Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
22:51, 22 января 2013

Почему при слове «алименты» нам должно быть страшно?!

На сегодняшний день в Республике Казахстан в случаи расторжения брака именно несовершеннолетние дети оказываются в наиболее уязвимом положении. Так же не секрет, что алиментные правоотношения носят достаточно конфликтный характер. Но все, же судебные споры в этой сфере семейных правоотношений должны всегда находить правильное решение, так как от этого зачастую зависит обеспечение жизненных нужд ребенка.

Согласно данным, приведным в докладе Агентства РК по статистике, в январе-декабре 2010 года казахстанцами было заключено 146 443 брака против 140 386 браков годом ранее. При этом в 2010 году в республике было зафиксировано 41 617 разводов против 39 257 разводов годом ранее.

Соответственно, каждый третий брак заканчивался разводом. Также учитывая предыдущие года, наблюдается отчетливый тренд увеличения числа разводов. То есть на 6,8%, что составляет 37,5 тыс. (35,1 тыс. за аналогичный период 2010г). Данная тенденция подтверждается и в отчетах Агентства РК по статистике и за 2011 год, так количество разводов в сравнении с 2010 годом увеличилось на 7,8%.

Данная статистика еще раз подтверждает важность проблем защиты прав и интересов детей при разводе, путем совершенствования алиментного законодательства РК.

Далее как показываем практика очень велико число неплательщиков алиментов, так на данный момент в Казахстане около 90 тысяч родителей не платят своим детям алименты, вследствие чего более 100 тысяч детей не получают средства на свое содержание.

Но как не странно, так, же наблюдается парадоксальная ситуация. По результатам исследования проводимых ОЮЛ «Союз кризисных центров Казахстана» и общественным фондом «Амансаулык», большую часть неплательщиков составляют именно работающие граждане, а не безработные. Поэтому утверждение, что не платят алименты, потому что нет средств, а нет средств потому, что нет работы, на сегодняшний день в основном ошибочны.

Что же касается размера алиментов, то данный вопрос регулируется статьей 139 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», согласно которой размер алиментов взимаемых с родителей ежемесячно в размере составляют:

- на одного ребенка - одной четверти,

- на двух детей - одной трети,

- на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.

Но при осуществлении процедур по взысканию алиментов и исполнении их на практике возникают огромное количество трудностей и проблем, решение которых занимают значительное количество времени, что естественно сказывается на ухудшении материального состояния ребенка.

Так большинство предприятий, на которых заняты ответчики – частные, а для частных лиц важен бухгалтерский баланс, объем налогов (хотя бы тот факт, что социальных налог с каждого зарегистрированного работника составляет определенный процент, налагаемый не на заработок работника, а уплачиваемый работодателем с общей прибыли). В этой связи некоторые руководители преднамеренно занижают фактически получаемый доход ответчика.

Получается, к примеру, по документам ответчик зарабатывает 20000 тенге, хотя фактически ответчик получает 80 – 100 тысяч тенге в месяц. Таким образом, получается, что база наложения алиментов на одного ребенка составляет не 80000 тенге, а 20000 тенге, что, соответственно, ежемесячно составляет, т.е. не 27000 тенге, а 5000 тенге. Заметьте, разница существенная - в 22000 тенге, то есть в более чем в четыре раза.

Вторая проблема напрямую связана с первой. Выражая свое несогласие так называемому «несправедливому решению суда», должник всячески старается укрыться от уплаты алиментов. В этом случае судебному приставу-исполнителю приходится применять кардинальные меры воздействия, начиная с обращения взыскания на имущество должника до привлечения его к уголовной ответственности.

Выиграть в суде иск о взыскании алиментов не сложно, а вот взыскать реальные средства крайне проблематично, если должник уклоняется от выплаты алиментов. Должники уклоняются от работы, и заставить их работать нельзя, скрывают реальный доход, представляя фиктивные справки, занижая сумму фактических заработков.

Нередки случаи, когда «бывший» супруг нигде не работает, алименты не платит на протяжении нескольких лет. Так же очень часто «бывший» супруг занимается предпринимательской деятельностью, а официально работает в какой-либо фирме, выплачивая алименты в минимальном размере.

Не является секретом факт получения работниками различных специальностей неучтенных денежных средств, с целью ухода от налогообложения, а заодно и от алиментов (так называемая «черная наличка», когда по ведомости человек получает, например, семнадцать тысяч тенге в месяц, а на самом деле эта сумма может превышать в несколько десятков раз).

На практике так де велик процент частных предприятий вообще не регистрирующих работников по тем же причинам, либо по просьбе ответчика, как для сокрытия реального дохода, так и в целях получения фактически заработанных денежных средств, без вычета подоходного и пенсионного налогов.

Тогда возникает другая проблема: как определить доход ответчика? Без официально представленных документов ответчик считается безработным, и сумма дохода определяется из других факторов, при этом она в основном существенно ниже реальной.

При существовании указанных ситуаций проблемой алиментных отношений становится еще только подача заявления на назначение алиментов. Если же на личной беседе с судьей, ведущим процесс о назначении алиментов, истец заявит о сложившейся ситуации, судья имеет право принять заявления без документа о средней заработной плате ответчика за последний год.

Тогда возможны несколько вариантов, во-первых, суд запросит справку о среднемесячной заработной плате у работодателя и главный бухгалтер не имеет права ссылаться на закрытость информации о работнике, если говорить об отказе работодателя выдать справку.

Во-вторых, суд признает ответчика временно безработным и будет устанавливать доход, исходя из ставок по нормативно-правовым актам, в случае не регистрации работника.

В-третьих, опять же признает его временно безработным, в случае занижения дохода, та как вопрос расхождения фактически выплачиваемых сумм и сумм начисления дохода работника не относится к компетенции суда. А рассматривается финансовой полицией первоначально, и в случае установления факта неправильности предоставления налоговой отчетности, перевода дела в суд как уголовной ответственности по уклонению от уплаты налогов, либо неправильности ведения бухгалтерского учета.

В таком случае, ответственность ляжет на руководителя предприятия, либо главного бухгалтера, а для истца возможность определения фактического дохода работника (ответчика по заявлению) представляется минимальной, практически невозможной.

Только после вынесения решения суда о неправильности предоставления документации предприятием, возможно, обращаться с запросом о фактическом заработке отдельно взятого работника. Опять же возникает вопрос: кто добровольно определит, подпишет документ о реальном заработке?!

На практике в случае если родитель получает минимальную заработную плату, так например, согласно закону РК «О республиканском бюджете на 2012-2014 годы» с 1 января 2012 года она составляет 17 439 тенге, и в то же время он является плательщиком алиментов на 3-х и более детей. То в данном случае сумма алиментов после вычета социальных отчислений из зарплаты должника составит около 7 000 – 7500 тенге, что в пересчете на троих детей это составит около 2500 тенге на 1 ребенка в месяц, в случае если 4 детей, то около 1800 тенге в месяц на 1 ребенка соответственно. Данные цифры вообще не сопоставимы с реальными нуждами ребенка.

Поэтому предлагается внести изменения в бюджетное законодательство, в частности наряду с минимальной заработной платой и прожиточном минимуме, ввести величину минимального объема средств необходимого для содержания ребенка. Для получения этого показателя предлагается провести комплексные исследования по изучению реальных потребностей ребенка.

Данная величина должна складываться не только из минимальных расходов в питании и одежде, но и из затрат на школьные принадлежности, в том числе книги, питание в школьных столовых, также доли коммунальные услуги оплачиваемых родителем проживающим ребенка.

Данная сумма должна ежегодно обновляться, с учетом таких показателей как инфляция, и быстро реагировать на складывающуюся ситуацию в экономике страны.

Поэтому предлагается внести дополнения в Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», установив минимальный размер алиментных платежей на одного ребенка. Другими словами ввести минимальный порог величины алиментов, основывающийся на исследованиях потребностей ребенка.

В случае если несколько детей данная величина также должно быть дифференцируема. Например, пусть за минимальны размер алиментов на одного ребенка возьмем «x», но если детей двое, не обязательно платеж должен быть не меньше «x+x», а если трое, то не меньше «3x». Данные суммы должны меняться тоже системно, и дифференцироваться в зависимости от количества детей. Так как на практике расходы на содержание 2 детей в одной семье, в сумме меньше содержания одного ребенка в одной семье и второго ребенка в другой семье. Все данные возникающие аспекты нуждаются в тщательном исследовании.

Во-вторых, предлагается ввести верхнюю границу величины алиментных платежей. То есть в случаях, если нет соглашения об уплате алиментов, и алименты взыскиваются в судебном порядке, и так же если одна четверть заработка плательщика, на одного ребенка, должника превышает максимальную величину,  то разница будет отчисляться в бюджет, а выплачиваться только максимальная величина.

Либо данные средства, возможно, отчислять в созданный специальный фонд. Средства, из которого могут идти на платежи тем детям, родители которых по другим причинам не осуществляют содержание. Либо могут быть одной из составляющих заработной платы судебных исполнителей либо их поощрение.

Тем самым в случаи, если должник имеет значительный доход, он будет заинтересован в составлении соглашения об оплате алиментов. Так как государству в этом случае он ничего не будет отдавать, а так же уменьшит нагрузку на исполнительные органы.

Так же учитываю уже введенные положения, согласно которым неплательщик алиментов не может выехать за границу, при наличии у него долга, нужно данную практику всесторонне развивать. Поэтому предлагается постепенно отходить от практики, при которой, судебный исполнитель должен искать ответчика, устанавливать место работы, и получаемую заработную плату должника.

Данная система показывает очень низкий КПД, при условии больших затрат со стороны государства, на зарплату тех же сотрудников и иные расходы возникающие при данном делопроизводстве. Целесообразным кажется введение ряда мер, суть которых заключается в том, что при наличии алиментной задолженности вводятся ограничения при покупке или продаже имущества, либо отказ в регистрации будь то движимая или недвижимая собственность, а конкретнее:

a) ограничение в регистрации прав на недвижимость, то есть в случаях, если лицо не платит алименты, то оно не может продать или купить недвижимость и при обращении в соответствующие органы, ему будет отказано в регистрации прав на недвижимость.

б) при процедурах регистрации автотранспорта в структурах Комитета дорожной полиции МВД Республики Казахстан, необходимо наличие подтверждения об отсутствии задолженностей об алиментах.

Так как, проще говоря, если у тебя есть деньги купить недвижимость или автотранспорт, почему же ты не выполняешь родительские обязанности по обеспечении своих детей!?

Но данное нововведение не должно быть в виде получения, какой либо справки в определенном органе. Так как это будет способствовать раздутию и без того «не маленького» бюрократического аппарата страны. А также будет лишним препятствием для тех, кто исправно платит алименты, или вообще не имеет алиментных обязательств.

Данное ограничение должно иметь вид разрешительного действия. То есть каждый служащий должен сам с помощью информационной системы выяснить имеется ли задолженность обращающегося к нему лица. В эпоху информатизации, при наличии современных баз данных данная процедура займет всего лишь несколько секунд.

Резюмирую вышесказанное, отмечаем, что необходим плавный переход от создания все новых, и новых карательных меры, к увеличению  ограничительных.

Для введения всех данных решений необходимо создание единой информационной системы, работающей на основе базы всех неплательщиков алиментов. Которая должна тесно взаимодействовать с системой электронного правительства Республики Казахстан.

Так любой регистрирующий или иной орган, по одному щелчку мыши, будет иметь возможность  получить информацию, о том, имеется ли алиментная задолженность у данного лица. Тем самым создать «почву»,  при которой не платить алименты станет не только «не выгодно», но и крайне проблематично.

Главной целью перечисленных нововведений является, прежде всего, добиться точного и своевременного исполнение алиментных обязательств, что является так же в свою очередь гаран­тией охраны интересов материнства, отцовства и детства.

И поэтому, принимая в нашей стране меры по охране прав материнства и детства, являются выражением кон­ституционного принципа защиты семьи государством.

 
0
961
1