Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
08:07, 28 декабря 2012

«Власть воюет с собственным народом и... сама с собой!». Мое интервью газете ТРИБУНА-АШЫК АЛАН об итогах уходяшего года

Амиржан Косанов: «Власть воюет с собственным народом и... сама с собой!»

Под конец уходящего года мы беседуем о его итогах с генеральным секретарем ОСДП «Азат» Амиржаном Косановым.

 

–     Амиржан, заканчивается Год Дракона. Воистину этот год был полон событий, по-своему повлиявших, как мне кажется,  на некоторые моменты развития страны. Я понимаю, что всего в общественно-политической жизни было много.  Но что вы можете отметить из наиболее значимого, позвольте сыронизировать, кроме ваших арестов?

–     Несомненно, год прошел под флагом Жанаозенской трагедии. Думаю, что беспрецедентный расстрел мирных граждан 16 декабря 2011 года стал не только шоком для казахстанцев, но и определяющим фактором постжанаозенского поведения власти. И именно эта трагедия предопределила многие последующие инициативы Акорды, особенно в сфере регулирования общественной жизни.

Президентские выборы прошли по старым, ставшим уже вконец обрыдлыми, правилам. Отсутствие в рядах претендентов единого кандидата от объединенной оппозиции было на руку режиму, остальных-то традиционных «мальчиков для битья» НАЗАРБАЕВ победил бы в любом случае. Сейчас я думаю, что мы совершили большую ошибку: нужно было выставлять единого кандидата от всей объединенной оппозиции и бороться за президенство.

–     Говорят, что и к вам обращались с таким предложением?

–     Да. Сейчас можно говорить, что такие предложения поступали мне от ряда оппозиционных партий и организаций. Но я принял для себя чрезвычайно ответственное решение и поставил партийные интересы выше личных.

В парламент не была допущена реальная легитимная (в ситуации нерегистрации партии «Алга!» и приостановления деятельности КПК) оппозиция в лице нашей партии ОСДП «Азат». Причина тоже жанаозенская, ибо мы с другими коллегами по оппозиции сразу же начали поднимать эту неприятную для Акорды тему, и ни одна из попавших в мажилис партий даже не посмела и пикнуть о трагедии!

В результате аппаратных интриг и лоббизма псевдооппозицонности, мы получили де-юре трехпартийный, а де-факто... тот же однопартийный парламент, так как две вошедшие в мажилис партии на самом деле играют роль мальчиков на побегушках для правящего «Нур Отана». Конечно, бог любит Троицу. Но не такую жалкую...

В результате, не найдя трибуны в парламенте, имеющие место в обществе протестные настроения в начале года вылились на площадь перед памятником Абаю.

Не понятно также, для чего «сменили» правительство? Оно ново... старое. Те же лица, то же поведение, и, как следствие, те же результаты. До сих пор нет стратегии на будущее, все по-старому: пожарная команда для тушения то здесь, то там возникающих очагов возгорания, к тому же мало чем напоминающая сплоченную команду единомышленников.

Знаете, какая у меня заветная мечта?

– Не знаю...

Это увидеть наконец-то пресловутые планы «А» и «Б», применительно к двум сценариям развития событий в кризисных ситуациях. Правительство с помпой заявило об их разработке, но до сих пор не огласило их. Видимо, по той простой причине, что план на случай второй волны кризиса не будет совпадать с нынешними слишком оптимистичными заявлениями президента...

Форсирование реализации идеи Евразийского союза вызвало протест в обществе и стало причиной очередного объединения оппозиции, которая выступила с инициативой проведения общенародного референдума.

Ясно одно: сотрудничать и иметь выгодные экономические отношения с соседями, включая и Россию, надо. Но не в ущерб Независимости и самостоятельной внешней политике Казахстана! Пока в схемах реализации идеи Таможенного союза и Евразийского союза я формулы сохранения суверенитета не вижу!

Серия массовых убийств, которая преподносится официозом исключительно как проявления терроризма, потрясли страну! Никто уже не рассматривает Казахстан как образец стабильности. Что удивительно, ни один высокопоставленный чиновник, ответственный за допущение этих чудовищных акций не был наказан! Вместо генералов, проморгавших и терроризм, и экстремизм, и иные преступления, наказали пожизненным сроком 20-летнего пацана ЧЕЛАХА! Теперь все бастыки в лампасах должны молиться на него, если уж не как на икону, то как на громоотвод уж точно!

– Да, «свезло» начальникам с трагедиями..

– Но Жанаозен заставил всех казахстанцев всерьез задуматься и стал причиной важнейшего психологического изменения в их сознании: люди уже не уверены в том, что власть в час «Х» не будет стрелять в своих же граждан! И этот перелом чрезвычайно важен, ибо напрочь опровергает тезисы официоза о поддержке власти подавляющим большинством населения! После кровавой бойни в Жанаозене никакой социологии для определения параметров протестных настроений и не надо! Власть своими руками, точнее, оружием против мирных граждан, подняла эти параметры на доселе небывалую высоту!

Жанаозен также заставил власть в срочном порядке менять законодательство, регулирующее общественную жизнь. В год Дракона приняты поистине драконовские законы. Под флагом борьбы с терроризмом закручиваются гайки. И все понимают, что все эти нововведения направлены не столько против криминала, а, в первую очередь, против тех, кто критикует власть и выражает свое несогласие с проводимой ею политикой. Все это напоминает мне попытку власти загнать обратно в бутылку... джинна свободомыслия, который давно уже вышел оттуда и больше не хочет туда возвращаться.

– Кстати, говоря о начавшейся было волне протестов, когда происходил своеобразный «Оккупай Абай» в Алматы и некоторых других городах Казахстана. Почему, как вы считаете, движение захлебнулось? Люди разуверились или были напуганы репрессиями?

– Тому есть несколько причин.

Во-первых, одной только горькой темой Жанаозена сложно было каждый месяц собирать большое количество граждан на митинги. Она, конечно, будет всегда важна и востребована, но повторы никогда не были привлекательны для слушателей.

Во-вторых, нужно было выдвигать новые, востребованные жизнью и гражданами, понятные и убедительные лозунги. Чтобы каждый казахстанец почувствовал свою личную сопричастность к тем или иным озвучиваемым нами проблемам. Конечно, мы старались поднимать такие темы, но, видимо, не так эффективно.

В-третьих, излишняя централизация управления в самой оппозиционной среде тоже навредила процессу: стоило некоторых посадить на 15 суток, как сказались несовершенства в организации общих для всех партий митингов. Хотя  такая ситуация привела к появлению новых, активных сторонников оппозиции, появилась группа «НЕсогласных» и другие. Это уже хорошо!

И, конечно, как вы сказали, многие были напуганы этими жесткими посадками.

Все эти недостатки надо искоренять и сообща разрабатывать новую тактику оппозиции в проведении таких акций.

Мое убеждение: не нужно сопоставлять количество пришедших или не пришедших на тот или иной митинг с количеством протестного электората, или тех, кто будет голосовать на очередных выборах за или против действующей власти. Просто многие казахстанцы не считают митинги единственной формой проявления протеста. У нас пока протест мирный, он все еще зреет в умах. Но от зародившейся в головах протестной идеи до митинговой площади – путь не очень долгий. Этому учит нас история, как древняя, так и новейшая...

Продолжая эту тему. 16-17 декабря на мероприятия в Алматы пришло не так много народа, чтобы почтить отныне навечно скорбные даты в истории казахского народа и страны. Между тем некие «орлы Желтоксана» предложили переименовать Астану в  Нурсултан.  Елбасы действительно устраивает людей, когда-то вышедших на Алан бороться против тоталитаризма, повторяющегося ныне в несколько иной форме? Или, как всегда это бывает в истории, без ренегатов не обходится?

– Сам вместе с сокурсниками по журфаку КазГУ был на площади Брежнева 16 и 17 декабря 1986 года. Но не считаю себя героем, таких как я там были десятки тысяч. И не понаслышке знаю ситуацию в среде желтоксановцев. Есть те, кто реально пострадал за участие в восстании. И есть те, кто позже примазался к ним и свой псевдостатус сделал неплохим бизнесом.

Не думаю, что тот, кто на самом деле 26 лет назад выступал против тоталитаризма в СССР, теперь будет поддерживать авторитаризм в сегодняшнем Казахстане. Это по крайней мере нелогично, если не сказать – предательство идеалов, ради которых и выходили на площадь Брежнева молодые люди.

Просто власть привыкла рулить всеми и вся, и некоторые организации желтоксановцев попали под это. Хотя на самом деле обидно: дух Желтоксана не должен быть игрушкой в руках чиновников, это нечто святое и сакральное, которое невозможно измерить размерами выданной по ордеру акимата квартиры или очередного гранта!

– Безусловно, инцидент с экс-руководителем Администрации президента (АП) Асланом МУСИНЫМ и его протеже братьями РЫСКАЛИЕВЫМИ повлиял на расстановку сил т.н. элитариев. Но чего-то кардинального не произошло. Это до поры до времени, или как у ГОРЬКОГО, «буря, скоро грянет буря»?

– Ушел Мусин, пришел МАСИМОВ. И ничего не изменилось в общеполитическом поведении власти. Это обстоятельство как раз является доказательством того, кто на самом деле принимает главные политические решения в нашей стране. Президент не позволит никому играть по собственным правилам: все должно идти только по его велению и хотения! А очередные формальные руководители АП или правительства всего лишь безропотные исполнители его приказов.

Конечно, эти люди могут реализовать присущие только им какие-то миниизменения или миниинициативы, выдвинуть, скажем, своих людей на какие-то должности или пролоббировать очередной суперпроект с хорошей финансовой составляющей. Но все это возможно в рамках общей, определенной самим президентом политики: шаг влево или вправо или прыжок на месте – расстрел! В прямом или переносном смысле.

Это важно для понимания меры ответственности действующей власти и ее конкретных персон  в происходящих в стране событиях. Как позитивных, так и негативных.

Такое ощущение, что сие обстоятельство весьма устраивает ближайшее и давно уже опередившее самого президента по всем параметрам (финансовым и иным) окружение. Ибо в постназарбаевский период у каждого у них будет возможность сказать: я тут ни при чем, решение принимал не я...

Хотя есть «маленькое» уточнение: чем ближе постназарбаевский период, тем значимей будет нахождение в ближайшем окружении елбасы по типу: кто окажется в нужное время в нужном месте рядом с ним...

В результате всего сегодняшняя власть воюет на два фронта: с собственным народом, жестко подавляя оппозицию и... сама с собой, точнее с кланами внутри себя. В таких войнах ей невозможно победить!

– Примерно год назад я прогнозировал, что старшая дочь президента Дарига должна стать спикером мажилиса. По-моему, мои предположения сбываются, глядя на ее бурную деятельность в мажилисе и до тошноты постоянное мельтешение на всех телеканалах, сайтах, газетах. Что может стоять за ее «кипучей» активностью? Отец  укрепляет ее тылы?

– Глава семьи может опираться на дочь, сына, внуков, но глава государства должен опираться на граждан, независимо от родственного отношения к нему лично. Потому что этот пост не должен предполагать родственной составляющей!

Лично я всегда выступал против династийного варианта передачи власти. Об этом я говорил в разные периоды чрезмерной активизации членов семьи Назарбаева на различных поприщах. Считаю, что это не наш путь. К тому же он может спровоцировать мощное межэлитное противостояние (если не сказать больше!) с тяжелыми для общества последствиями. Честно говоря, я не думаю, что президент пойдет по этому чрезвычайно зыбкому пути.

Но надо понимать, что само определение «Семья» относительно Назарбаева сейчас неимоверно расширено и подразумевает не только родственные отношения. Близость и аффилированность по другим видам родства и биографии, совместному ведению бизнеса и общим финансовым интересам иногда похлеще, чем ношение одной фамилии! Сейчас идет борьба не на жизнь, а на смерть за приобретение этого вожделенного статуса!

Хотя считаю, что любой, кто примерет на себя тогу преемника с такими полномочиями и такой неоднозначной историей, по сути  политический камикадзе! Ибо создав олигархическую по форме и содержанию власть, президент изначально заложил мину замедленного действия: каждый из них считает достойным быть преемником только себя (или своего ставленника), все они самодостаточны и способны реально бороться за высший пост. А это уже конфликт с далеко идущими последствиями. Считаю, что президент пока может предотвратить все эти потенциальные эксцессы только одним путем.

– Назвав преемника сейчас?

– Нет! Второго Назарбаева казахстанский Боливар не выдержит! Этот путь – создание уже сегодня реально многопартийного парламента из 300 человек и допущение туда всех имеющихся в обществе политических сил и авторитетных персон. И в случае смены власти именно этот коллективный орган мог бы стать главным действующим лицом и гарантией стабильности в обществе!

– В связи с этим, что-то уже давно мы не слышим разоблачений ее бывшего мужа, зеленые глаза которого, по словам Дариги Нурсултановны, произвели на нее большое впечатление. С чем связано его «молчание ягнят», в отличие, например, от того же Мухтара АБЛЯЗОВА?

– Есть политические отношения и есть чисто семейные связи. Не думаю, что стороны конфликта высказали публично абсолютно все претензии друг другу. Наверняка, есть много чего, о чем знают только члены семьи Назарбаева.

Этим и объясняются то и дело повторяющиеся то активность, то пассивность, а то и просто молчание экс-зятя.

Я уже говорил, но повторюсь. Конечно, монополии на критику власти нет. И у АЛИЕВА есть полное право оппонировать Акорде, тем более что он знает многие секреты акординского двора.

Но для того, чтобы с открытым лицом находиться в рядах политической оппозиции, он должен ответить на все имеющиеся в обществе вопросы относительно периода его деятельности, когда он был одним из руководителей КНБ. А многие из этих вопросов имеют страшную подоплеку, связанную с похищениями и убийствами людей, рейдерством, провокациями против бизнеса и оппозиции. Например, у меня тоже есть вопросы относительно жестокого избиения меня и моей беременной жены группой людей в масках и с дубинками в августе 1998 года, провокаций против меня и моей семьи в начале 2000 года, уголовного преследования в 2003 году. Сможет ли он доказать свою непричастность к этим акциям устрашения?

– Под занавес года скоропалительно вынесли приговор погранцу Владу Челаху. До сих пор, по моим наблюдениям, большинство граждан не верит в его виновность.  Главное, ни с той, ни с другой стороны не прозвучало слов о мотиве преступления. Выходит, всей правды мы при жизни не узнаем?

«Өтіріктің құйрығы бір тұтам» («У лжи короткий хвост», говорят казахи). Лично я изначально не верил (и сейчас не верю) в то, что всю заставу расстрелял 20-летний пацан. Может, он и имел какое-то отношение к случившемуся, но делать из него эдакого Рэмбо не совсем уместно. Реальная жизнь – не Голливуд.

Мне кажется, что единственная и реальная вина этого пацана в том, что он остался жив. Если бы он погиб вместе с коллегами, власти наверняка придумали бы другой умопомрачительный сюжет, дабы скрыть истинные причины произошедшего. Слава Богу, есть подручные прокуроры и суды, которые вынесут любое угодное для власти решение!

Согласен с вами: судя по тому, что вся генеральская рать ополчилась против одного рядового, вся правда еще не выяснена.

Тем временем на фоне одних громких дел как-то забывается другое чудовищное преступление – в Иле-Алатауском национальном парке. Так же, как и расстрелы людей, без суда объявленных боевиками и террористами, даже не взятыми в плен. Власть решила действовать жестко и беспощадно, напоказ всем выставляя свою якобы решимость?

Есть две стороны этой «террористической» медали.

Несомненно, угроза нестабильности, включая такие актуальные тенденции, как радикализация всех видов и форм противостояния власти существует в каждой стране, включая Казахстан. Такие явления, как терроризм и экстремизм, позволяющие совершить страшные деяния в национальных парках и т.д. – у нас уже не столь шокирующая новость.

Да, обделенная, униженная олигархическим рынком и оскорбленная бесконтрольной властью безработная молодежь идет в сомнительные секты и питается отнюдь не миролюбивыми идеями. Но кто в этом виноват? Почему после очередной «высокопрофессиональной» спецоперации где-то в микрорайоне Алматы или Атырау не остается ни одного террориста, которого можно было наглядно показать миру?! Это большой вопрос, который уже создает в обществе мнение о возможности инсценирования такого рода событий.

Да, власть действует жестко и беспощадно. И это помножено на явный непрофессионализм в борьбе с террористами!

Просто становится страшно за страну: а как будут защищать нас наши силовые структуры в случае реальной, не показушной опасности?!

– И еще. Чем, на ваш взгляд, вызвано поспешное обращение к народу с Посланием Н. Назарбаева и объявлением новой программы «Стратегия 2050»? Лично меня, как бы помягче сказать, удивили его слова о том, что «Стратегию 2030 мы выполнили». Это при том, что сельское хозяйство лежит на боку, вообще в экономике мы о сих пор не вышли на показатели «развального» 1991 года, люди до сих пор пьют воду из арыков, коррупция стала национальной фишкой и прочих прелестях «успешной реализации» «Стратегии пол-девятого».

– Знаете, для меня важны не форма или время подачи очередного Послания. Важны идеи, которые могли бы решать острейшие проблемы в обществе и дать позитивный настрой для общего развития.

К сожалению, год от года тексты Послания президента подвергаются все большему и большему остракизму и критике со стороны простых казахстанцев! Нет искренней поддержки и сопереживания. А есть уже сатирические комментарии относительно тех или иных, не очень уместных оценок и инициатив президента.

Такое ощущение, что этот документ пишется или теми, кто намеренно желает подставить президента в глазах плюралистического общества, или на самом деле они идут на поводу самого президента, который, не зная истинное положение дел в стране, диктует им свои тезисы.

Хотя в нашей ситуации одно другому не мешает.

– И напоследок, вы можете сказать несколько слов нашим читателям, как елбасы со своим недавним посланием, только можно, я не буду аплодировать вам в нужных местах? Да и суфлера для отмашки у меня нет.

– Скажу как гражданин, по Конституции имеющий право на свободу выражения слова.

Все мы должны понимать, что неадекватная и самовлюбленная власть это и есть самая главная опасность для нашего развития!

Сможем ли мы ее поменять сегодня и сейчас?

Пока вряд ли. Тому есть много причин. Хотя система настолько уродлива и непредсказуема, что может сама рухнуть в мгновение ока!

И потому мы становимся заложниками проводимой кучкой приближенных к президенту людей квазигосударственной политики! Наши не очень массовые протесты, возможно, вызывают у них усмешку.

Но я боюсь не их усмешки. Я боюсь усмешки Истории, которая может отодвинуть нашу страну на задворки цивилизации. По всем параметрам мы начинаем отставать от среднеразвитых стран (бравые и тенденциозные данные нашего статагентства о том, что «мы в 5-ке динамично развивающихся стран мира» – не в счет, они исключительно для ушей и глаз президента)

Важно одно: власть наконец-то должна осознать необходимость наличия инакомыслия в обществе, как непременного условия движения вперед и понять, что люди, которые высказывают альтернативное мнение о состояние дел в стране, не есть враги народа, а патриоты.

Нужна революция в умах! И в сознании сограждан, которые должны понять, что без активности каждого не бывает активности миллионов. И чем пассивнее граждане, тем активнее власть в подавлении их прав!

И в осознании самой власти, коль не пойдешь на эволюцию, можешь получить революцию!

Беседовал Алмат Азади

 
0
632
0