Из истории развития включения (инклюзии):
Начало XX века - середина 60-х годов - «медицинская модель» способствует сегрегации. В рамках «медицинской» модели - человек с особыми потребностями - больной, ему необходим долговременный уход и лечение, которые лучше всего осуществлять в специальном учреждении.
Середина 60-х - середина 80-х годов - «модель нормализации» способствует частичной интеграции детей. В рамках концепции «нормализации:
1) ребёнок с особенностями развития имеет общие для всех детей потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей обстановке;
2) ребенок с особенностями развития, в первую очередь, - ребёнок и должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной;
3) лучшим местом для ребёнка является его родной дом, и обязанность местных властей – способствовать тому, чтобы дети с особенностями развития воспитывались в своих семьях;
4) учиться могут все дети, а значит, всем им, с какими бы тяжелыми нарушениями они ни были, должна быть предоставлена возможность получить посильное обучение или академическое образование.
Модели «нормализации»:
1) преобразовались в модели, центрированные на семье;
2) не предполагают включения в социум детей с особыми потребностями, а направлены на их адаптацию в семье.
Середина 80-х годов – по настоящее время - «модель включения» - происходит попытка создания системы включения детей в обычную среду (инклюзия).
Модели «включения»
В рамках модели «включения» предполагается определенный уровень развития общества, обеспечивающий хорошо развитую систему поддержки семьи и наличие соответствующей правовой базы, и, главное, - признание того, что люди с особыми потребностями среди других членов общества – это норма, а не чрезвычайное событие
Контингент детей Центра «Кенес» с особыми образовательными потребностями, которые включаются нами в среду обычных детей:
1) ребенок с гипертензионно – гидроцефальным синдромом;
2) с миотоническим синдромом;
3) с двигательными нарушениями (ДЦП);
4) с хромосомной патологией (синдром Дауна).
Поскольку казахстанское общество не готово принимать в среду обычных детей всех детей с нарушениями развития, то в Центре «Кенес» разработали критерии включения, то есть, у детей обязательно наличие трех составляющих компонента для их включения в среду обычных детей. Такой подход похволяет не оттолкнуть обычных детей от детей «особых», дает возможность детям с особыми образовательными потребностями в полном объеме участвовать в жизни коллектива групп дошкольного обучения; обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия детей и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у детей способностей, необходимых для общения.
Принципы включения (инклюзии), которых мы придерживаемся:
1) ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2) каждый человек способен чувствовать и думать;
3) каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4) все люди нуждаются друг в друге;
5) подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6) все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7) для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8) разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Основные результаты включения (инклюзии):
1) у всех детей есть возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса;
2) адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов;
3) индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ребенка;
4) появляются возможности для обобщения и передачи навыков;
5) специалисты мультидисциплинарной команды распределяют обязанности в планировании, проведении и оценке мероприятий;
6) существующая процедура оценки эффективности позволяет периодически отслеживать динамику развития ребенка.
Включение (инклюзия) – это не интеграция.
Включение (инклюзия) – это больше, чем интеграция:
1) все дети обучаются вместе;
2) работает мультидисциплинарная команда специалистов в помощь детям;
3) меняется атмосфера взаимоотношений между детьми (толерантность, доброжелательность);
4) уделяется внимание индивидуальным потребностям ребенка;
5) человеческие различия воспринимают как обычные;
6) дети получают возможность жить вместе с родителями.
Ценность каждого человека заложена в его природе, в его уникальности, как личности. Если мы начнём относиться ко всем людям, признавая их внутреннюю ценность и человеческие права, то люди с особыми потребностями смогут добиться в жизни значительных результатов.
Говорить о включении детей с особыми образовательными потребностями можно много, но без особой подготовки, без создания особых условий для развития таких детей, без реализации проекта «Раннее вмешательство для детей от рождения до 3 лет» на государственном уровне тема инклюзии так и останется на уровне пилотных проектов и разговоров.