Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
04:20, 22 января 2013

Запрос: О создании Единого портала для общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов

Министру юстиций Республики Казахстан

оглашен 03.10.2012 года

Выступая на открытии второй сессии Парламента, Глава государства заявил о необходимости принятия простых и понятных законов. В рамках намеченной социальной модернизации нам потребуется существенно пересмотреть социальное законодательство и обеспечить его прозрачность.

Blog post image

В настоящий момент на сайте Министерства юстиции Республики Казахстан создана электронная база данных по разрабатываемым законопроектам, которая позволяет пользователям оставлять свои комментарии. Вместе с тем, активность обсуждения пока очень низкая: по многим законопроектам предложения вовсе отсутствуют. Кроме того, данная база не включает в себя проекты подзаконных нормативных правовых актов. Подзаконные нормативно-правовые акты выкладываются на сайтах государственных органов, однако обсуждения по ним практически не проводятся. Ограничение доступа к проектам нормативно-правовых актов и их разбросанность является препятствием для пользователей, желающих внести свои предложения.

Таким образом, целесообразно создать Единый портал для общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов. Такой портал мог бы стать диалоговой площадкой государственных органов с гражданами. Любой желающий мог бы выразить свое мнение по каждому проекту. При этом ему не надо было посещать сайт каждого министерства в поисках интересующей его темы. Более того, необходимо обязать государственные органы в обязательном порядке рассматривать каждое предложение.

Система общественной экспертизы проектов НПА практикуется во многих странах и позволяет привлекать к обсуждению широкий круг населения.  Например, в Российской Федерации в начале этого года был создан портал «Открытое Правительство». За это время на портале ведется достаточно активное обсуждение, представлено почти 2000 авторских редакций законопроектов.

Многие замечания и предложения позволяют исключить нормы, оказывающие негативное влияние на общество, уже на стадии подготовки нормативных актов. Большое значение такой портал имел бы для наших бизнесменов. Нам предстоит реформировать нашу разрешительную систему, ожидается вступление Казахстана в ВТО. В этом аспекте обратная связь с предпринимателями просто необходима.

Кроме того, в своей программной статье Президент отметил проблему правового нигилизма молодежи. Создание единого портала общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов позволит повысить интерес молодежи к нормотворческому процессу. Для этого возможно проводить различные конкурсы: за самое конструктивное предложение, за лучший проект НПА и т.д.

Blog post image

Исходя из вышеизложенного, просим Вас рассмотреть вопрос запуска Единого портала общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов. Также необходимо принятие Правил проведения общественного обсуждения в сети интернет в целях закрепления обязанности государственных органов рассматривать направленные им предложения. Повышение прозрачности нормотворческого процесса, создание обратной связи государственных органов с населением поможет нашим чиновникам лучше разобраться в вопросах, которые волнуют простых казахстанцев.

О результатах рассмотрения и принятых мерах просим информировать письменно, в установленные законодательством сроки.

С уважением, Члены Фракции «Народные коммунисты»                   Т.Омурзаков

В.Косарев

Т.Кенжин

Ж.Ахметбеков

Б.Сорокин

Г.Баймаханова

А.Конуров

ОТВЕТ

Рассмотрев Ваш запрос относительно создания Единого портала для общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов, Министерство юстиции Республики Казахстан (далее – Минюст) сообщает следующее.

В Минюсте с 2010 года существует электронная база законопроектов. Данная база законопроектов размещена на сайте Минюста и доступна для всех граждан. Электронная база включает в себя подробную информацию по каждому законопроекту, начиная с момента его разработки до принятия Парламентом и направления на подпись Главе государства. Любой гражданин имеет возможность высказать свои предложения по разрабатываемым законопроектам.

Вместе с тем отмеченная Вами низкая активность обсуждения законопроектов имеет место. Это связано, на наш взгляд, с тем, что существующая база законопроектов не совсем удобна в использовании, поскольку пользователю доступны тексты законопроектов в статистике, но не в динамике, а также отсутствует их взаимоувязка с действующей законодательной базой.

Мы планируем эту проблему устранить путем интеграции баз законов и законопроектов в единую базу, а также формирования «Досье законопроекта» в ИПС «База данных нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет».

Разработка соответствующего сервиса запланирована в 1 квартале
2013 года в электронном виде. Это позволит всем субъектам законодательного процесса, а также гражданам практически в онлайн режиме отслеживать все поправки.

Министерство юстиции Республики Казахстан как координатором законопроектной работы Правительства Республики Казахстан проводится работа по обеспечению прозрачности законопроектной деятельности.

Относительно размещения на Едином портале проектов подзаконных нормативных правовых актов отмечаем, что в соответствии с пунктом 34-1 Регламента Правительства Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года № 1300 (далее – Регламент), государственный орган - разработчик в течение семи рабочих дней со дня направления проекта постановления на согласование в заинтересованные государственные органы на своем интернет-ресурсе размещает проект постановления, пояснительную записку и другие необходимые документы к нему.

Таким образом, ответственность по обеспечению прозрачности предлагаемых для принятия Правительством решений возложена на уполномоченные органы-разработчики таких проектов. Минюст, в свою очередь, в соответствии с пунктом 36 Регламента является ответственным за проведение юридической экспертизы проектов таких нормативных правовых актов на предмет соответствия Конституции, законодательным актам, актам Президента, Правительства и Премьер-Министра.

Требование о размещении проектов подзаконных актов на интернет-ресурсе уполномоченных органов обусловлено значительным количеством таких актов, краткими сроками разработки и принятия подзаконных актов, а также частым внесением изменений в проекты при их согласовании с заинтересованными государственными органами. Кроме того, вопросы, регулируемые подзаконными актами, носят узкий отраслевой характер.

В этой связи размещение проектов подзаконных актов на едином портале, на наш взгляд, создаст неудобство для их изучения и обсуждения.

Относительно принятия Правил проведения общественного обсуждения в сети интернет сообщаем, что действующее законодательство уже регламентирует обязательность учета общественного мнения по результатам обсуждения проектов законов в сети Интернет. Так, в соответствии с подпунктом 9-1) пункта 95 Регламента, вносимые в Канцелярию материалы по законопроекту должны содержать подготовленную на государственном и русском языках справку о результатах обсуждения законопроекта (законопроектов) в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет, и учета общественного мнения при их доработке, полистно парафированную руководителем государственного органа-разработчика законопроекта.

В этой связи полагаем, что необходимость в разработке отдельных Правил проведения общественного обсуждения в сети Интернет также отсутствует.

 
0
361
0