Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
11:25, 07 февраля 2013

Государственный капитализм — Казахский вариант

В Казахстане явно прослеживает политика государственного капитализма. Является ли это хорошим курсом, покажет будущее. Однако пока что государственный капитализм не привел к каким-то знаковым событиям в экономике страны. Политика государства направлена в целом на индустриализацию экономики и уход от сырьевой зависимости. Однако на деле пока что результатов нет. Их и не будет, как бы мы не старались, потому как есть базовые экономические законы, без которых не поднять экономику.

Начальный курс любой экономики может показать, что для построения сбалансированной системы экономической парадигмы требуются ряд элементов:

1. Спрос: внутренний спрос в Казахстане очень мал и развитие крупномасштабного инновационного производства невозможно. Только экспорт, вроде для этого вступили в ТС и рядом Китай, но есть другая составляющая любого инновационного общества:

2. Конкурентоспособность. Здесь все банально, если себестоимость товара выше, чем у аналогичного товара, то твой товар никто никогда не купит, отсюда все упирается в себестоимость

3. Себестоимость. Себестоимость зависит от множества затрат, в том числе, прямые материальные затраты, заработная плата, энергоресурсы, и т. д.

Соответственно, государство должно управлять себестоимостью. Возможно ли управлять себестоимостью в государственном предприятии? Наверное возможно, если существует правильная организация бизнес-процессов.

Но начнем с элементарных вещей, которые на поверхности, но известны всем как аксиома, но про которые никто никогда не говорит. На любом производстве требуются закуп ТРУ, стандартно т.н. бонусные премии за победу в тендерных поставках составляет от 10 до 20%, в итоге, если продукт материалоемкий, то пожалуйста - увеличение себестоимости на 5-20% по сравнению с продуктами, произведенными в странах без премиальной части.

Соответственно, пока в Казахстане не побороть откатные системы - любой наш товар будет не конкурентноспособен и хоть сто программ объявлять о инновационном государстве, эти проекты все обречены на смерть после отхода от государственной поддержки.

ФОТ: Казахстан может похвастаться не самыми высокими заработками, но тут имеется два фактора:

1. Низкий уровень производительности труда, что означает, что в пересчете на единицу производимого продукта у нас получается дороже, чем у конкурентов с высокой организацией труда.

2. Отсутствие кадров, что означает привлечение дорогостоящих кадров из-за рубежа, либо покупка технологий, за которые нужно платить большие деньги или роялти (франшизу и т п).

Это оголяет второй  проблемный вопрос в Казахстане - ОБРАЗОВАНИЕ. Образование и наука - вот куда нужно вкладывать деньги сейчас, чтобы в 2050 году войти в ТОП-30, а не в бутафорные однолетние пафосные предприятия, которые после перерезания ленточки работают максимум один-два года и умирают тихо-тихо.

Какое в Казахстане образование, можно не говорить, банально, в Казахстане сессии не сдают, а разводят. Половина чиновников - доктора наук и кандидаты, правда тоже бутафорные. Наша псевдонаука за последние 20 лет ничего не открыла прорывного, что можно было бы с гордостью сказать - мейд ин Казахстан.

Ошибочные функции государства - это третья составляющая в убивании нашей инновационной экономики.

Вы знаете, кто в Казахстане больше всех зарабатывает - правильно, государственные чиновники. Просто государство должно уяснить - любой откат - это удорожание продукта. Например, строим жилье в Алматы, прямая себестоимость строительства - 500 долларов США, однако чтобы узаконить землю, получить ТУ, разрешения на строительство, защитить проект и т.п. - добавьте еще 300 долларов США на квадрат. Плюс проценты за кредит, административные расходы и стоимость земли, вот Вам 1200-1300 долларов НО, это потом все переходит на себестоимость проекта, а значит на плечи населения, вот Вам и доступное жилье.

Делается в Казахстане только отдельные популистские меры, направленные на ПИАР отдельных менеджеров и государственных чиновников.

Казахстан построил гигантский мегасуперхолдинг, который держит 70% экономики Казахстана. И Вы думаете - это суперэффективный холдинг???

Все показывает на то, что нет нет и нет. И все вышеуказанные простые составляющие себестоимости еще больше раздуваются и перекладываются на выпускаемый продукт, создавая добавочные стоимости в тени либо в посреднических организациях. При этом, этот мегасуперхолдинг использует свои преимущества, в виде не рыночного влияния на своих конкурентов.

Простой пример с ГСМ, почему же в стране дефицит ГСМ. Кто-нибудь перерабатывался на Атырауском НПЗ? Как мне рассказывали - потери до 6%, выхода зависят только от неформальных отношений, плохие отношения - 60% мазута, хорошие и хорошо стимулируешь - 40% мазута и первостепенные отгрузки. Переработка около 90 долларов на тонну, вот пожалуйста, работай дорогой. При этом, в этом году транспортировка нефти по жд увеличилась ровно в два раза, а нефтепродуктов в 1,4 раза.

С чем все это связано - очень просто, убыточное КТЖ решило покрывать часть затрат, хотя может лучше разобраться в себестоимости? Зачем, если можно все очень просто решить, повысив тарифы. Тоже самое касается Атырауского НПЗ, нужно же покрывать дорогостоящие ремонты НПЗ. Отсюда, как мы будем конкурентноспособны и как мы построим инновационное государство?

А все почему, потому что государство не выполняет свою главную задачу - не нужно заниматься бизнесом, нужно создавать условия для бизнеса, только четкие, ясные и самое главное прозрачные бизнес-процессы могут повысить нашу конкурентоспособность.

Конечно, отдельные показательные коррупционные аресты идут на пользу, но это только как дихлофосом по стае тараканов, которые разбегутся на время, но не изведутся.

А так мы всю жизнь будем строить картонные деревни на пути у Президента, а потом просто говорить "Ну, так получилось".

Поэтому в Казахстане системно  проблемы не решаются, а просто нарастают, а решение проблем - это планомерное построение прозрачных процессов, начиная с фундаментов.

С уважением,

Газиз Токанов

             
0
971
0