний, когда можно “заслужить” оценки энными циферками на банкнотах. Безусловно, эти доводы имеют свое место. Проблема комплексная.

В данном случае программа на проверку плагиата могла бы в какой-то степени решить проблему, заставив большее количество студентов прилагать усилия в выполнении заданий. Не для сравнения, а для общей информации можно привести пример Великобритании. За нарушение академического кодекса этики (например, плагиат и даже само-плагиат больше 40%) студента могут исключить из британского учебного заведения с официальной процедурой выяснения причин и дальнейшего разбирательства. Плата за образование на туманном альбионе – деньги колоссальные, и вряд ли кто захочет быть исключенным. Эффект есть: даже ради проходного балла (40-50%) придется изрядно потрудиться в библиотеках, и не один день. Тем временем, по соседству с Казахстаном, в России, ситуация в области плагиата схожая с нами; но дискуссии, встречи студентов с ныне премьер-министром Д. Медведевым на протяжении нескольких лет дали свои плоды.  Программа антиплагиат была разработана и внедрена, и уже сейчас функционирует  портал antiplagiat.ru. У нас такая политическая воля пока не наблюдается. Министр образования Жумагулов против внедрения этой программы (парадокс). И это существенная преграда на пути к повышению качества вузовского образования. Министр убеждает, что найти первоисточник будет сложно, и возникнет неразбериха кто на самом деле у кого скатал. Может министр сам неуверен в своих работах...Но ведь это проблема не столь глобальна, чтобы игнорировать достаточно эффективную мировую практику в области соблюдения прав авторства и стимулировать студентов к более глубокому изучению предметов. Ранее мне было известно о программе антиплагиат по проверке англоязычных работ, но теперь благодаря одному из студентов, у меня и у всех практикантов есть очень удобная программа по проверке на плагиат. Можно проверять тексты как на русском так и на казахском языках. Программа указывает наличие совпадений в тексте на страницах в интернете. Ребята увидели наглядно где и сколько они скопировали (они, конечно, знали об этом, но когда показываешь отчет со ссылками на чужие статьи без изменений, благо, реакция следует рационального характера). Следовательно, работы студентов улучшаются, они для себя открывают что-то новое, повышается интерес к более глубокому изучению того или иного вопроса. Теперь у нас есть договоренность, что работы, уникальность которых составляет менее 75% не принимаются. Ребята проверяют себя и уверена они получат новые знания и навыки.

 

P.S. и с Вами поделюсь ссылкой на программу антиплагиат:

http://www.etxt.ru/antiplagiat/

 
 
 

 
10