место в рейтинге
  • 30528
  • 33
  • 35
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Дошкольная инклюзия — проект, достойный подражания!

Из истории развития включения (инклюзии):

Начало XX века - середина 60-х годов - «медицинская модель» способствует       сегрегации. В рамках «медицинской»  модели - человек с особыми потребностями - больной, ему необходим долговременный уход и лечение, которые лучше всего осуществлять в специальном учреждении.

Середина 60-х - середина 80-х годов - «модель  нормализации»  способствует частичной     интеграции детей. В рамках концепции «нормализации:

1) ребёнок  с особенностями развития имеет общие для всех детей потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей обстановке;

2) ребенок с особенностями развития, в первую очередь, - ребёнок и должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной;

3) лучшим местом для ребёнка является его родной дом, и обязанность местных властей – способствовать тому, чтобы дети с особенностями  развития воспитывались в своих семьях;

4) учиться могут все дети, а значит, всем им, с какими бы тяжелыми нарушениями они ни были, должна быть предоставлена возможность получить посильное обучение или академическое образование.

Модели «нормализации»:

1) преобразовались в модели, центрированные на семье;

2) не предполагают включения в социум детей с особыми потребностями, а направлены на их адаптацию в семье.

 

Середина 80-х годов – по настоящее время - «модель включения» - происходит попытка создания системы включения детей в обычную среду (инклюзия).

Модели «включения»

В рамках модели «включения» предполагается определенный уровень развития общества, обеспечивающий хорошо развитую систему поддержки семьи и наличие соответствующей правовой базы, и, главное, - признание того, что люди с особыми потребностями среди других членов общества – это норма, а не чрезвычайное событие

Контингент детей Центра «Кенес» с особыми образовательными потребностями, которые включаются нами в среду обычных детей:

1) ребенок с гипертензионно – гидроцефальным синдромом;

2) с миотоническим синдромом;

3) с двигательными нарушениями (ДЦП);

4) с хромосомной патологией (синдром Дауна).

Поскольку казахстанское общество не готово принимать в среду обычных детей всех детей с нарушениями развития, то в Центре «Кенес» разработали критерии включения, то есть,  у детей обязательно наличие трех составляющих компонента для их включения в среду обычных детей. Такой подход похволяет не оттолкнуть обычных детей от детей «особых»,  дает возможность детям с особыми образовательными потребностями в полном объеме участвовать в жизни коллектива групп дошкольного обучения;  обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия детей и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у детей способностей, необходимых для общения.

Принципы  включения (инклюзии), которых мы придерживаемся:

1) ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2) каждый человек способен чувствовать и думать;

3) каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4) все люди нуждаются друг в друге;

5) подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6) все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7) для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8) разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Основные результаты  включения (инклюзии):

1) у всех детей есть возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса;

2) адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов;

3) индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ребенка;

4) появляются возможности для обобщения и передачи навыков;

5) специалисты мультидисциплинарной команды распределяют обязанности в планировании, проведении и оценке мероприятий;

6) существующая процедура оценки эффективности позволяет периодически отслеживать динамику развития ребенка.

Включение (инклюзия) – это не интеграция.
Включение (инклюзия) – это больше, чем интеграция:

1) все дети  обучаются вместе;

2) работает мультидисциплинарная команда специалистов в помощь детям;

3) меняется атмосфера взаимоотношений между детьми (толерантность, доброжелательность);

4) уделяется внимание индивидуальным потребностям ребенка;

5) человеческие различия воспринимают как обычные;

6) дети получают возможность жить вместе с родителями.

Ценность каждого человека заложена в его природе, в его уникальности, как личности.  Если мы начнём относиться ко всем людям, признавая их  внутреннюю ценность и человеческие права, то люди с особыми потребностями смогут добиться в жизни значительных результатов.

Говорить о включении детей с особыми образовательными потребностями можно много, но без особой подготовки, без создания особых условий для развития таких детей, без реализации проекта «Раннее вмешательство для детей от рождения до 3 лет» на государственном уровне тема инклюзии так и останется на уровне пилотных проектов и разговоров.

 
Майра Сулеева Mayra_Suleyeva
21 ноября 2013, 17:36
667

Загрузка...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Только на 10-й раз он смог поступить в Кембридж! Герой с Кармакшинского района

Только на 10-й раз он смог поступить в Кембридж! Герой с Кармакшинского района

Свыше 10 известных университетов приглашают его обучаться зарубежом, но выбор будет оставаться за Сакеном. Он выберет обучение The University of Edinburgh и отправляется в эту удивительную страну...
socium_kzo
30 нояб. 2016 / 11:06
  • 10668
  • 10
Взгляд со стороны: Назарбаев глазами кыргыза

Взгляд со стороны: Назарбаев глазами кыргыза

В чем уникальность этой личности? В чем его успех или провалы? Эти вопросы требуют глубокой аналитики и исследований. Я же хочу рассказать о Нурсултане Абишевиче глазами рядового кыргыза или...
maxes
1 дек. 2016 / 8:05
  • 4233
  • 14
Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Как сообщают новостные издания, в ближайшее время в Южном Казахстане 102 детям в возрасте 11-12 лет сообщат об их страшном диагнозе. Все эти дети были заражены ВИЧ, причём большинство было инфицировано по вине врачей.
openqazaqstan
2 дек. 2016 / 13:57
  • 3710
  • 3
Когда на тебя смотрят как на говно. На работе многие считали, что они выше меня уровнем

Когда на тебя смотрят как на говно. На работе многие считали, что они выше меня уровнем

Дело было летом 2012 года. Мне было почти 20 лет, жил я от сессии до сессии довольно весело. В голове машины, клубы, тёлки. Жизнь размеренная и неторопливая. Вдруг мне приходит в голову идея...
almatinec_92
28 нояб. 2016 / 16:57
Почему Дональд Трамп назвал Казахстан чудом. Президент подтягивается по географии

Почему Дональд Трамп назвал Казахстан чудом. Президент подтягивается по географии

Трамп и не подозревает, что 16 декабря 1991 Казахстан не создал, а восстановил свою национальную государственность. Иначе бы он упомянул не только 25 лет, а больше чем 550 лет казахской истории.
Stehlikova
2 дек. 2016 / 9:02
  • 3638
  • 86
О переименовании столицы: Казнет не зря взорвался едкими комментариями

О переименовании столицы: Казнет не зря взорвался едкими комментариями

Сеть облетело очень символичное видео, где г-ну Султанову в ходе пресс-конференции прямо задают этот вопрос. «Вы советовались с народом?!» – спрашивают его журналисты. На что депутат так и не смог вразумительно ответить.
openqazaqstan
28 нояб. 2016 / 14:35
  • 3451
  • 15
Мой личный опыт использования Astra Plat: мелочи в моем кармане заметно стало меньше

Мой личный опыт использования Astra Plat: мелочи в моем кармане заметно стало меньше

Давно ждал запуска электронного билетирования в общественном транспорте Астаны. В ноябре 2016 года этот день настал. Мой опыт насчитывает последние 2 недели и мне есть чем поделиться. Она не...
iamYerlan
1 дек. 2016 / 15:24
  • 2926
  • 11
Аэропорт Схипхол и Алматы. Смотришь на это и ощущение, что мы лет на тридцать отстали

Аэропорт Схипхол и Алматы. Смотришь на это и ощущение, что мы лет на тридцать отстали

Недавно пролетал через аэропорт Амстердама - Схипхол. Так как улетал из аэропорта Алматы, то не мог не начать сравнивать эти аэропорты.
Superkurt
30 нояб. 2016 / 10:09
  • 3084
  • 12
Понять и простить: почему большинство стран бывшего СССР отказалось от амнистий

Понять и простить: почему большинство стран бывшего СССР отказалось от амнистий

Президент Назарбаев предложил амнистию для совершивших преступления небольшой тяжести несовершеннолетних, пожилых, женщин и других социально уязвимых категорий осуждённых
openqazaqstan
30 нояб. 2016 / 13:45
  • 2791
  • 19