место в рейтинге
  • 374955
  • 503
  • 39
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Дамоклов перст над Кок-жайляу

Горнолыжный проект к югу от Алматы не получил одобрения общественности

Казахстан стремится стать туристической державой. Большие надежды возлагаются на создание горнолыжного курорта мирового класса в окрестностях Алматы. В настоящее время разрабатывается проект крупного горнолыжного курорта «Кок-жайляу», который планируют построить в одноименной горной долине к югу от Алматы, а также в окрестностях Большого Алматинского озера. Проект спорный, но его авторы считают, что он себя оправдает. Предполагается, что комплекс будет принимать более 10 000 лыжников в день. Из бюджета на него планируют выделить не менее 112 млрд. тенге. Однако общественные слушания показали, что у этого проекта много противников. Причем это не только экологи, но и эксперты в горном строительстве, известные лыжники и обычные горожане. Устоит ли последний островок дикой природы в окрестностях Алматы, который и так  входит в число самых экологически неблагополучных городов мира?

История вопроса

Мы уже рассказывали о разных точках зрения на проект комплекса «Кок-жайляу». В акимате Алматы убеждены, что это самое удобное место для подобного строительства. Экологи выступают против любого строительства на территории Иле-Алатауского нацпарка, в состав которого входят Кок-жайляу и Большое Алматинское озеро. Есть и третья точка зрения – строить горнолыжный комплекс нужно, но не на Кок-жайляу, а в Тургеньском ущелье. Тем более что 25 лет назад советскими и европейскими специалистами было проведено серьезное исследование Заилийского Алатау, и Тургеньское ущелье было признано лучшим местом для создания горнолыжного комплекса мирового уровня. Этот проект осуществлялся при активной поддержке и участии Нурсултана Назарбаева. Откуда же появился проект «Кок-жайляу»? Мы решили изучить историю вопроса.

В ноябре 1988 года официальная казахстанская пресса сообщила: «16 ноября в посольстве СССР во Франции состоялось подписание протокола-согласия о подготовке совместной казахстанско-французской концепции и реализации спортивно-туристического горного многоцелевого комплекса, отвечающего мировому уровню, расположенного вблизи г. Алма-Аты в урочище Каскелен. Протокол подписали: председатель совета директоров, президент компании «Сосьете Оксильер Д’ Антреприз» (САЕ) Жан-Клод Жамм и управляющий трестом «Промдорстрой» Б. П. Яглинский. На торжественной церемонии подписания присутствовали Председатель Совета Министров Казахской ССР Н. А. Назарбаев и посол СССР во Франции Я.П. Рябов». Позже после более детального исследования Заилийского Алатау участники проекта пришли к выводу, что самым подходящим местом для строительства комплекса является плато Ой-Карагай в верховьях Тургеньского ущелья в 100 километрах к востоку от Алматы. Там можно построить более 10 трасс для скоростного спуска и сотни трасс для других горных дисциплин, причём международного уровня. К примеру, сегодня в Казахстане есть лишь одна трасса скоростного спуска на Чимбулаке.

Тургеньский комплекс не угрожает экологии Алматы и позволяет создать высокогорные трассы и для беговых лыж, что стало бы важным конкурентоспособным преимуществом Казахстана. В связи с этим решением правительства предстоящее строительство комплекса было перенесено из Каскеленского в Тургеньское ущелье. Под непосредственным патронажем Н. А. Назарбаева специалисты Франции, Испании, Андорры и других стран совместно с казахстанскими коллегами в 1988-90 гг. провели огромный объём предпроектных исследований и вплотную подошли к реализации проекта.

Но случился форс-мажор - развал СССР. Иностранные партнёры не рискнули вкладывать в проект свои капиталы. Его реализацию отложили до лучших времён. В 90-х годах все известные личности из кагорты казахстанских горнолыжных авторитетов (Д. Богуспаев, П. Дельвер, В. Наумов, К. Абъеманов, А. Артёменко, М. Елисеева, С. Абыскалов, А. Бурдилов) направляли З. Нуркадилову, В. Храпунову, Т. Досмухамбетову письма в поддержку Тургеньского варианта.

Наши дни

Накануне нового тысячелетия глава государства Н. А. Назарбаев публикует на английском и русском языках программную статью «Разбудить горы». В ней, в частности, Нурсултан Абишевич заявил, что нужны горнолыжные центры (зимние курорты) нового поколения, вобравшие в себя «свежие мысли и новейшие достижения цивилизованного мира»… «Это невозможно пока сделать в массовом масштабе, но для начала в одном только Тургене – можно. И клиент придёт. Обязательно придёт. Гарантом тому служит уникальная природная среда…» (журнал DIDAR №1, 1998).

В апреле 2003 года глава государства принял заслуженного строителя Казахстана, лауреата Государственной премии СССР Бориса Яглинского. На встрече речь шла о развитии спортивного комплекса «Медеу» и о подготовительных работах по программе «Тургень». Нурсултан Абишевич не ограничился личным рассмотрением и одобрением предложенных программ и поручил Агентству РК по туризму и спорту, Национальному Олимпийскому Комитету РК рассмотреть их более детально. Агентство и НОК дали положительные заключения и по Тургеню, и по Медеу: «Представленные материалы, по мнению Агентства, заслуживают высокой оценки и не имеют альтернативных вариантов. Специалисты Агентства не находят в программах и предложениях каких-либо слабых мест…». По оценке НОК РК: «Особо высокой оценки заслуживает предложенная автором концепция по реализации программы «Тургень», многократно повышающая шансы Алматы стать победителем среди претендентов на проведение высших спортивных форумов и одним из популярных центров международного туризма. Что касается программы «Медео: право на жизнь. Супер-Медео: право на рождение», то она убедительно доказывает целесообразность строительства крытого ледового стадиона нового поколения в непосредственной близости от существующего катка с созданием Единого спортивного комплекса с открытой и закрытой ледовыми аренами».

2005 год. Газета «Казахстанская правда» публикует серию материалов, в том числе «Супер–Медео» и «Тургень» - главные аргументы Алматы». Материалы представлены в виде интервью с автором программ и предложений Б. Яглинским. В публикациях подробнейшим образом рассмотрены все ключевые и концептуальные вопросы Тургеня и Супер-Медео. Аргументированно изложены методы успешного участия Алматы в конкурсе городов-претендентов на проведение зимних Олимпийских игр.

Наследие Храпунова?

Откуда же тогда появился проект строительства комплекса на Кок-жайляу? Вот что нам ответил Борис Яглинский:

- Проект «Кок-жайляу» появился в то время, когда акимом Алматы был Виктор Храпунов. Именно он и несколько его сотоварищей положили глаз на эти места. Чтобы исключить Тургень как конкурента, они начали распространять в верхних эшелонах власти слухи, что, якобы, этот проект устарел. Причём делали это цинично, скрывая тот факт, что концепция Тургеня существенно переработана с учётом изменений, происшедших в стране и мире за последние десятилетия. В январе 2003 года Храпунов через главного архитектора Алматы С. Баймагамбетова объявил в прессе, что начинается покорение Кок-жайляу. Главный зодчий города объявил, что «здесь разом, не мешая друг другу, смогут быстро спускаться на лыжах с гор 50 тысяч человек!» Такое дилетантское заявление вызвало мгновенную отрицательную реакцию алматинцев. Их мнение обобщили казахстанские участники Тургеньского интерпроекта 1988-90 гг. Ш. Сулеев, П. Дельвер, О. Балыкбаев, А. Бурдилов, В. Чепига, А. Стребличенко, в том числе и я. Мы дали по прожекту Храпунова убийственное заключение.

Под давлением общественности и профессионалов Храпунов отступил от своей затеи. Но затем проект возродился. На мой взгляд, он развивается по чиновничьей инерции. Технически комплекс «Кок-жайляу» несостоятелен. Если в этом месте нет достаточного горного рельефа, то это уже невозможно исправить. К тому же проект «Кок-жайляу» серьезно угрожает экологии города. Всё это в итоге может навсегда похоронить олимпийские надежды Алматы.

Олжас АКБАЕВ

Фото автора, коллаж Игоря ЛОГВИНА

 

В экологию с чёрного хода

 

Авторы проекта горнолыжного курорта «Кок-жайляу» уверяют, что он открытый, экологически безопасный и полезный прежде всего для алматинцев. Прошедшие накануне общественные слушания показали отношение горожан к этому проекту.


Нельзя сказать, что алматинцев активно звали на эту встречу. Скромное объявление в городской «Вечёрке» за пару недель до обсуждения говорило о том, что встреча состоится в здании «Казгидромета» 11 января в 9 утра и что зарегистрироваться можно с 8.30 до 9.00 в тот же день, а также заранее по телефону. Однако электронную рассылку мы получили не от представителей проекта, а от экологических организаций. Благодаря им же нам удалось посмотреть на объёмный документ ПредОВОС (Предварительная оценка воздействия на окружающую среду). На официальных сайтах, включая сайт акимата, этот документ не был доступен. Экологи из «Зелёного спасения» не без труда добыли его в городском управлении туризма за три дня до встречи и разместили на своём сайте. Мы не стали рисковать и зарегистрировались в качестве участников обсуждения заранее по телефону.

Каково же было наше удивление, когда, придя в 8.45 к зданию «Казгидромета», мы обнаружили запертые двери и возмущённую группу экологов, журналистов и обычных горожан. Оказалось, что дверь была закрыта уже в 8.35. Опыт подсказал, что нужно пробиваться с черного хода. Но и там нашу группу из четырёх журналистов встретил кордон из охранников. Нам удалось вызвать человека от организаторов, и после напряжённых переговоров он согласился запустить нас вовнутрь. Нам предложили пройти в конференц-зал. Но мы не могли бросить своих коллег на морозе и отправились к главной двери. Полицейский на входе отказался представиться и сообщить, кто запретил ему пускать людей. Сотрудник «Казгидромета» в конце концов сказал нам, что запрет на вход поступил от организаторов обсуждения в связи с тем, что зал был переполнен.

Поднявшись в небольшой конференц-зал, мы увидели, что он заполнен почти до отказа. Прозвучало предложение перенести обсуждение в более крупное помещение. Но организаторы были неумолимы. После долгих споров они согласились открыть двери и запустить стоявших на холоде людей.

Горячее обсуждение показало, что горожане против застройки последнего уголка дикой природы в окрестностях Алматы. Они сомневаются не только в экологической, но и  экономической целесообразности этого проекта. Как известно, нынешние горнолыжные курорты из-за высоких цен пустуют в будние дни. Но начальник управления туризма Алматы Бакытжан Жуламанов уверен в успехе проекта. «Выбор мест для строительства горнолыжных трасс мы согласовываем с экологами, - утверждает он. - Например, мы отказались от освоения южной части Большого Алматинского озера и остановились на трассах в районе Космостанции. Для скоростного спуска у нас есть трасса протяжённостью 11 километров, она начинается на склонах горы Кумбель. Тургеньский проект перспективен, но он далеко от города. «Кок-жайляу» - это начальный проект, чтобы раскачать туриндустрию. Поэтому нужно начинать с горожан. Только Алматы может дать 150 тыс. лыжников. Проект очень быстро окупится. Государству нужно построить инфраструктуру, и это даст толчок для частных инвестиций».

Владимир Вуколов, автор книг по туризму, профессор: «Разговоры о том, что в этом месте можно построить горнолыжный курорт, сохраняя почву, чистоту воздуха и воды, - это миф. Важно помнить, что продажа любого туристского продукта - это продажа прежде всего безопасности. А в это место постоянно сходят лавины с гребня Кумбеля. Я сам неоднократно был участником спасательных работ, когда люди погибали в лавинах. Именно поэтому там проводились активные лесопосадки. Эти ели и сосны выросли за 40 лет. И что же, наши новоявленные специалисты будут уничтожать деревья, которые не только дарят алматинцам свежий воздух, но и делают Кок-жайляу безопасным?»

Сергей Куратов, председатель ЭО «Зеленое спасение»: «Горнолыжный проект «Кок-жайляу» подразумевает вырубку более 27 гектаров леса. Горные леса исключительно важны для города, они выполняют водоохранные, климатообразующие функции, защищают склоны от эрозии. Они являются местом произрастания и обитания краснокнижных растений и животных, среди которых снежный барс. Снеговые пушки будут забирать воду, в которой город уже сейчас испытывает недостаток. Удивляет и то, что на обсуждении даже не прозвучало мнение представителей Иле-Алатауского национального парка, на территории которого хотят развернуть грандиозное строительство. Я процитирую только одно предложение из представленного ПредОВОС: «Со склона будет видна часть совокупности природных и урбанизированных объектов и смог, висящий над городом, что в целом будет создавать у наблюдателя стойкое ощущение чистоты воздуха и удаления от суеты мегаполиса». Эта фраза звучит словно чёрный юмор.

Авторы проекта «Кок-жайляу» заявляют, что в будущем он может стать решающим фактором для проведения зимней Олимпиады в Алматы. Но неразвитый рельеф местности, высокая лавиноопасность, угроза экологии могут стать серьезными препятствиями для достижения этих целей. Да и вряд ли членов МОК вдохновит алматинский смог, который прекрасно виден с Кок-жайляу. Для того, чтобы громко заявить о себе в очень конкурентном горнолыжном мире, нашей стране нужен суперкурорт. Только в этом случае казахстанцы встанут на горные лыжи, а не сядут в горную лужу.

Олег БЕЛОВ

Фото Вадима КРАВЦОВА

Аргументы и факты Казахстан, №3, 16.1.13

Другие статьи на эту тему:

Живи, Кок-Жайляу! Власти готовы начать строительство на фоне протестов экологов

http://alen_barre.yvision.kz/post/306688

Клип группы «Балаклава» «Алматинский Куршевель»

http://www.youtube.com/watch?v=BlMCwgVhO1M&feature=youtu.be

Другие материалы на эту тему:

http://ottow.narod.ru/k-zh.html

PS

КГУ "Управление автомобильных дорог г. Алматы" сообщает
о проведении 19 января 2015 года в 09-00 ч. (регистрация с 08:30 ч.) общественных слушаний по разделу оценки воздействия на окружающую среду к проекту "Строительство дороги на горнолыжный комплекс "Кокжайлау" по адресу: г. Алматы, ул. Байтурсынова,113, гостиница "Astana International Hotel", конференц-зал "Курултай".
Заинтересованные лица могут предварительно ознакомиться с разделом ОВОС на сайте http://www.uptiad.kz/page.php (ДОКУМЕНТА ПОКА НА САЙТЕ НЕТУ, ОБЕЩАЮТ СЕГОДНЯ ОПУБЛИКОВАТЬ!) или в рабочие дни по адресу: г. Алматы, ул. Жандосова 2, офис 303.
Телефон для справок 8 (727) 392-23-09 (ГИП - Сергей Витальевич). Электронный адрес: kazptp@mail.ru.

alen_barre
16 января 2013, 13:22
8075

Загрузка...

Комментарии

Отличная статья и все по существу!
Коллаж - здоровский!
Молодцы авторы статьи! Постарались! Вам было и сложнее, и легче. Легче в том плане, что не было цейтнота, чтобы опубликовать в день слушаний или на следующий день и можно было спокойно проанализировать события и информацию. Труднее потому, что надо было не повторять уже написанное другими СМИ. Акцент на предысторию вопроса, особенно с мнением президента страны по проекту в Тургене - вообще суперский!
Samson
2
0
vk.com - устроили опрос по этой теме в ВК, просим принять участие.
Как же достали эти тупоголовые мордовороты у власти! Кроме денег ни о чем не думают. "Некоторые люди настолько бедны, что у них нет ничего, кроме денег".
Старые марзматики, все им надо снести и уничтожить. Ради чего? Чтоб нединожды распиленные деньги положить в карман. Жадные и алчные. Не думают о городе вообще. Лучше бы существующие курорты облагораживали, чем разрушать природу строить не понятно что!
Полностью согласна! летом ездили на Кольсай, дорога отвратительная, 10-20 км /в час, как по стиральной доске....
относительно мобильной связи, через некоторые посёлки, вообще не одна связь не работает....
да, даже далеко ездить не нужно касаемо дорог: дорога в Алмарасанское ущелье желает лучшего... просто удивительно, столько заведений: кафе, ресторанов, ведь налоги взимают со всех + с автовладельцев Каскеленского района (только вот не надо говорить то, что если начнут там что то возводить, тем самым и дороги починят), неужели в бюджете нет денег чтобы починить дорогу ??? надо налаживать техническое обеспечение на всех уже имеющихся достояний Алматинской области и беречь всё это для наших будущих потомков.....
отличная работа!
очень хорошая и точная статья!!!!!
Насчёт Храпунова. Не помню какой это был год (могу глянуть), но я видел проект развития горнолыжного курорта в Алматы на столе у Храпунова. Насколько я помню, проект был трёхсторонним, под это даже фонд был создан: Казахстан-Киргизия плюс в проекте участвовал эксперт из Швейцарии. Идеей была постройка железной дороги (типа электрички) из Алматы в Чолпон-Ату напрямую через горы в т.ч. с постройкой туннелей и т.д., с вагонами для пассажиров и автомобильных платформ, а вдоль этой дороги должна была строится горнолыжная инфраструктура: трассы, шале и рестораны. По крайней мере я видел проект именно в таком виде. Позже (в прессе) уже речь шла про какой-то горнолыжный вокзал, откуда в разные стороны расходились бы линии подъёмников.
на одной из туристических выставок в Алматы я даже видел макет горнолыжного вокзала
Этого просто не может быть!!! ФСБ создала эту zipurl.ws базу данных про каждого жителя России, Украины и других стран СНГ. Реально была очень напугана,
вить про меня там много интересного (адреса, номера телефонов, даже мои фото разного характера) – удивляюсь, где они это откопали. Вообще, есть и хорошие стороны - эту
информация можно удалить из сайта.
Советую поторопиться, вить мало ли кто там шарит...


Dasler
0
0
Суперстатья, вот вам и доказательства, что профессиональная журналистика выше на несколько голов чем бредни блогеров
Dasler
0
0
Я за Тургень, дальность расстояния до горнолыжного комплекса не должно останавливать. 100 км это херня.
Dasler
0
0
Нов целом строительство альпийского курорта в Алматы - это жизненная необходимость для города
Жизненная необходимость - это чистые воздух и вода, защита от холода и голода, безопасность, душевная чистота! Всё остальное - это элементарная жадность, праздность и лень, которые исходят от лукавого... Прости, Господи, нас грешных и помилуй!

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Я был удивлён, что в Азербайджане есть Казахский район

Я был удивлён, что в Азербайджане есть Казахский район

Мне как казаху по национальности очень хотелось туда попасть. Оказалось, что климат там намного суровей и люди, говорят, суровые и воинственные. Казах – город на западе Азербайджана...
alidimash
18 янв. 2017 / 21:50
  • 25906
  • 18
10 лучших районов Алматы. Широкие улочки, частные дома, летом – красота!

10 лучших районов Алматы. Широкие улочки, частные дома, летом – красота!

Названия улиц: Садовый бульвар, Солнечный проезд. Красиво звучит не так ли? Прям, как в Москве... Уютные улочки и радующие глаз одноэтажные домики, тихо и свободно, нет динамики, движух и ажиотажа.
gelberdeuet
16 янв. 2017 / 14:45
  • 8021
  • 98
Айсулу Салгарина. Решил пойти в гости к той, что вызывает гордость за казахских девушек

Айсулу Салгарина. Решил пойти в гости к той, что вызывает гордость за казахских девушек

Прошло около 2 лет. За эти годы в моей жизни многое изменилось. И мне стало интересно, какие же изменения произошли в жизни тех, у кого я когда-то брал интервью...
DastanIskakov
14 янв. 2017 / 11:43
  • 5331
  • 7
Многочасовые очереди, смерти в ЦОНах: почему вопросы об этом ставят парламентариев в тупик?

Многочасовые очереди, смерти в ЦОНах: почему вопросы об этом ставят парламентариев в тупик?

Ожидали ли депутаты Мажилиса всего этого? Как планировали этот процесс регистрации, и обсуждали ли его, прежде чем одним нажатием кнопки принять нормы с такими абсурдными временными рамками?
openqazaqstan
17 янв. 2017 / 14:32
  • 4834
  • 22
Сильное ДТП произошло в Алматы на Тимирязева-Байзакова

Сильное ДТП произошло в Алматы на Тимирязева-Байзакова

NoComment (c) Официальный слоган EuroNews. Катастрофа на алматинской утренней трассе началась с того, что водители «Ниссана» и микровена ожидали сигнала светофора на запад по Тимирязева...
ibestreporter
17 янв. 2017 / 22:52
  • 3688
  • 5
Вейпинг безопасен? Эндрю Холл из США тоже так считал, пока что-то не пошло не так

Вейпинг безопасен? Эндрю Холл из США тоже так считал, пока что-то не пошло не так

Эндрю Холл из США считал, что вейпинг безопасен и усиленно убеждал в этом близких. Но как-то раз что-то пошло не так. Это результат взрыва хипстерского устройства - выбило 7 зубов + ожоги и раны...
Maxambet
17 янв. 2017 / 16:28
  • 3553
  • 47
Астана глазами алматинских девушек. Как при таких погодных условиях можно выжить?

Астана глазами алматинских девушек. Как при таких погодных условиях можно выжить?

В спальных районах, и в высотных домах сквозь стены слышно завывание ветра. В особенности ночью. Такие звуки, я слышала, пожалуй, только по телевизору, в фильмах про метель.
Naomi_K
вчера / 12:36
Это поколение просрет страну. 20-летняя молодежь представляет из себя сказочных эльфов

Это поколение просрет страну. 20-летняя молодежь представляет из себя сказочных эльфов

Смотря в очередные пустые глаза вчерашнего студента, приходящего устраиваться на первую работу страшно становится. Потому что сравниваю с теми же китайскими студентами, которые готовы выгрызать себе мечту.
mbaitykov
18 янв. 2017 / 11:34
  • 3614
  • 98
Становится хуже, но как-то постепенно. Беднеем, но тоже как-то не разом

Становится хуже, но как-то постепенно. Беднеем, но тоже как-то не разом

Помню, когда я уезжал и Казахстана, тут было довольно прилично, даже не смотря на то, что жить было невыносимо. Но прилично так. Мусора было меньше. Дороги чистили, вони почти не было. Да и в остальном тоже норм.
shootnix
18 янв. 2017 / 12:49
  • 3113
  • 34