Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
05:36, 21 ноября 2013

Дошкольная инклюзия — проект, достойный подражания!

Из истории развития включения (инклюзии):

Начало XX века - середина 60-х годов - «медицинская модель» способствует       сегрегации. В рамках «медицинской»  модели - человек с особыми потребностями - больной, ему необходим долговременный уход и лечение, которые лучше всего осуществлять в специальном учреждении.

Середина 60-х - середина 80-х годов - «модель  нормализации»  способствует частичной     интеграции детей. В рамках концепции «нормализации:

1) ребёнок  с особенностями развития имеет общие для всех детей потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей обстановке;

2) ребенок с особенностями развития, в первую очередь, - ребёнок и должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной;

3) лучшим местом для ребёнка является его родной дом, и обязанность местных властей – способствовать тому, чтобы дети с особенностями  развития воспитывались в своих семьях;

4) учиться могут все дети, а значит, всем им, с какими бы тяжелыми нарушениями они ни были, должна быть предоставлена возможность получить посильное обучение или академическое образование.

Модели «нормализации»:

1) преобразовались в модели, центрированные на семье;

2) не предполагают включения в социум детей с особыми потребностями, а направлены на их адаптацию в семье.

 

Середина 80-х годов – по настоящее время - «модель включения» - происходит попытка создания системы включения детей в обычную среду (инклюзия).

Модели «включения»

В рамках модели «включения» предполагается определенный уровень развития общества, обеспечивающий хорошо развитую систему поддержки семьи и наличие соответствующей правовой базы, и, главное, - признание того, что люди с особыми потребностями среди других членов общества – это норма, а не чрезвычайное событие

Контингент детей Центра «Кенес» с особыми образовательными потребностями, которые включаются нами в среду обычных детей:

1) ребенок с гипертензионно – гидроцефальным синдромом;

2) с миотоническим синдромом;

3) с двигательными нарушениями (ДЦП);

4) с хромосомной патологией (синдром Дауна).

Поскольку казахстанское общество не готово принимать в среду обычных детей всех детей с нарушениями развития, то в Центре «Кенес» разработали критерии включения, то есть,  у детей обязательно наличие трех составляющих компонента для их включения в среду обычных детей. Такой подход похволяет не оттолкнуть обычных детей от детей «особых»,  дает возможность детям с особыми образовательными потребностями в полном объеме участвовать в жизни коллектива групп дошкольного обучения;  обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия детей и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у детей способностей, необходимых для общения.

Принципы  включения (инклюзии), которых мы придерживаемся:

1) ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2) каждый человек способен чувствовать и думать;

3) каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4) все люди нуждаются друг в друге;

5) подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6) все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7) для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8) разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Основные результаты  включения (инклюзии):

1) у всех детей есть возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса;

2) адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов;

3) индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ребенка;

4) появляются возможности для обобщения и передачи навыков;

5) специалисты мультидисциплинарной команды распределяют обязанности в планировании, проведении и оценке мероприятий;

6) существующая процедура оценки эффективности позволяет периодически отслеживать динамику развития ребенка.

Включение (инклюзия) – это не интеграция.
Включение (инклюзия) – это больше, чем интеграция:

1) все дети  обучаются вместе;

2) работает мультидисциплинарная команда специалистов в помощь детям;

3) меняется атмосфера взаимоотношений между детьми (толерантность, доброжелательность);

4) уделяется внимание индивидуальным потребностям ребенка;

5) человеческие различия воспринимают как обычные;

6) дети получают возможность жить вместе с родителями.

Ценность каждого человека заложена в его природе, в его уникальности, как личности.  Если мы начнём относиться ко всем людям, признавая их  внутреннюю ценность и человеческие права, то люди с особыми потребностями смогут добиться в жизни значительных результатов.

Говорить о включении детей с особыми образовательными потребностями можно много, но без особой подготовки, без создания особых условий для развития таких детей, без реализации проекта «Раннее вмешательство для детей от рождения до 3 лет» на государственном уровне тема инклюзии так и останется на уровне пилотных проектов и разговоров.

 
2
954
0